Кто такой Чепурин
Сделал себя сам — так бы сегодня сказали об Иване Петровиче Чепурине. Известно, что родился он в 1858 году в Екатеринбурге. Начинал пиротехником на демидовских заводах на Урале, затем работал на Николаевском чугунолитейном и железоделательном заводе в Иркутской области. Данных об образовании Чепурина нет, зато упоминается, что он был самородком-механиком. Как пишет краеведческое издание «Деловой мир Приамурья», на заводах он приобрел большой опыт.
В 1880 году Иван Чепурин приехал в Благовещенск с женой Вассой Филипповной и четырьмя детьми. Спустя пять лет взял в аренду Васильевский литейный завод, который производил машиностроительное оборудование и инструменты для золотодобывающих приисков, сельскохозяйственных предприятий, лесопилок, пивоваренных заводов. Продукция была очень востребована — промышленность в Амурской области бурно развивалась.
Через два года Чепурин взял ссуду и совместно с механиком чугунно-медно-литейного завода Шадрина Алексеем Афанасьевым выкупил предприятие за 33 тысячи рублей — с рассрочкой на три года. К этому времени он уже стал купцом второй гильдии.
— У него был капитал, но он не был олигархом. По моему мнению, именно отсутствие лишних средств заставило его оттачивать предпринимательство и заниматься производством, — уверен краевед, создатель популярного портала «Амуротголоски» Евгений Литус, который занимается историей семьи Чепуриных. — В пользу этого аргумента свидетельствует тот факт, что Иван Петрович переманивает к себе на завод главного инженера «шадринского завода» Афанасьева. И они начинают развивать производство, добывать заказы, плотно работать с золотопромышленниками. Сначала они больше занимались ремонтами — это была основа для создания механического завода.
Компаньоны основали «Товарищество механического завода». В 1902 году «Амурская газета» писала: «...Чепурин и Афанасьев — достаточно известные на Амуре предприниматели, и при рациональной постановке дела новая компания может рассчитывать на успех». На заводе использовались заграничные материалы. «Так, например, чугун привозили из Англии по цене 1 рубль 80 копеек за пуд — это с доставкой, медь приобретали за 20 рублей, железо сортовое — за 2 рубля 40 копеек, а котельное — за 3 рубля», — пишет «Деловой мир Приамурья». — Завод был оснащен паровыми металлообрабатывающими станками: токарными, сверлильными, винторезными, долбёжными, также имелся 12-сильный локомобиль, закупленный в Бельгии. Среди рабочих преобладали пришлые, в том числе приглашенные (выписанные) с Урала и специалисты из Центральной России. Жили они недалеко от предприятия в заводском жилом доме».
Через несколько лет компаньоны обновили завод и закупили новейшее оборудование. «23 ноября Чепурин и Афанасьев отпраздновали открытие нового здания. Около 50 приглашенных и все рабочие. Молебен. Литейное производство. Пробное литье. Вылито несколько изящных вещей в подарок присутствующим. Обед для приглашенных и рабочих. Завод в большом каменном здании в два просвета производит хорошее впечатление. С выпиской новых машин завод почти устранит ручной труд», — сообщал 25 ноября 1908 года Торгово-промышленный листок объявлений.
В 1914 году компаньоны арендовали завод Семена Шадрина— к тому времени предприятие, занимавшееся ремонтом пароходов, практически разорилось. А позже выкупили его за 220 тысяч рублей (сейчас это Благовещенский судостроительный завод. — Прим. АП).
Достойные наследники своего отца
Чепурин был не только успешным купцом и промышленником, но и прекрасным отцом. Вместе с женой они воспитывали восьмерых детей: сыновей Константина, Евгения, Петра, Николая и Михаила, а также дочерей Любовь, Веру и Марию.
— Эта семья показалась мне уникальной и удивительной, Чепурины — одни из моих любимых героев, — признается журналист, автор краеведческих телепроектов «История одного дома» и «История одного рода», выходивших несколько лет на «Альфа-канале», Наталья Овсийчук. — Из простого рабочего Иван Чепурин стал руководителем завода. Он дал сыновьям прекрасное образование и воспитание, они были технически одарены и много сделали для развития инженерной мысли.
Главным наследником дела отца и управляющим заводом стал сын Константин. Он окончил Иркутское промышленное училище и политехнический институт в Бельгии. Талантливый молодой человек со временем стал главным инженером семейного завода.
Именно он и изобрел первый на Дальнем Востоке легковой автомобиль — на тот момент Константину было всего 28 лет.
