Город и пригород третий день живут в режиме ЧС: на набережной, у дачных поселков и сел строят дамбы. Для подтопленцев в Благовещенске развернуты пункты временного размещения людей, там уже живут первые постояльцы.
Мы остались дома и переехали на второй этаж. Никакого геройства или безответственности: даже по самым негативным прогнозам развития паводка река Чёрного дракона максимум зайдет на первый этаж. И это мы уже проходили.
Амур за восемь лет жизни на границе с Китаем мы видели только во время прогулок — он от нас примерно в 300 метрах. До нашей улицы Амур-батюшка никогда не доходил, даже если решал разгуляться. Зато последние три года нас топит его приток. И если сейчас вода прибывает: медленно, сантиметр за сантиметром, то в прошлые разы после ливней мы просто просыпались ночью посреди озера.
Август 2020 года.
На коллективное письмо мэру пришел ответ: виновата массовая стихийная застройка домов на русле реки — и теперь она мстит людям. В общем, плавали — знаем!
Соседское предупреждение
Когда гидрологи дали первые прогнозы о том, что в область идет паводок из Забайкалья и уровень Амура может превысить печальные отметки прошлых наводнений, появилась тревога: а вдруг и до нас дойдет? Но оптимизм взял вверх: мы далеко.
Однако во вторник утром, когда я поливала грядки, из-за забора выглянула соседка Вера и поинтересовалась: «Все-таки поливаешь, да?» На мой вопросительный взгляд печально ответила: «Да мы с Лёнькой картошку окучиваем и думаем: мож, не надо? У нас же в 2013 году в огороде вода стояла. Сколько? Метр примерно».
Я мужественно дополивала грядки и поняла: будем верить в лучшее и готовиться к худшему.
В то, что Амур про нас не забудет, стало понятно уже на следующий день. Наш ручей начал подниматься. Тихо, спокойно и неизбежно. Вечером вода уже поднялась к мостику — примерно на полтора метра. Все эти дни сводки МЧС и регионального правительства говорили об одном: идет большая вода, сотни домов вдоль Амура и Зеи подтоплены. «Выть хочется — все утонуло», «Спасаем собак и коз», «Жители Ивановки ездят на лодках по улицам», — примерные заголовки «Амурской правды» тех дней.
Кругом вода
В четверг я еще спокойно собиралась на работу — утром вода по-прежнему стояла у моста. Однако когда я в нарядном платье и в туфлях на каблуках пошла к воротам, навстречу по двору уже бежала речка.
Джинсы, кроссовки и экстренная поездка в магазин. В тележке все самое необходимое: хлеб, картошка, огурцы, помидоры, яйца, сосиски, «Доширак», шоколадки и бутылка водки (для внешнего и внутреннего применения). Конечно же, провизия для собаки и кота: корм и любимые куриные лапки.
Дома отварила картошку в мундире, яйца, сосиски, водку кинула в морозилку. Сварила домашнюю курицу, купленную на фермерском рынке. Налила кипяток в термосы — мама всегда так делает, когда в Береговом предупреждают о плановых отключениях света.
Подняла вещи с первого этажа на второй. Благо их там уже не так много — уменьшаются с каждым наводнением. В гараже переставила повыше соленья — мамино лечо, огурцы, помидоры и последняя банка острого маринованного перца, закрученная ледовым художником Валерием Константиновичем Мельниковым.
В огороде нарвала укропа и лука — понимала, что грядки неминуемо уйдут под воду.
Вчера утром проснулись — Амур во дворе. Нет, он не хозяйничал, он тихо, сантиметр за сантиметром заходил во двор, огород, баню.
Урожая опять можно не ждать. Одна надежда на огурцы в бочках — опять же мамина система, стоят высоко и пока надежно. Вчера днем надела болотники и полила их. И цветы в горшках, которые перетаскала на стол в беседку.
Без света, зато с надеждой
Сегодня утром на первом этаже вырубило свет — включать боюсь, лучше подождем. Перенесла чайник, пьем кофе с шоколадками. Собака спит на кровати — у нее стресс от паводка, ей можно. Кот обиделся и ушел на подоконник, где его никто не тревожит.
За двое суток Амур полностью затопил двор, вода в гараже. Над нами второй день летают вертолеты, со стороны Ленина слышна работа тяжелой техники. В регионе мощная группировка дальневосточных спасателей, сотни добровольцев строят дамбы, в отрезанные водой села завозят хлеб и воду. Никто не брошен, чрезвычайная ситуация под контролем.
На сайте и в соцсетях «Амурской правды» каждые 15—30 минут оперативная информация о ЧС и борьбе с ней: спасибо коллегам из пресс-службы губернатора, мэрии Благовещенска, энергетиков ДРСК, МЧС. Паники нет — все и всё понимают.
За эти дни телефон не умолкает: родные, друзья, коллеги, знакомые и незнакомые (просто подписчики в Instagram) предлагают помощь: готовы забрать в квартиры и дома, вывезти мебель в гаражи, привезти продукты — самые отчаянные готовы на лодке приехать. Как говорится, друзья познаются в беде — и в воде.
Сегодня и завтра уровень реки выйдет на пиковое значение — ждем, надеемся и верим, что все будет хорошо. Все живы и почти здоровы. После прогулки по двору в болотниках замерзла — парю ноги с горчицей и пишу репортаж из подтопленного дома.
На лодке по улице Ленина: главред АП выплыла из затопленного дома, чтобы вернуться — продолжение репортажа о водном заточении.
Возрастная категория материалов: 18+
Прочитала на одном дыхании. Жизненно, мудро, щемяще... Держитесь!
— Идея