Фото: Светлана МитинаФото: Светлана Митина

Если амурская инициатива обретет поддержку, амурчане, дома и огороды которых регулярно встречают большую воду (или такой риск есть, и когда затопит — лишь вопрос времени), получат возможность взять дешевую ипотеку и переехать. Туда, где паводки не угрожают каждое лето забрать урожай и зайти в дом без спроса.

Глава региона объяснил на встрече с журналистами, что ждет Ивановку Зейского района, жители которой этим летом снова стали подтопленцами, и другие амурские села, рискующие из-за своего расположения в поймах рек уйти под воду. Какой должна быть стратегия региона в нынешних климатических условиях и как Приамурью жить с оглядкой на постоянные паводки — в этом материале.

«Не надо себя обманывать»

Сегодня смена места жительства на более безопасное — такое, где нет прямых рисков стать подтопленцем, — главный совет амурчанам из сёл, находящихся в зонах подтопления.  Для этих населенных пунктов, а их в Амурской области больше двухсот, каждое лето может закончиться наводнением и потерей имущества. После нескольких паводков, которые регион пережил, начиная с 2013 года, власти Приамурья пришли к однозначному выводу: если село стоит в границах зоны затопления, там лучше не жить. И вопрос даже не в том, затопит ли такой населенный пункт, а в том — когда затопит.

— Самое главное — не надо себя обманывать, — просит сельчан, которым грозит оказаться в эпицентре паводка, губернатор Василий Орлов. — Если село у нас расположено в зоне затопления, значит, там жить нельзя. Вопрос только времени, когда такой населенный пункт затопит.

«В этом году поставим точку в определении зон затопления»

Сейчас регион заканчивает растянувшуюся на несколько лет работу по определению всех зон подтопления в Приамурье.

10

амурских муниципалитетов пострадали от паводка в 2022 году

— Три года мы ведем эту работу, в 2022-м она будет завершена по всей области. Это касается порядка 250 населенных пунктов, — уточнил Василий Орлов.

В 2020 году в регионе определили границы зон, куда с большой вероятностью может прийти большая вода, для 10 сел, в 2021-м — для 46.

— И в этом году у нас в работе оставшиеся 200 населенных пунктов. Почему мы шли по такому алгоритму? Во-первых, это недешевая история. На каждое село нужно порядка 1 миллиона рублей. Мы 250 миллионов рублей из областного бюджета выделили на то, чтобы провести соответствующие исследования, — пояснил губернатор, — и хотели удостовериться в качестве этих документов. Поэтому в первый год был пробный шар — десять населенных пунктов, как раз те, которые сильно в первую очередь тонули — Владимировка, Усть-Ивановка и так далее. Во второй год занимались уже 46-ю населенными пунктами, туда же включили Ивановку Зейского района. По всем прочим селам, где риски наводнения меньше, работу завершим в этом году. И поставим точку в определении зон затопления по всей территории Амурской области.

«Если село расположено в зоне затопления, значит, там жить нельзя».

Строить в рискованных зонах запретят

Следующим этапом, планирует губернатор, станет внесение изменений в градостроительные документы.

— В этих зонах затопления будет запрещено любое строительство, — подчеркивает Василий Орлов.

Одно из предложений, которое власти региона озвучили на уровне председателя Правительства РФ Михаила Мишустина, касается дачной амнистии.

— Сегодня, даже если мы запретим строить в зонах затопления, в соответствии с дачной амнистией там все равно можно будет поставить дом, и в судебном порядке его зарегистрировать. И, как следствие, «утонуть» во время очередного паводка, а потом ждать мер государственной поддержки. Мы предложили сделать исключение из этой нормы в рамках дачной амнистии. Указав, что в зонах затопления запрещается ее применять, — объяснил глава Приамурья. — Каждое наводнение нас делает более опытными и более умными. Поэтому примерно так будем действовать.

Пресечь возможность перепродать утонувший дом

Что ждет население амурских сел, попавших в границы зон затопления, очерченных в области? Губернатор ответил и на этот вопрос.

— В каких-то случаях у нас строятся берегозащитные сооружения, как, например, в Благовещенском районе. В каких-то — есть возможность отселять людей. В том числе за счет мер поддержки, которые предоставляются тем, кто по факту уже «утонул», — отметил Василий Орлов. — В последние несколько лет, принимая решение о выплатах на приобретение нового жилья, мы не ограничивали людей в географии переселения. Хочешь в Благовещенск переехать — нет вопросов, переезжайте. Единственное, было два условия. Первое — ты не имеешь права покупать жилье в зонах затопления, чтобы тебя повторно не утопило. Второе — то жилье, которое было повреждено паводком, ты обязан передать в муниципалитет.  Мы такие дома уничтожаем для того, чтобы они не перепродавались третьим лицам и не пришлось снова переселять людей из того же самого жилья. Очень простые правила. Более того, они взяты на федеральный уровень от Амурской области — как наше ноу-хау — и уже растиражированы по всей стране.