В начале прошлого века в Российской империи автопром только-только зарождался. «Несмотря на то что список автопроизводителей достаточно внушительный, к 1914 году в Российской империи числилось не более 15 тысяч машин. Причем добрая половина из них была военными», — пишет авторитетный журнал «Русский техник».
В городах начинали открываться частные автомобильные компании: мастерские, большие и маленькие заводы. За основу конструкторы в основном брали зарубежные модели.
— Мы же понимаем, что серийного производства не было — автомобили создавали в конструкторских бюро, авторы общались, обменивались информацией. Вот и Константин Чепурин сам все проектировал и строил на заводе, — акцентирует Евгений Литус.
«Русский техник» составил список предприятий, «которые предпринимали попытки серийного выпуска автомобилей или только предназначались для этого, на момент переворота 1917 года находясь в стадии постройки». В длинном перечне в основном — заводы Москвы и Санкт-Петербурга, известные фамилии их владельцев и год производства машин. И лишь в самом конце строчка: Чепурин, Благовещенск, 1914 год.
По данным журнала, на амурском заводе была сделана машина Miele, а за основу своего изобретения Чепурин взял немецкую Model 6/20 PS. «Шасси и кузов в те времена жили как бы отдельной жизнью. Как правило, на раму со всеми агрегатами и подвеской навешивался кузов совершенно произвольной конструкции, поэтому изделие Чепурина трудно идентифицировать, — пишет краевед Валентина Кобзарь в своей книге «165 историй Благовещенска». Знаток амурской истории добавляет: горожане рассказывали, что легковушка двигалась по улицам «с кинематографической скоростью».
— Проектирование автомобиля — потрясающая история для дореволюционного Благовещенска. А для Советского Союза и современной России — просто бич, мы же так и не можем создать свой хороший автопром. И то, что это происходило 100 лет назад не только в России, но и в Благовещенске, — невероятно! — добавляет Евгений Литус.
«В автомобиле Чепурина — моя мама»
К сожалению, подробных сведений об «уникальном немце Дальнего Востока», как пишут историки автопрома об изобретении Чепурина, не сохранилось. Зато сохранилась фотография автомобиля и ее создателя — она опубликована на краеведческих порталах.
На снимке — легковой автомобиль, за рулем которого молодой мужчина в смокинге, бабочке, модной шляпе и гоночных очках. А рядом, судя по всему, его жена и маленькая дочь.
Однако все эти годы находились скептики, ставившие под сомнение достоверность снимка: тот ли это автомобиль и действительно ли за рулем — Константин Чепурин. «Амурская правда» ставит точку в этом историческом споре.
— На этой фотографии моя мама — Наталья Евсюченко (в девичестве — Чепурина) со своими родителями Константином Ивановичем и Марией Александровной, — рассказал АП по телефону из северного Салехарда Владимир Евсюченко.
Мы нашли родного внука талантливого инженера благодаря коллегам и друзьям. Владимир Евсюченко — капитан дальнего плавания. Он не только помнит легендарного деда, но и сохранил уникальные фотографии семьи.
— Мама очень часто вспоминала Благовещенск и свое детство. Говорила, что они жили на границе с Китаем. Рассказывала, что ее отец сконструировал автомобиль, лодку и самолет — мама сохранила эти фотографии. На одной дед стоит у самолета с логотипом Чепуриных, — говорит внук конструктора, который в доказательство прислал нам эти уникальные снимки (интервью с потомком знаменитой династии читайте в ближайших выпусках «Старой мельницы». — Прим. АП).
Судя по этим фото, Чепурин действительно сконструировал первый в Благовещенске самолет.
— Одна из моих программ была посвящена семье Агаревых. И в интервью потомок рассказал, что на Амуре его предок, механик Николай Агарев, не только строил пароходы, но и собрал самолет, — рассказывает Наталья Овсийчук. — По его словам, его прадед дружил с Чепуриными — тогда это была такая «золотая молодежь» Благовещенска. И эта компания талантливых инженеров собрала маленький самолетик и носилась на нем по городу. Однажды они на уровне второго этажа налетели на здание, разбились, сами живы остались.
Доказательство того, что самолет Чепуриных действительно мог летать над Благовещенском, — заметка в местной газете «Эхо» от 24 июня 1910 года: «Аэроплан, изготавливаемый на механическом заводе Чепурина, будет готов к августу. Первые полеты будут проходить на одной из городских площадей или на ипподроме».
Однако на этом история амурского самолетостроения обрывается.
— Несколько лет назад в Москве сделали копии и передали в нашу областную библиотеку старые подшивки газет «Эхо», «Амурский листок», «Амурский пионер», «Благовещенск» и еще нескольких изданий. Я прочла от корки до корки газеты с 1908 по 1912 год. Но никаких упоминаний о том, что кто-то летал на самолете, сделанном в Благовещенске, нет, — рассказывала в одном из интервью АП краевед Валентина Кобзарь.
