Жители Сковородина: паровоз-памятник решили поставить на коммерческие рельсы
Поручение, подписанное первым заместителем генерального директора ОАО «РЖД» Сергеем Кобзевым, наделало много шума в маленьком северном городке. В документе говорится, что необходимо организовать обследование паровоза П36-0091 на предмет комплектности и технического состояния. Затем — провести совещание с ветеранами станции Сковородино и согласовать с ними демонтаж. В город уже приезжал главный технолог московского ООО «ЖД Ретро-сервис». Как написано в протоколе встречи, состоявшейся после осмотра локомотива, специалист «отметил ремонтопригодное, но при этом неудовлетворительное культурно-эстетическое состояние паровоза, не способствующее его дальнейшей сохранности в текущем статусе паровоза-памятника».
— Москвичам срочно понадобился старенький паровоз, который на протяжении длительного времени стоял на железнодорожном вокзале, — возмущается Дмитрий Сырцов, заместитель начальника Сковородинской дистанции СЦБ, депутат Законодательного собрания области. — Технолог осмотрел паровоз и дал заключение, что он готов к транспортировке. Хотя мы просили сделать обратное. Я задал вопрос: почему клин сошелся на Сковородине? Он сказал, что у него есть четкое указание дать положительную оценку и забрать паровоз куда-то в Подмосковье катать экскурсии. То есть тут материальная выгода оказалась важнее исторической памяти и морального воспитания подрастающего поколения, кто-то будет на этом зарабатывать!
Как железные «генералы» отслужили людям и ушли в запас
Фото: Алексей Сухушин
Пассажирские паровозы П36 начали выпускать на Коломенском заводе в 1950 году. Они потребляли меньше топлива, чем их предшественники, развивали большую скорость.
— На эти паровозы мы пересели в середине 50-х, когда порядка 15 таких современных махин с Октябрьской дороги, объединяющей Ленинград и Москву, пригнал наш машинист, — вспоминает почетный железнодорожник Алексей Васильевич Титов. — П36-0091 курсировал между поселками Ерофей Павлович и Ушумун, а ездил на нем Герой Социалистического Труда Константин Степанович Орлов!
Несмотря на преимущества паровоза, серийное производство П36 прекратилось, едва начавшись. В феврале 1956 года на XX съезде КПСС было принято указание о «широком внедрении электровозов и тепловозов». За несколько лет успели выпустить всего 251 «пэшку». В народе их прозвали «генералами» за зеленый окрас «мундира» и полосы-лампасы по бокам. Так «генералы» начали уходить в запас.
За ненадобностью в 90-х годах большинство эксклюзивных махин сдали на металлолом и даже незаконно продали в Северную Корею. В России и странах СНГ сохранилось порядка 24 редких агрегатов. Часть ещё на ходу и возят туристические составы. Другая часть — в вечном стремлении вперед застыла на перронах как памятники.
П36-0091 – главный экспонат железнодорожного ретропарка и лицо города
Сковородинские железнодорожники водрузили единственный оставшийся в живых П36-0091 на постамент в 1989 году – в честь 75-летия локомотивного депо. На новое место стоянки — на вокзале — его перевезли в 2010-м. А четыре года назад рядом стали появляться другие раритеты: древние рельсы, вагонетка времен постройки Кераксого тоннеля и т. д. Паровоз стал, конечно, главным экспонатом этого музея под открытым небом, создание которого инициировала председатель узлового Совета ветеранов работников железнодорожного транспорта отделения Забайкальской железной дороги Алла Александровна Киселева. Местные железнодорожные предприятия собирали экспозицию по крупицам.
Фото: Алексей Сухушин
— Паровоз — не просто экспонат, это лицо города Сковородино! Ведь он — первое, что видят пассажиры поездов, которые здесь останавливаются, — рассказывает Алла Александровна. — Люди гуляют тут, фотографируются, сюда стали молодожены из загса приезжать, как к достопримечательности, магнитики с видом ретропарка выпускают!
У паровоза устраивают митинги в честь профессионального праздника и к 9 Мая. На боку паровоза есть табличка «Помним! Гордимся! Чтим!», увековечены 69 фамилий работников паровозного депо, которые воевали на фронтах Великой Отечественной войны. Тут же проводятся экскурсии для школьников всего Сковородинского округа и остальных заинтересованных.
Как написали авторы телеграм-канала «Левый берег», «этот паровоз нужен скороводинцам для воспитания поколений, для детей и внуков, желающих увидеть настоящую, подлинную историю, касающуюся именно их. Чтобы они знали и любили свой посёлок, район, область, свой дальневосточный край. Росли патриотами своей страны, шли работать по стопам своих славных предков. «Ветеран», как и другие экспонаты, играет здесь главную роль, они необходимы. Очень обидно сковородинцам за такое отношение к себе, не понимают они, чем заслужили подобное. Паровоз для них уже часть себя, с которой расстаться они не в силах. Все их мысли сейчас только о том, чтобы памятник остался памятником, а не превратился в средство для развлечения, вдалеке от родных краёв и любящих его сердец».