«Не все хотят уезжать с насиженных мест»

Фото: Светлана Митина

Когда и как будут переселять людей из Ивановки Зейского района, которая этим летом снова ушла под воду, — еще один актуальный сегодня вопрос.

50

подтопленных в Приамурье домов, которые признали поврежденными в результате ЧС 2022 года, ранее уже были непригодны для проживания. Их владельцы получали от государства выплаты на новое жилье. Повторная помощь по таким домам законом не предусмотрена. «Но среди жильцов есть люди, которые честно купили такое жилье, не зная о том, что оно уже было когда-то подтоплено во время паводка и признано аварийным. Людям, которых ввели в заблуждение, нужно помочь», — подчеркнул Василий Орлов

— По поводу таких населенных пунктов, как Ивановка — да, мы понимаем прекрасно, что не все люди хотят уезжать с насиженных мест. Детство там прошло, родители жили, могилы там находятся. Все это понятно. Но обманывать себя не нужно, — еще раз попросил сельчан посмотреть на ситуацию здраво Василий Орлов. — Мы ничего не сможем сделать с текущим изменением климата. И река Зея все равно выходит из берегов... По Ивановке еще в 2013 году было понятно, что она тонет и будет тонуть.  Я вам абсолютно с большой уверенностью могу сказать, что она будет тонуть и впредь. Когда в 2013 году люди здесь «утонули», им предоставили выплаты, и многие построили новое жилье там же вместо утраченного — на мой взгляд, ну, мягко говоря, не очень эффективное решение. Потому что тонуть будут все равно. И даже если дома построили на сваях, подняв чуть повыше, и в сам дом вода не зашла, что уже хорошо, но приусадебное хозяйство ведь все погибло, огород — погиб. Из таких населенных пунктов нужно просто переезжать, и для себя это четко сформулировать. Других решений нет, — уверен глава региона.

Льготная ипотека для людей, проживающих в зонах затопления, как раз и помогла бы простимулировать сельчан на переезд, заметил губернатор.

За последние несколько лет из зон затопления после наводнений область переселила больше полутора тысяч семей. За счет выплат из казны РФ.

— Алгоритм очень простой, очень понятный: средства федерального бюджета. Мы формируем заявку, комиссия признает жилье аварийным, пригодным к капремонту или не пригодным. Определяется реестр, смотрится численность проживавших. И площадь утраченного жилого помещения. Заявки даются на федеральный центр, Минстрой России этим занимается. И, соответственно, выделяется финансирование (из практики прошлых лет — в течение нескольких месяцев). Вот эти меры поддержки, про которые я говорил, — с условием не покупать жилье в зонах затопления — позволили нам из таких зон выселить 1 700 домовладений. Работу будем продолжать. Это, на мой взгляд, единственно правильный алгоритм решения проблемы. Другого я, к сожалению, придумать с командой не смог. Если есть другие предложения, готов обсудить, — открыт к диалогу глава региона.

«Единственное стратегическое решение — начать беречь природу»

Что делать в новых климатических условиях, когда регион стабильно тонет практически каждый год, — начать беречь природу и повернуться лицом к зеленой энергетике, отвечает губернатор Василий Орлов. А вот поможет ли каким-то образом проведение климатического форума в Амурской области, глава региона не уверен.

«Скорее всего, топить будет каждый год»

Фото: Светлана Митина

— Климатический форум мы можем провести, и не один. Но вопрос в эффективности этого форума. Это научная тема, очень глубокая, надо, конечно, чтобы специалисты комментировали. Из того, что я понимаю в этом вопросе — сегодня с учетом очень быстрых, динамичных изменений в природе научное сообщество работает в режиме квази-статистики. То есть они говорят — да, скорее всего, будет топить часто, скорее всего, каждый год. Почему? А потому что 30 % льдов на шапках полюсов растаяло и эта вода где-то циркулирует. Но сказать, где конкретно наводнение произойдет, сегодня не может ни один ученый, к сожалению, — констатировал Василий Орлов.

Он обратил внимание на то, что климатические проблемы сегодня касаются не только Амурской области, но и Дальнего Востока, всей России и мира.

— В Европе то засуха, то наводнение. Посмотрите, что происходит у нас на Кавказе, когда мелкие речки выходят из берегов из-за аномальных осадков, гибнут люди (у нас, слава богу, такого нет). Посмотрите, что в Приморье с тайфунами происходит. Как Якутия горит. Почему горит? Потому что туда не уходят грозовые фронты, в том числе из Амурской области, несколько лет подряд… И так далее. И по каждой буквально территории есть вот такие экологические проблемы. Сегодня глобального ответа, что с этим делать, нет, — заметил глава Приамурья.

