Именно в этом жанре рано или поздно пробуют себя как именитые режиссеры, так и актеры из самой высшей гильдии, и, что немаловажно, находясь в достаточно узких границах, специалисты по живым мертвецам постоянно умудряются предложить зрителю что-то новенькое и ранее не встречавшееся. А зритель, единожды влюбившись в кино про зомби, изменять ему уже не станет — и ни одной премьеры в любимом стиле ушами не прохлопает. Зомби по-британски Когда известие о съемках продолжения не самого известного в широких кругах, но очень уважаемого в узких кругах триллера «28 дней спустя» появилось в свободном доступе, многие поклонники зомби-трэша пришли в приподнятое расположение духа. Дело в том, что речь об этом сиквеле шла давно, но все упиралось в поиски режиссера.

Автор первой части Дэнни Бойл (да, тот самый, который «Трэйнспоттинг» и не так давно «Пекло») на этот раз смог выступить только в роли продюсера. И не прогадал — дебютант жанра Хуан Карлос Фреснадильо, имя которого вообще мало что говорит зрительскому большинству, снял такой сиквел, что, пожалуй, первой части остается только гордо нести статус истока. Да и не только ей. «28 недель спустя» в некоторых аспектах могут легко заткнуть за пояс самого Джорджа Ромеро, если, конечно, это вообще возможно. Хотя фильмы Ромеро остаются классикой, а вот «28 недель» в золотой фонд зомби-хоррора войдут вряд ли. Почему? Ну это просто. Классика подразумевает собой и следование законам жанра, и балансирование в рамках, и, конечно, использование уже имеющегося опыта.

Фреснадильо не только зверски нарушил несколько самых важных правил развития сюжета, но еще и основательно изменил манеру съемки и поведение актеров. Этого ему не простят, хотя, безусловно, эксперимент получился интересный. Тут надо еще не забывать, что «28 дней» и «28 недель спустя» — это все-таки британское кино. Что чаще всего означает уход и от громкой рекламы, и от расчетов на хорошие сборы. Этим чопорным лондонцам, кажется, все это неинтересно. Более интересно им было снять фильм про катастрофу национального масштаба, вызванную плохо изученным вирусом, который превращает порядочных граждан в движимых жаждой крови и насилия тварей. Причем с катастрофой этой даже натовским солдатам не тягаться — но об этом чуть позже. Тот же трейлер, который все-таки крутился в качестве предварительного пиара, вызывал скорее положительные эмоции, чем недоверие к сиквелу, снятому к тому же неизвестным режиссером. Оправдалось не все — это факт, но все-таки большинство тех сцен, которые вошли в ролик, и вправду оказались достойными просмотра. Спасибо бриттам.

 Итак, сюжет. Сюжет вполне себе логично вытекает из первой части — для этого нам в самом начале картины демонстрируют жесткий и набирающий умопомрачительную скорость пролог, не оставляющий никаких сомнений в том, что основная часть фильма тоже будет выдержана в этом ритме. Первое, что обычно удивляет зрителя, впервые сталкивающегося с «28», — зомби у англичан не ходят, подволакивая ногу, как это обычно происходит в американских фильмах. Для того чтобы спасаться, американским персонажам нужно всего лишь не попадать в окружение и есть поменьше жирной пищи в мирное время. В этом кино у живых мертвецов страдает разум и только разум. Со скоростью передвижения, равно как и с физической силой, у них, пожалуй, после инфицирования только лучше становится.

Что изрядно усложняет ситуацию Дона — одного из главных героев фильма, когда дом, в котором он прячется с женой от толп обезумевших убийц, эти самые толпы и атакуют. Когда появляется выбор, спасать жену или спасать только себя, Дон без оглядки покидает место событий, по пути оставив пропадать еще и товарища, дожидавшегося в лодке. В общем, обычная подлость и трусость, причем в таких условиях, когда обвинять никого не хочется. Проходят те самые 28 недель. Британия постепенно пытается возобновить жизнедеятельность — все, кто мог спастись, спаслись, остальные стали мертвецами, которые впоследствии окончательно умерли от голода. Вирус вроде бы побежден, и можно впускать колонистов. Их и впускают — для начала в небольшой участок Лондона, окруженный солдатами НАТО и постоянно просматривающийся снайперами с крыш. К Дону возвращаются дети, которым он рассказывает о печальной судьбе их матери.