Смертельный риск: брат испытывал изобретения
Чепурины были настоящей командой. После отца заводом руководил Константин, в 20-м году — после службы в царской армии, героическом участии в Первой мировой войне и подавлении Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде — к нему присоединился брат Николай.
Еще один брат — Евгений — не был инженером, но был любителем больших скоростей. Именно он взял на себя испытательную часть изобретений.
— Евгений Чепурин, имея природную любовь к экстриму, риску и новаторству, испытывал все, что придумывал на заводе Константин. Он с завидным постоянством становился первым на скачках на лошадях, в гонках на велосипедах и мотоциклах. Кстати, первый мотоцикл в городе тоже приобрел он, — рассказывает тезка Чепурина-экстремала Евгений Литус. — Это было опасно, ведь смертность и аварийность в те годы были высокими, технику собирали не на конвейерах. Но каждый испытатель стремился быть первым.
Интересный факт: Валентина Кобзарь нашла в дореволюционной газете заметку о том, что в 1910 году на велозаезде Чепурин обогнал даже чемпиона мира Бутылкина.
Судя по всему, Евгений испытывал и скоростную лодку — «Чепуренок», фотографию которой прислал в редакцию потомок семьи.
Скорее всего, именно ее Чепурин имел в виду, рассказывая бельгийским друзьям об испытаниях «гидроплана» (об этом «Амурская правда» писала в материале «Спустя сто лет в Благовещенск вернулась открытка с автографом знаменитого летчика»).
Однако жизнь Евгения трагически оборвалась в 1917 году — он разбился при испытательном полёте в Гатчинской авиационной школе под Петроградом. «Огромнейшее потрясение для семьи, все переживают это горе. Крайне любимый сын, невосполнимая потеря. Ни о каком захоронении за 10 тысяч километров не могло быть и речи, поэтому Чепурины снаряжают экспедицию, и через 40 дней тело доставляют в Благовещенск, — рассказывает Литус. — Евгения похоронили на Вознесенском кладбище. Его могила экстраординарна, поскольку на памятнике был установлен пропеллер от самолета. Этот факт помнят многие старожилы».
Первые благовещенские революционные беженцы
Возможно, талантливым и предприимчивым Чепуриным удалось бы запустить на своем заводе производство автомобилей или самолетов — планы разрушила Великая Октябрьская революция. 13 января 1918 года решением Благовещенского совета завод Чепурина в принудительном порядке забрали для нужд молодой республики и назвали «Первый народный Амурский машиностроительных и сельскохозяйственных орудий завод».
Спустя месяц, 18 февраля, в газете «Амурское эхо» вышло «Открытое письмо прощальное». Авторы послания, которое неутомимый Евгений Литус обнаружил в архивах московской библиотеки имени Ленина, — Чепурины.
«Товарищам Агибалову, Чешеву, Яценко и проч. Глубоко извиняемся, что не имеем времени лично отблагодарить вас и ваши хорошие отношения как к нам, так и к семействам нашим. Все же говорим вам не прощайте, а до свидания. Первые благовещенские революционные беженцы Чепурины (Казачья ул., дом 59)». И продолжение: «Огромная просьба к вам, товарищи, снимите нашу вывеску и не называйте завод бывший Чепурина, а зовите бывший Шадрина. Ибо мы с вами квартиранты, а Шадрину будет лестно, что он создал его».
Чепурины уехали в Сахалянь (Хэйхэ). Однако в сентябре 1918 года советская власть на Дальнем Востоке пала — часть эмигрантов вернулась. По данным краеведов, среди них был глава семьи Иван Чепурин с женой Вассой Филипповной.
Спустя почти четыре года — 1 октября 1922 года — Иван Петрович скончался. Некролог о смерти горячо любимого мужа, отца и деда опубликован 3 октября в «Амурской правде».
Убитая горем семья сообщала о выносе тела из дома покойного и литии в Кафедральном соборе. Главу известной династии похоронили на Вознесенском кладбище рядом с сыном Евгением. В 1924 году рядом был похоронен другой сын — Михаил, которого, по воспоминаниям потомков, убил хулиган.
Через несколько лет супругу главы семьи репрессировали и сослали в Зею. Там в 1933 году умирает еще один сын — Петр. Дочерей Чепурина — Веру и Марию — судьба и любовь разбросали по свету, но похоронены они в одной могиле на кладбище в Сан-Франциско. Их сестра Любовь всю жизнь прожила в Благовещенске, скончалась в 1974 году.