Главный совет дают ученые, призывающие весь мир обратить первоочередное внимание на экологию.

— Есть глобальный ответ от мирового научного сообщества. Он в том, что  надо начать беречь природу. По сути, это единственное стратегическое решение, как можно это все более-менее контролировать. В противном случае вот такие неожиданные ЧС будут происходить все чаще и чаще. И не только в Амурской области, но и везде. Собрать экологический форум можно. Но даст ли он нам готовые решения — что делайте вот это и это, и будет все хорошо — вот тут я очень сомневаюсь, — говорит губернатор.

Пострадавшими от паводка в этом году признали 371 жителя Амурской области. Общая сумма выплат в связи с утратой имущества первой необходимости составила 34,9 миллиона рублей.

Ставка на зеленую энергетику

Фото: cdelayremont.ru

Василий Орлов акцентировал: наводнения, которые теперь повторяются практически ежегодно, с каждым разом проходят с новыми метеорекордами.

— И гидрологи, и экологи — все констатируют: такого не было за всю историю метеонаблюдений. Так, в этом году у нас на севере два дня подряд было по 100 миллиметров осадков, на третий день — 50 миллиметров. Итого за 3 дня — 250 миллиметров осадков. В результате в Тынде затопило те территории, которые в принципе никогда не должны были быть затоплены. А это новый город, молодой, который был спланирован лучшими советскими проектировщиками, — напомнил губернатор. — В чем ученые сходятся — в том, что это все результаты глобального потепления. Растаяла часть шапок ледников. Соответственно, полярных льдов. И эта вода — она сегодня циркулирует в атмосфере. Рано или поздно она где-то падает на землю, создавая вот такие проблемы. Поэтому очень важна повестка зеленой энергетики.

100

километров дорог

25

мостов

10

водопропускных труб разрушило наводнение-2022

Амурская область в этом смысле — в тренде. Регион может похвастаться высоким гелиопотенциалом — в области очень активное солнце. На Восточном экономическом форуме в этом году было принято решение — в Благовещенском районе будет построен солнечный парк.

— У нас действительно очень яркое солнце — 300 дней в году. При этом есть потребность в обеспечении тех или иных участков, в частности резидентов ТОР, электроэнергией. Поэтому подписали на ВЭФ соглашение, о строительстве в районе сел Ровное и Волково в Благовещенском районе парка на солнечных батареях. Мощность его порядка 20 мегаватт. Это первый этап. А вообще их предусматривается два. Площадь парка пока — 15 гектаров. Инвестор — компания «ЭкоЭнерджи Групп» — подал заявку на включение в ТОР. И электроэнергия будет направляться резидентам ТОР «Приамурская», это, собственно, предмостовая зона. В следующем году должно начаться строительство. В 2024 году парк должен быть введен в эксплуатацию. Мы приветствуем такого инвестора. И рассчитываем, что через два года парк заработает, — надеется Василий Орлов. — Для нас это новшество. Но вместе с тем с учетом мировых трендов по зеленой энергии — думаю, человечество никуда не денется и будет принимать решения по защите окружающей среды, даже несмотря на то, что сейчас, конечно, ситуация поменялась в Европе в связи с последними политическими событиями. В противном случае мы просто не сможем существовать на планете Земля. Поэтому альтернативная энергетика — очень важный элемент. И мы очень приветствуем таких инвесторов, которые в Амурскую область заходят.

«С учетом наводнений последних уровней — не всякая мелиоративная система справится»

Сельское хозяйство — одна из важнейших для региона отраслей, на которую климатические изменения влияют напрямую. Амурские поля регулярно уходят под воду — посевы подтапливают и ливневые дожди, и непосредственно паводки. В связи с этим одна из задач сегодня — оснастить поля системами мелиорации. Возродив в том числе советское наследие — сегодня старые трубы зачастую разрушены или засыпаны. Во время сентябрьского визита в Приамурье развивать в регионе мелиорацию поручил министр сельского хозяйства России Дмитрий Патрушев. Глава ведомства тогда заметил — так как амурские сельхозугодья постоянно попадают в зону подтопления, снизить риски поможет именно развитие мелиорации.

