Александр Ярошенко
Амурчанка открыла железнодорожный ретропарк
Самый настоящий музей железной дороги открыла рядом с перроном станции Сковородино Алла Киселева. «Ой, мне 83 года, а я все никак успокоиться не могу!» — заговорщицки шепчет мне Алла Александровна. Невысокого роста, с благородным «снегом» седины на голове, она аккумулирует людскую энергию целого городка.
Фото: Алексей Сухушин — «Амурская правда»
Город Сковородино — вся ее жизнь! Ее родители и деды строили Транссиб и развивали Забайкальскую железную дорогу. Алла Александровна больше сорока лет проработала на складе снабжения станции Сковородино.
— Всю жизнь я в гуще общественной работы, без нее жить не могу. Много лет возглавляю узловой Совет ветеранов работников железнодорожного транспорта отделения Забайкальской железной дороги, — говорит Алла Александровна.
Фото: Алексей Сухушин — «Амурская правда»
Снег скрипит под ногами словно пенопласт — в эту зиму морозы в Сковородине опускались до -60, — Алла Александровна в легкой шубке ведет нас к своем ретропарку.
На небольшой площадке железнодорожники, объединенные идеей Аллы Киселевой, четыре года назад открыли настоящий железнодорожный музей.
Фото: Алексей Сухушин — «Амурская правда»
Стальными нитями застыли рельсы: самая старая — 1860 года выпуска, ее изготовили на знаменитом «демидовском» заводе. Рельсы времен постройки Китайско-Восточной железной дороги, американские, привезенные по ленд-лизу в 1944-м.
— А вот вагонетка времен постройки Керакского тоннеля, а его построили в 1910 году, — замечает Алла Александровна.
В теплое время года амурчанка часто приходит сюда — любит наблюдать, как пассажиры во время стоянок поездов бегут к ретропарку.
Идею создания железнодорожного ретропарка она подсмотрела через окно поезда на станции Тула: возвращалась из отпуска и увидела недалеко от тульского вокзала бережно сохраненную старую железнодорожную технику.
Фото: Алексей Сухушин — «Амурская правда»
— Подумала, а почему бы у нас такое не сделать? — говорит Алла Киселева. — В память о времени и людях, которые в этом суровом краю построили замечательную дорогу.
Ее идею поддержало руководство Забайкальской дороги — и дело пошло. Железнодорожники для Сковородинского ретропарка сделали точную копию паровоза братьев Черепановых. Рядом застыл трудяга-паровоз военной поры.
Фото: Алексей Сухушин — «Амурская правда»
На нем мемориальная доска с именами 69 фронтовиков, погибших на полях Второй мировой войны. Все они работали в Сковородинском паровозном депо. Их имена скрупулезно искали в архивах.
Фото: Алексей Сухушин — «Амурская правда»
Вот, деревянный, крашеный охрой вагон-электростанция. Именно такие раньше давали свет на малых станциях и разъездах, куда еще не пришло «большое» электричество.
Фото: Алексей Сухушин — «Амурская правда»
Колонка для заправки водой паровозов, рядом ручная железнодорожная стрелка. Гаечные ключи послевоенной поры, домкраты, тяжелая сцепка для вагонов выпуска 1940 года.
— Один ключ гаечный украли, — поделилась переживаниями Алла Александровна, — второй бережем как зеницу ока, прикрутили его болтами намертво.
Фото: Алексей Сухушин — «Амурская правда»
На зимнем солнце поблескивают два мраморных портрета: диспетчера станции Сковородино, Героя Социалистического Труда Идеи Ульяновой и маршала Советского Союза Александра Василевского, который в Великую Отечественную войну из Сковородина руководил тремя фронтами. Секретный узел связи находился именно здесь.
— После ремонта вокзала эти портреты оказались на его тыльной стороне, — говорит Алла Александровна. — Я убедила начальство перенести их сюда. Здесь более почетно.
