Герои, опаленные войной
Начался юбилейный концерт необычно: на сцене был воссоздан один из финальных эпизодов картины. Исполнившая главную женскую роль в фильме Алина Покровская, как и ее героиня, сидит на скамеечке. И тут к ней подходит Василий Лановой — в форме генерал-полковника, с букетом цветов в руках. Актер и актриса обнимаются, а на экране за их спинами в это время идут аналогичные кадры киноленты.
— Когда актеры подобраны на роли так, как это было в «Офицерах», то картина снимается легко и светло, — поделился с гостями вечера Лановой. — Все у нас прошло, как дуновение ветра — весь фильм был снят на одном дыхании!
Лановой считает, что достоверности в картине удалось добиться в первую очередь потому, что и создатели фильма, и многие актеры сами прошли Великую Отечественную войну. В том числе исполнитель другой главной роли — Алексея Трофимова — Георгий Юматов, не доживший до наших дней.
— Это был замечательный актер, и его характер победителя ощущался постоянно, в том числе и на съемках, — вспоминает о Юматове Лановой. — Он воевал на торпедных катерах в Черном море, попал на крейсер, который способствовал освобождению Новороссийска. Потом на этом крейсере он добрался до европейских берегов…
Премьера кинокартины, снятой по сценарию Бориса Васильева и Кирилла Рапопорта, состоялась в 1971 году. Фильм посмотрели миллионы зрителей.
В 1942 году Георгий Юматов был зачислен юнгой на торпедный катер «Отважный», а потом принимал участие во взятии Будапешта, Бухареста, отличился в боях за Вену. За годы войны несколько раз был ранен и контужен.
В сцене, где его герой Алексей Трофимов показывает жене боевые ранения, обращаться за помощью к гримерам не пришлось — на экране зрители видят следы от настоящих пуль.
На пределе достоверности
Алина Покровская, сыгравшая в картине верную супругу Алексея Трофимова — Любовь, вспоминает, что создатели старались любыми средствами добиться достоверности и были очень внимательны к любым мелочам.
— Если мы снимали на улице, то, несмотря на то, что холод был или ветер, режиссер просил снять еще дубль, потом еще и еще — до тех пор, пока все не будет максимально похоже на то, как это происходило на самом деле, — рассказала Покровская. — Эпизод со смертью сына моей героини снимали уже в павильоне, потому как в кадре присутствовал малыш, маленький мальчик. Оператор Михаил Кириллов тогда попросил всех выйти из павильона и оставил меня одну. Сказал: «Когда будешь готова — позови!» Я долго настраивалась. Как сейчас помню ту сцену: моя героиня, военврач, смотрит документы и среди них видит фотографию своего сына Егора…
Актер Александр Воеводин, сыгравший роль сына супругов Трофимовых Егора, вспомнил о своем дебюте в большом кино, который случился как раз в «Офицерах», и о первом съемочном дне в жизни.
— Это был потрясающий город Севастополь, а моей партнершей являлась замечательная актриса, ныне покойная Наташа Рычагова, — рассказал Александр Михайлович. — В то время я уже заканчивал Школу-студию МХАТ. По сценарию мы с Наташей были влюблены друг в друга. Помню, как снимали мы сцены с зеркальцем: сначала мой герой, еще будучи школьником, зазывает так свою Машу Белкину, а далее, уже когда приезжает на побывку и дарит Маше платочек, точно так же выманивает ее зеркальцем на свидание. Но большинство сцен у меня были с экранными родителями — Алиной Покровской и Георгием Юматовым. Прекрасно помню очень пронзительный и глубокий взгляд Георгия Александровича. Он для меня был живым примером настоящего защитника Родины, который шел за нее на смерть. А фильм «Офицеры» стал для меня отправной точкой в моей актерской карьере. Прошло уже много времени, но меня до сих пор узнают на улице, и нередко говорят: «А я благодаря вам пошел в армию, получил военное образование, сейчас Родину защищаю». Эти признания очень дороги для меня…
Жизнь и судьба
Премьера кинокартины, снятой по сценарию Бориса Васильева и Кирилла Рапопорта, состоялась в 1971 году. С тех пор фильм посмотрели миллионы зрителей. И сегодня смело можно сказать, что для многих из них фильм «Офицеры» не просто интересной и увлекательной кинолентой, а определил их судьбу: кто-то после этого фильма твердо решил связать свою жизнь со службой Родине, кто-то — выйти замуж за военного. И для миллионов людей поступки героев стали эталоном таких понятий, как честь, отвага и патриотизм.