— Несколько лет назад к нам газовики приезжали, работала съемочная группа одного из столичных телеканалов. Так журналист с таким неподдельным удивлением спросила: что это за махина. Понимаете, молодежь не знает, что такое паровоз! А дети из наших поселков придорожных слушают взахлеб истории об этих раритетах. Если наш паровоз все-таки демонтируют, я даже не знаю, что будет… Мне, конечно, очень жалко! Я не могу это перенести, — Алла Александровна тяжело вздыхает и плачет. — Порой проснусь ночью и думаю об этом. Я ведь все это создавала с душой и для будущего поколения.
Операция по спасению ветерана. Подключение тяжёлой артиллерии
В стране много паровозных кладбищ, размышляют неравнодушные сковородинцы. Почему бы паровоз не забрать оттуда? Ведь убери П36-0091 с места — и целый ретропарк опустеет. Потомственный железнодорожник, электромеханик Сковородинской дистанции СЦБ Сергей Верхотуров рассказывает, как тяжело многотонного гиганта ставили на постамент: укладывали отдельный стрелочный перевод, делали отдельный тупик, закатывали, а чтобы не укатился, обездвижили, заварив колеса.
— Мы за своим паровозом ухаживаем. Подкрашиваем, когда надо. Конечно, он визуально красивый, как и положено монументу. Но паровоз не законсервирован. Поэтому, чтобы поставить его заново на ход, нужно восстанавливать от и до. С таким же успехом можно и на кладбище отыскать подобный, а нас оставить в покое! Разве у нас на каждой станции такие ретропарки стоят?! — недоумевает Сергей Верхотуров.
Он также добавил: в ОАО «РЖД» обещают при необходимости на место П36 поставить другой локомотив. Но людям дороже свой, который пыхтел-трудился в этом суровом краю вечной мерзлоты и твердых духом выносливых людей.
Коренной житель Сковородина составил обращение в Администрацию Президента страны с просьбой воздействовать на руководство холдинга, чтобы они нашли для катания туристов другой экземпляр паровоза.
Паровозы П36 как локомотивы развития железнодорожного туризма в стране
Сотрудники Сковородинского депо прислали в редакцию газеты протокол совещания представителей Забайкальской дирекции тяги, дирекции аварийно-восстановительных средств и Совета ветеранов станции, на котором присутствовал и главный технолог «ЖД Ретро-сервис». Было решено не допустить того, чтобы памятник сняли с пьедестала. К слову, в соответствии с поручением ОАО «РЖД», паровоз П36 должны были демонтировать и транспортировать к путям общего пользования до 15 апреля. Но пока старичок на месте.
Неравнодушные готовы бороться до конца. Алла Киселева сейчас находится в Чите на конференции председателей Советов ветеранов Забайкальской железной дороги. В субботу активистка планирует поднять больной вопрос.
Между тем, судя по публикациям информационных сайтов, паровозы типа П36 активно приводят в движение уже несколько лет — и они после долгого простоя оказываются вполне работоспособны. Так, в 2013 году П36-0120 сошел с постамента в локомотивном депо имени Ильича в Москве. Для проведения операции приехали два восстановительных поезда, в составе которых были краны грузоподъемностью по 250 тонн. А в прошлом году был демонтирован П36 в Бурятии — вместо него установили ретротепловоз ТЭ-3. Он активно использовался в период строительства Байкало-Амурской магистрали. «Пэшка» со станции Шарья в Костромской области отремонтирована и отправлена на маршрут Ярославль — Рыбинск таскать ретропоезд с туристами.
«Не хочется, чтобы жертвовали историей»
Алексей Прохоров, глава Сковородинского округа:
— Когда мы узнали, что наш паровоз хотят демонтировать и передислоцировать в другой регион, сразу сообщили в амурское правительство. Депутат Госдумы от нашей области Вячеслав Юрьевич Логинов выходил на меня и сказал, что проинформирует о ситуации и губернатора. Я очень надеюсь на понимание ОАО «РЖД» и на помощь областного правительства. Сами мы такой вопрос решить не можем. Комментировать, конечно, сложно. Этот исторический паровоз нам очень нужен, он — лицо нашего города, он — наша история, память о наших людях. Железнодорожники, видимо, тоже благое дело хотят сделать, но так и хочется сказать: пусть что угодно придумают, но наш паровоз не трогают! Не хочется, чтобы жертвовали историей.
«Амурская правда» 19 апреля направила официальный запрос начальнику службы корпоративных коммуникаций Забайкальской железной дороги Е. А. Захарченко. В пресс-службе ведомства пообещали, что разберутся в ситуации и дадут обстоятельный ответ.
***
Амурчанка открыла железнодорожный ретропарк
Возрастная категория материалов: 18+
В Иркутске тоже не так давно сняли с памятника П36-0107. Восстановили, и где он? Стоит ржавеет в Москве и используется как донор запчастей для других П36, которые работают в Москве. Не отдавайте паровоз. Правда за вами.
— Из Москвы (гость)ВСЁ ПРАВИЛЬНО — ОБЯЗАТЕЛЬНО НАДО СОХРАНИТЬ ПАРОВОЗ!
По всей стране стоят такие памятники-паровозы. Начиная с «ленинского» паровоза, который до сих пор сохраняется в стеклянном павильоне на Финляндском вокзале С.-Петербурга. Дальше перечислять — используйте запросы в поисковике.
— Nifashev Sergey