В теплое время года амурчанка часто приходит сюда — любит наблюдать, как пассажиры во время стоянок поездов бегут к ретропарку. Внимательно рассматривают железнодорожные раритеты, фотографируются, показывают детям.
— Смотрю на них и понимаю, что все это мы сделали не зря, — улыбается Алла Киселева.
Справка АП
Алла Александровна Киселева — почетный гражданин города Сковородино. Ретропарк на местной станции, в котором собраны более 40 железнодорожных экспонатов, она называет особой гордостью.
Узловая станция Сковородино помнит много интересных пассажиров. В 1911 году тут побывал министр путей сообщения России Сергей Рухлов, а в 20-е годы минувшего века — «всесоюзный староста» Михаил Калинин.
Фото: Алексей Сухушин — «Амурская правда»
В семидесятые годы ХХ века на здешнем перроне почетным гостем торжественного митинга был генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев, который ехал во Владивосток на встречу с президентом США Джеральдом Фордом.
В этом городке в августе 2011 года побывал и президент России Владимир Путин. Глава государства принимал участие в открытии нефтепровода в соседний Китай.
Возрастная категория материалов: 18+
Амурская правда
от 20.02.2023
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было
...А ещё фактологические неточности — от уверенности, что ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ автора и есть самое правильное! И зачем проверять то, в чём ЛИЧНО уверен? Ну, паровоз «братьев Черепановых» — значит, так оно и есть. И это ЛИЧНОСТНОЕ очень заметно во многих и многих материалах Александра Ярошенко. Система его ЛИЧНЫХ уверенностей (или ошибочных, как в данном материале, или тенденциозных, далеко не бесспорных) навязывается читателю, у которого СВОЙ кругозор, СВОЁ мировосприятие, СВОЙ личный опыт.
— Nifashev SergeyФактологические неточности допускаются: от небрежности, от не очень большого уважения к своим читателям и от желания сгустить краски. Например — «... в эту зиму морозы в Сковородине опускались до -60,...»
Смотрим в интернете: морозы в эту зиму в Сковородино не опускались ниже 46 градусов (20-21 января 2023 года).GISMETEO.RU: Gismeteo.Дневник: Дневник погоды в Сковородино за Январь 2023 г. Архив погоды за за Январь 2023 г. по г. Сковородино, Сковородино, Россия.
Жил в Сковородино и знаю, что это такое. Минус 60 и в северной Якутии бывают не каждый год. Вообще-то климат последние 20-30 лет заметно помягчел и морозы в Сковородино редко в какую зиму дотягивали до 40 градусов. А вообще в Сковородино могут жить только мужественные люди.
— Порфирий Петрович Раскольников...И последнее. Меня могут упрекнуть — мол, сутяга, придирается к мелочам. Но речь о ФАКТИЧЕСКИХ ошибках! И если Александр Ярошенко столь вольно обращается с ФАКТАМИ, не проверяет их, то это, простите, ставит под сомнение и материал в целом (вдруг ещё где неправильно написал?).
— Nifashev SergeyВ марте 1950 года было закончено изготовление первого опытного паровоза типа 2-4-2, которому присвоили заводское наименование П36-0001. «Рядом застыл трудяга-паровоз военной поры» (так в очерке). А на снимке — явно, тот самый П36, 1950 (послевоенного) года выпуска... Кому интересно, можете убедиться — наберите в поисковике «Советские паровозы».
ВОТ И НЕТОЧНОСТЬ НОМЕР ВТОРАЯ... Будет ли объяснение от автора? Мол, да, сознаюсь в журналистской небрежности? Вряд ли...
— Nifashev SergeyВсё хорошо, и подход правильный: о заслуженном человеке. Одно глаз кольнуло — «паровоз БРАТЬЕВ Черепановых». Даю выписку из Вики. Так, на будущее.
Ефи́м Алексе́евич и Миро́н Ефи́мович Черепа́новы (отец Ефим (1774—1842) и сын Мирон (1803—1849), иногда ошибочно упоминаемые как «братья Черепановы»)
— Nifashev Sergey