Важно: мы снова решили завести машину времени и вернуть «Старую мельницу». А точнее — «Новую старую мельницу». Какой она будет? Точно не знаем, но уверены — мы будем стараться делать ее безумно интересной.
В последние годы мы видим невероятный читательский запрос на исторические темы. Люди активно читают о жизни дореволюционного Благовещенска, интересуются историей зданий (которые при поддержке губернатора, мэра и меценатов) выводят из тени — во всех смыслах этого слова) и их выдающихся владельцев — не зря же краеведы запустили потрясающий проект «Народный экскурсовод».
Мы сами с удовольствием читаем популярный портал «Амурские отголоски». Его автор Евгений Литус, объединивший авторитетных краеведов и просто влюбленных в историю, не только балует подписчиков краеведческими сенсациями, но и борется за восстановление исторической справедливости в амурской столице.
Мы понимаем, что наших современников волнуют не только мировые катаклизмы и мусор у подъезда. Людям действительно интересна их история — ведь она, как нам известно, всегда повторяется.
Что ж, «Новая старая мельница» готова попасть в историю. И, судя по восторженным отзывам коллег-краеведов и горящим глазам журналистов, машине времени «Амурской правды» предстоит долгое и увлекательное путешествие —в удивительное прошлое нашей области и города. Поехали!
В первом выпуске — историческое расследование о семье Чепуриных, которая изобрела в Благовещенске первый автомобиль, моторную лодку и даже самолёт! Воспоминания первого автора «Старой мельницы» Юлии Климычевой о том, как четверть века назад коллектив «Амурки» выпустил краеведческое приложение и сделал его народным.
Евгений Литус поделился исторической сенсацией: он и его команда поставили точку в многолетних спорах и нашли фамилию архитектора «Мавритании».
А его коллега — известный краевед Надежда Яковлева написала нам о своём знаменитом роде Набоковых (да-да, писатель Владимир Набоков именно оттуда).
За более чем 200 выпусков в «Старой мельнице» вышли потрясающие материалы. И мы решили дать историческим сенсациям, опубликованным в 90-х, вторую жизнь. И в первом номере — материал Марии Мурашко об уникальном исследовании краеведа Евгения Паршина. Он рассказал о том, почему Лев Толстой мечтал, но так и не поехал в Китай. А в будущих номерах вас ждут рассказы о поездках Аркадия Гайдара по Селемджинскому району, пребывании в Благовещенске беглого Котовского и неизвестные страницы биографии легендарного летчика Алексея Маресьева.
Мы приглашаем всех принять участие в создании проекта, присылайте свои интересные исследования, открытия, статьи и просто воспоминания о своей семье, о интересных и замечательных людях Амурской области.
Ждём материалы на электронную почту amurmelnica@gmail.com. Или на обычную: г. Благовещенск, ул. Калинина, 126, редакция газеты «Амурская правда», приложение «Новая Старая Мельница».
***
Почему забыта семья создателей первого в дореволюционном Благовещенске автомобиля
Возрастная категория материалов: 18+
Напишу эту историю здесь — читатели прочитают, а редакция «АП», возможно, не сочтёт её интересной, не пустит в дальнейшую разработку.
Итак.
Существует выпускной альбом САМОГО ПЕРВОГО набора студентов (они же выпускники) Благовещенского пединститута 1930 года. Страница с выпускниками была опубликована в блогосфере «Амур.инфо», сейчас весь архив блогосферы из открытого доступа инф.ресурсом удалён, я не могу скопировать и воспроизвести. Но факт: сам фотоальбом где-то, у кого-то имеется. И там, среди прочих юных лиц под фамилиями и инициалами, значится девушка по фамилии Нифашева. Это моя достаточно близкая родственница: двоюродная сестра моего отца. И вот связанная с этой фотографией наша семейная история.
В конце позапрошлого, 19-го века, около Ладожского озера жила семья финской национальности: отец и четверо братьев. Они занимались своеобычным бизнесом: мастерили биллиардные столы и продавали их в Петербург. Биллиардный стол — достаточно сложное и точное изделие: идеально выравнивается и шлифуется мраморная плита (основа стола), которая потом обтягивается сукном, делается обрамление из ценных пород дерева, устанавливается на декоративные ножки, которые могут вывинчиваться для горизонтирования стола. Самый младший из братьев, 11-летний Федька, крутился подле, а также увлечённо гонял билиардные шары. И случилось однажды: к соседу-помещику приехал его давний приятель, богатый предприниматель из какого-то далёкого Благовещенска. Посидели два старых друга, подвыпили... И «благовещенец» похвастался, что он — первый биллиардист в своём Благовещенске! Ну, проверим. Сыграли партию, и местный помещик выиграл. Благовещенский гость в сердцах завозмущался, а местный говорит ему: не только я, но и 11-летний пацанчик у тебя выиграет! Ударили по рукам на какую-то очень большую сумму. Позвали Федьку Нифашева. И тот у «благовещенца» выиграл. Гость честно расплатился. И уехал в свой Благовещенск, забрав с собой одного из братьев Нифашевых (не Федьку). Тоже классного биллиардиста — в качестве спарринг-партнёра и на спор других благовещенских миллионеров обыгрывать. Тот в Благовещенске прижился, завёл семью... И девушка на фото первого набора студентов БГПИ — его родная дочь. Сам же пацанчик позже стал моим дедом по отцу — Фёдором Евдокимовичем Нифашевым. У него крайне насыщенно и интересно — уже в Петербурге — сложилась жизнь! Начинал «королём Санкт-Петербургского биллиарда», купался в шальных деньгах, заказными цыганскими романсами вскружил модно завитую головку гувернантке детей графа Лазаревского, выпускнице Императорского Смольного института, моей будущей бабушке. 27-летним, брал Зимний Дворец, потом служил в органах революционной власти. Штурмовал Кронштадт в 1921-м. Позже был одним из руководителей строительства Днепрогэса (транспортное обеспечение)... Но это, как говорится, уже совсем другая история.
...Повторюсь: всё это имеет смысл опубликовать на основании совершенно бесспорного факта: страницы выпускников самого первого набора БГПИ 1930 года. Где каждый обозначен по фамилии и инициалам. Может, получится у редакции «АП» найти? Или кто-то откликнется?
— Nifashev SergeyСвежая струя, конечно, не помешает. Добавит интереса к изданию, сделает его более содержательным. Вообще, это очень отрадно: продолжить полузабытые добрые традиции прежней «Амурки». Не совсем понятно, правда, зачем потребовалось в своё время перечеркнуть жирной чёрной полосой хорошее... Прежнее хорошее отбросили, своё новое хорошее — если создали, то в чём оно? Относительно семейных историй, связанных с ДОРЕВОЛЮЦИОННЫМ прошлым Благовещенска. Одна такая есть у меня... Правда, фотографии все в Ленинграде и я не знаю, сохранились ли они.
— Nifashev Sergey