Именно детям суждено обнаружить слегка неадекватную родительницу в старом доме семьи (неадекватность спишут на шесть недель игры в прятки с озверевшими зомби) и таким образом вернуть к жизни ужасный вирус. Эта семейственность в фильме вообще радует. Среди полчищ колонистов семья Дона (чуть не забыл, его играет Роберт Карлайл, единственное известное имя в списке актеров) постоянно несет ответственность за самые важные события. Дон бросает жену. Дети находят ее и приводят к людям. Дон приходит просить прощения и заражается — оказывается, у супруги к этому делу имелся весьма стойкий иммунитет. А дальше уже цепная реакция — от Дона к остальным колонистам.

Все это время нам намекают, что именно детям придется сыграть решающую роль в следующей части, которая, несомненно, будет сниматься. А какую — это вопрос, либо со своим иммунитетом они позволят ученым разработать вакцину, либо возглавят армию незаражающихся. Кто его знает, вообще-то. Судя по сюжету второй части, мирным людям особенно не приходится надеяться на помощь военных. По крайней мере, обнаружив, что ситуация выходит из-под контроля и число укушенных растет в геометрической прогрессии, они не стали предпринимать никаких попыток вернуть этот контроль себе. А вся дальнейшая помощь заключалась в повальном отстреливании всех штатских, которых они же сами туда и привезли, ну а следом в ход пошли газ и напалм, как средство санитарной очистки города.

Вот здесь авторы фильма не изменили классическим канонам. Во всех уважаемых зомби-триллерах именно военные сначала выпускали джинна на волю, а потом вели себя вышеописанным образом. Правда, у Фреснадильо нашлось несколько благородных и отважных парней, но этим никого не удивишь — как и их обреченностью. 28 месяцев впереди Зато удивляет несколько безответственное отношение съемочной группы к многомиллионному проекту. При всех своих преимуществах «28 недель спустя» иногда вызывает подлинное недоумение: возможно, это объясняется недостатком опыта режиссера, но ведь продюсером-то остался Бойл — куда смотрел его контролирующий взор? В «Пекло»? Эти вопросы без ответов становятся причиной вполне понятного раздражения от постоянных необъяснимых провалов внутри очень и очень неплохого фильма. Например, камера в попытке максимально приблизиться к реальности — иногда это не реальность вовсе, а бессмысленное верчение объективом во все стороны света.

Да и вообще, почему в таком случае реальность становится важной для постановщиков только тогда, когда на экране появляются, собственно, те, вокруг кого все тут собрались? Пока военные шляются с автоматами, камера, как и положено, снимает их ровно и надежно, но стоит откуда-то выпрыгнуть зомби, как оператор, которого явно не предупредили, что это съемки фильма, но сказали камеру не бросать, начинает бояться вместе со всеми и дергать этой камерой в пароксизмах ужаса. Здорово придумано, конечно, но зачем снимать так практически все сцены с мертвецами, непонятно. Кстати, этих самых сцен в фильме отнюдь не много. В сравнении с ромеровскими фильмами — вообще раз-два и обчелся. В большинстве случаев толпы мертвецов уничтожают массированно, и запоминающихся экземпляров, кроме многострадального папы Дона, коему предстоит бегать и рычать до самого конца фильма, прежде чем его все-таки пристрелят. Зато крови, как ни странно, хватает — она льется не только из кусаемых и расстреливаемых, но и свежеинфицированных, причем прямо-таки фонтанами. Так что детям до восемнадцати от ворот поворот.

Еще один минус фильма — очень много темноты в его середине. С одной стороны — понятно, нагнетание обстановки, город, отрезанный от цивилизации, поздний вечер — но и это можно было снять так, чтобы на экране не просто мелькали фонари десантников и трассирующие пули, а еще и люди. Давным-давно известно, что это безумно раздражает большую часть зрительской аудитории, а те, кому нравится, могут себе сколько угодно таких фильмов наснимать самостоятельно, останется потом только озвучить и все, никаких кинотеатров не надо.

Минусы есть, и их необходимо исправлять. Есть, для чего работать над ошибками: если их вычесть, то получится прямо-таки отличный фильм в своем жанре, способный порадовать не только поклонников зомби-триллеров, но и ужастиков вообще. по крайней мере рычат, ревут и орут эти кошмарно (в хорошем смысле этого слова) загримированные люди так, что впечатлительным придется смотреть про это сны еще пару-тройку ночей. Ну а какие цели могут преследовать создатели зомби-хорроров, да еще и таких, которые вызывают не только приступы веселья, но и наоборот? Британия снова пуста и безлюдна, и сколько потребуется времени на этот раз, чтобы ужас вернулся на улицы ее столицы — ну это как раз известно. Два года и четыре месяца.

Возрастная категория материалов: 18+