— У нас есть системы мелиорации советского периода, не все они в работоспособном состоянии, по некоторым требуется улучшение, — пояснил Василий Орлов. — Вместе с тем есть программа минсельхоза. С Дмитрием Патрушевым эту тему обсуждали. Есть федеральное финансирование по программе. Другое дело, что не все сельхозпредприятия способны ее реализовать — потому что методика заключается в том, что предприятия должны выполнить работы по мелиорации и после этого предъявить к возмещению часть затрат на федеральный уровень. Не у всех просто есть оборотные средства, которые можно было бы потратить на мелиорацию. Это мы тоже обсуждали и считаем, что для Дальнего Востока должны быть изменены условия. Видим, что некоторые предприятия у нас двинулись в эту тему и начали делать проектную документацию. Работа важная. Здесь, конечно, требуется отдельное внимание, и поручения соответствующие минсельхозу Амурской области даны.

«Есть глобальный ответ от мирового научного сообщества. Он в том, что надо начать беречь природу. По сути, это единственное стратегическое решение».

В этом году, как уточняет пресс-служба амурского правительства, за счет новой профильной госпрограммы область воплощает в жизнь девять мелиоративных проектов. Поддержка из федерального бюджета составляет 128,5 миллиона рублей — это вдвое больше, чем в 2021 году. Главе Минсельхоза РФ рассказали, что Приамурье сегодня использует в производстве почти 90 процентов мелиорированных сельхозугодий. Это выше среднероссийского показателя. Но даже такой подход не всегда страхует поля от потопов.

— Тема мелиорации — одна из важнейших в сельском хозяйстве. Но с учетом наводнений последних уровней — не всякая мелиоративная система справится, — развел руками губернатор. — Был у нас достаточно сухой период протяженностью порядка 15 лет. И это спровоцировало предприятия заходить в пойменные земли. Соответственно, это земли с рискованным земледелием, которые рано или поздно должны быть затоплены. Похожая история, кстати, с селом Владимировка. То же самое. Не топило, не топило. Но если на карту посмотреть, на спутниковые снимки, то абсолютно очевидно: село находится в пойме реки. То есть только вопрос времени, когда, собственно, река выйдет из берегов и затопит населенный пункт…

Впрочем, мелиорация — только один из элементов решения задачи по увеличению производительности сельского хозяйства. При правильном подходе даже паводки урожаю не помеха. «В чем у нас эффективность сельского хозяйства измеряется — в урожайности. В валовом сборе, и есть возможность увеличить его через увеличение урожайности, — считает Василий Александрович. — Для этого надо провести целый ряд мероприятий, мелиорация является только одним из них. Более быстрый и более высокий эффект дадут севообороты. Качественные семена, применение удобрений. Мы сегодня вносим на гектар примерно 46 килограммов удобрений. В среднем по стране — 80 килограммов, а научно обоснованный подход — почти 120 килограммов. То есть мы в 3 раза недовносим удобрения, и от этого страдает урожайность. То же самое буквально по каждый теме — это обеспеченность машинно-тракторным парком. Что такое машинно-тракторный парк? Если комбайны и тракторы хорошие — они позволяют и посеяться, и убраться в оптимальный срок».

На магистральных дорогах увеличивают диаметр труб для сброса воды

Сегодня вряд ли получится четко спрогнозировать, чего конкретно и где регион может ждать в результате изменений климата. «Сегодня такого абсолютного экспертного мнения не существует, к сожалению», — говорит Василий Орлов. То же наводнение в Тынде в этом году стало полной неожиданностью. Ясно одно — будут еще и паводки, и мощные ливни. «Поэтому, например, мэрия Благовещенска проводит целый ряд мероприятий, в частности, здесь, по городу, по замене ливневой канализации. Кроме того, сегодня, когда мы выделяем средства на ремонт дорог, в первую очередь магистральных, есть обязательное условие. А именно — замена всех коммунальных сетей и ливневой канализации — в том числе с увеличением диаметра труб. Для того чтобы они могли потенциально справляться с ливневыми водами», — объяснил губернатор.

В Чигирях, расположенных под боком у Благовещенска, своя водная проблема. Сегодня это село в Благовещенском районе — одна из самых активно застраиваемых в Приамурье территорий. Но не все новоселы знают, что чигиринцы регулярно сталкиваются с проблемой подземных ключей. Эту ситуацию тоже можно расценить как одно из последствий изменения климата. «Еще раз хочу вернуться к теме глобального потепления. Каждый год у нас метеорекорды, и мы сегодня просто не имеем физической и научной возможности их обосновать: когда в следующий раз, откуда у нас пойдет вода. Происходит промерзание грунта, в новых местах возникают те или иные родники, которых раньше никогда не было, — отмечает губернатор. — По Чигирям, и не только по ним, эта проблема обсуждается. Есть решение по расширению пропускной способности: углублению реки Чигиринки и сбросу воды в Зею. Чтобы в том числе шел сброс воды с чигиринских полей».

Возрастная категория материалов: 18+