Семейный бизнес в Китае
Успешнее всех после эмиграции судьба сложилась у Константина и Николая. В Китае они продолжили любимое дело и создали успешный автобизнес. Символично, что в Сахалянь зимой 1918 года изобретатель первой на Дальнем Востоке машины уехал на своем автомобиле — по льду Амура.
— Они не приняли советскую власть. Не буду сочинять, по какой причине, могу только пофантазировать: скорее всего, Чепурины понимали, что советская власть была не про прогресс, а им все-таки хотелось творить, — предполагает Евгений Литус. — И в Китае им это удалось. Они открыли автобусное депо и организовали движение по маршруту Сахалянь — Харбин. Расстояние между городами было достаточно большое для тех времен, автобусы не могли доехать без поломок — они же не были заводскими, весь транспорт был из мастерских, от ремесленников. И братья Чепурины на пути следования автобусов построили мастерские по ремонту. Затем они переехали в Цицикар и Харбин, организовали там бизнес по ремонту автомобилей.
Наталья Овсийчук, говоря о судьбе известной семьи, пережившей великие потрясения родной страны, справедливо замечает:
— После революции в России по мотивам истории жизни каждого человека можно было писать литературное произведение — и это, скорее всего, была бы трагедия. Но жизненные перипетии детей Чепуриных заслуживают отдельного приключенческого романа. Безумно жаль, что эти люди были вынуждены уехать из страны и все свои знания, умения увезти с собой. Это были потрясающие, интеллектуальные инженеры и порядочные люди. И так несправедливо поступила с ними их Родина.
Евгений Литус и его коллеги-неокраеведы уверены: Чепурины достойны установки памятника в Благовещенске.
— Мы даже придумали его эскиз — это должны быть три фигуры: отца Ивана и сыновей Константина и Евгения. Иван — как олицетворение и купечества, и промышленности Благовещенска. Константин — как представитель высокообразованной, интеллигентной промышленности. И Евгений — как представитель плеяды авантюристов и первооткрывателей, — объясняет Литус. — Мы представляем, что Иван одной ногой стоит на большой, металлической шестеренке — она была на их логотипе. Константин — с чертежами в руках, а Евгений — с пропеллером. Нам кажется, что Чепурины незаслуженно забыты, а ведь именно эта семья лучше всего олицетворяет дореволюционный Благовещенск. Да, в те годы в городе были известны имена совсем других предпринимателей, которые строили школы, больницы, храмы. Но Чепурины, в отличие от них, не были олигархами, не были этими «амурским волками», которые ломали хребты конкурентам, грабили, убивали и наживали сумасшедшие состояния на золоте. И потом копеечки отдавали на благотворительность. Чепурины всего добились своим трудом, дали детям прекрасное европейское техническое образование и совершили в Благовещенске настоящую промышленную революцию. И при этом были очень скромны.
Евгений Литус не скрывает своего восхищения семьей: Чепурины были романтиками и жили мечтой о новом мире с автомобилями, самолетами, паровозами.
— И они это будущее создавали своими руками на своем механическом заводе. Если была бы советская мода на присвоение имени, мы бы Амурскую область назвали именем Чепуриных, — мечтает краевед.
«Амурская правда» благодарит за помощь в подготовке материала краеведов Евгения Литуса, Наталью Овсийчук, Валентину Кобзарь, Сергея Емельянова, сотрудников Амурского областного государственного архива Андрея Гаршина и Ирину Попову.
Семейные фотографии Чепуриных предоставлены Владимиром Евсюченко.
***
«Амурская правда» запускает машину времени и возвращает популярное приложение
Читайте также
-
Благовещенск: было — стало. Интерактивный фотопроект АП
-
Как жил закрытый Благовещенск: историческо-ностальгическое расследование ко дню рождения города
Возрастная категория материалов: 18+
Каким было ДОРЕВОЛЮЦИОННОЕ общество Благовещенска? Подчёркнуто, СОСЛОВНЫМ. И его смело революцией. Абсолютно ЗАКОНОМЕРНО. Ну, и нечего идеализировать то, что быльём поросло и закономерно ушло в небытие.
— Nifashev SergeyВсё хорошо. Но, как я думаю, проявляется определённая ИДЕАЛИЗАЦИЯ дореволюционного Благовещенска. И установление Советской власти представляется своего рода катастрофой... Словом, накопление историографического материала должно сопровождаться (или итожиться) логическим заключением, выводом — ПОЧЕМУ всё это кануло в небытие в социально-политическом, экономическом, культурном смыслах.. В силу каких ОБЪЕКТИВНЫХ причин?
— Nifashev Sergey