Екатерина Гусева призналась, что посмотрев именно картину «Офицеры», она решила стать актрисой.
«До сих пор не могу понять: как создатели фильма «Офицеры» умудрились в полтора часа уместить целую эпоху!» — певец Олег Газманов.
Капитан 3-го ранга в отставке Олег Газманов на момент выхода фильма в прокат уже был достаточно зрелым человеком. Но артист считает, что картина «Офицеры» оставила в его душе неизгладимый след.
— Это гениальный фильм, — подчеркнул Олег Михайлович. — Знаете, талантливое кино от просто хорошего отличается тем, что его можно смотреть бесконечно. Я до сих пор не могу понять: как создатели фильма умудрились в полтора часа уместить целую эпоху!.. Этот фильм, он для меня как воздух: пока он есть, ты его не замечаешь, но без него жить невозможно. Я даже представить не могу, что было бы, не будь «Офицеров» в моей судьбе. Моей песни «Господа офицеры» точно бы не было — ведь понятно же, что она навеяна этим фильмом. Не зря эта картина разобрана на цитаты, чего стоит одна только фраза: «Есть такая профессия — Родину защищать!» Для меня лично самый сильный и тяжелый эпизод, когда под красивую музыку «С берез неслышен, невесом слетает желтый лист…» так обыденно-просто и так страшно раненые бойцы с гранатами ползут на фашистские танки. Командир сказал: «Пошел!» — и он идет умирать за Родину, без пафоса и криков. Удивительно, как тонко это все схвачено! И, конечно, гениально сыграли артисты. Очень жаль, что не все дожили до этого дня. Но это потрясающий фильм, один из моих самых любимых!
Признание Ланового
Василий Лановой после премьеры «Офицеров» был признан лучшим актером Советского Союза, а сам фильм стал самым кассовым в год своего выхода.
— Я уже много лет потрясен тем вниманием, с которым каждое новое поколение зрителей смотрит этот фильм. Меня очень радует, что картина на такую непростую тему — любви к Родине, истинного патриотизма всегда находит миллионы своих поклонников, — рассказал уже после завершения праздничного вечера Василий Семенович. — В очередной раз искренне скажу, что я потрясен тем, как сценаристам Борису Васильеву и Кириллу Рапопорту удалось четкими штрихами раскрыть личности героев, а режиссеру Владимиру Рогову — показать их такими, что на них хочется равняться, им хочется подражать. И даже небольшая роль комэска, которая выпала замечательному актеру Владимиру Дружникову, остается в памяти навсегда. И поэтому не удивительно, что и вечер получился таким чудесным. Ведь настоящее высокое искусство для того и существует, чтобы, по словам классика, сеять в сердца людей разумное, доброе и вечное!
Совет Примадонны
Мероприятие по случаю юбилея одного из своих самых любимых фильмов не могла пропустить Примадонна отечественной эстрады Алла Пугачева. Артистка приехала в Кремль заранее, чтобы было достаточно времени подготовиться к выступлению.
Изрядно похорошевшая и похудевшая Алла Борисовна решила предстать перед гостями этого вечера в черном коротком платье, подчеркнув стройные ноги. Впрочем, и настроение у артистки было на высоте. Пугачева много улыбалась и с удовольствием фотографировалась с кадетами и юными участниками детских музыкальных коллективов.
Алла Борисовна призывала юное поколение брать пример с героев фильма и не упустить возможности сфотографироваться с актерами картины.
На сцене Кремлевского дворца Пугачева исполнила песню «Нас бьют — мы летаем» — о преодолении и об умении найти в себе силы подняться после падения. Композиция как нельзя лучше отражала общую атмосферу вечера, где среди приглашенных было много военных.
Вечер в Кремле, посвященный Василию Ланавому — удался! Но ведущая Анна Ковальчук плоховательно вела этот вечер, лучше пусть снимается в кино и, конечно, под фонограмму пели многие певцы, это удручает, т.к. в верху сцены экраны,где на них крупным планом их лица, которые не попадают в фонограмму песен и за них становиться стыдно — это Варвара, Матвейчук, Бабкина, Долина...
— наташа W (гость)