Фото: static1.squarespace.comФото: static1.squarespace.com

На полках появятся образцы самой разной литературы: от документалистики и биографических исследований до остросюжетных романов и, конечно, произведений о любви. Издатели забрасывают адресатов подробными анонсами, в которых всемирно известные имена перемежаются с новыми, только претендующими на звание авторов бестселлеров. Обозреватель АП ознакомился с некоторыми новинками, которым прогнозируют статус лидеров продаж сезона. 

РЕЛ ДЖОНС

 «Песнь любви мисс Куини Хеннеси»: сага для двоих

Британская писательница Рейчел Джойс за перо взялась сравнительно недавно: по крайней мере, первый ее роман увидел свет только в 2012 году. Он назывался «Невероятное паломничество Гарольда Флая» и сразу же угодил под пристальное внимание организаторов букеровской премии. Джойс хоть и не выиграла ее, но в списках побывала, заставив заговорить о себе серьезных экспертов в области литературы. Благодаря этому следующая книга британки, «Операция "Перфект"», продавалась еще более активно, ее романы начали переводить на другие языки. Повествование о пешем путешествии Гарольда Флая через многие мили на встречу с женщиной из прошлого пользовалось определенной популярностью и в России. Настало время познакомиться поближе с самой этой героиней — ее как раз и зовут Куини Хеннесси. Критики уже заговорили о зарождающейся саге, хотя немаловероятно, что преждевременно: просто речь идет о магните, разделенном на две половинки. 

Сама писательница долгие годы отдала работе в театре и на телевидении, где накопила довольно богатый опыт в области кажущихся невероятными историй. В первой книге главный герой, немолодой уже человек, отважился пересечь Британию на своих двоих, потому что поверил, что пока он шагает, женщина, с которой он хочет встретиться, будет побеждать смертельную болезнь. Все, что происходило с Гарольдом, так или иначе было связано с мисс Хеннесси, о которой Джойс поведала читателю не так уж много. Оказалось, что для этого требуется еще один роман, и теперь история отношений двух давно расставшихся людей обретет новые подробности, превращаясь, по мнению некоторых специалистов, в «одну из самых ярких в литературе». 

В отличие от Гарольда, совершающего буквальное паломничество, его визави совершает путешествие по просторам собственной памяти.  Джойс дает своей героине подробно рассказать о собственной жизни, убеждая читателя, что и история обычного человека может оказаться истинной жемчужиной. Писательница не забывает о мелких деталях, способных менять жизни людей, о силе человеческого духа, который обладает самыми разными возможностями, в том числе и возрождаться из мертвых. Философствуя на эти темы, Джойс не позволяет читателю скучать. Впрочем, этому чтиву нужна соответствующая аудитория, не зря его сравнивают с «Миниатюристом» Джесси Бёртон, которого одни превозносят до небес, а вторые используют в качестве снотворного. Так или иначе, перед нами книга, о которой тоже говорят и будут говорить. 

ЕВГЕНИЙ БУЯНОВ, БОРИС СЛОДЦОВ 

«Тайна гибели группы Дятлова»: дело не закрыто

В ночь 1–2 февраля 1959 года группа из девяти туристов Уральского политехнического института  под руководством Игоря Дятлова трагически погибла у подножия мансийской «Горы Мертвецов». Уже более полувека исследователи, конспирологи, журналисты и просто обыватели интересуются этой темой, строят версии и сходятся в жарких спорах. Гибель группы Дятлова приобрела статус загадки национального масштаба, неоднократно вызывала любопытство у зарубежных уфологов и кинематографистов, а в пределах бывшего Союза, казалось бы, обсудили уже каждую мало-мальски заметную деталь этих событий. Впрочем, от этого количество вопросов не уменьшалось, а росло в геометрической прогрессии. 

Никто до сих пор так и не выдвинул версии, которая объясняла хотя бы странное поведение самих туристов, далеко не в первый раз ночующих в палатке под открытым небом. Обстоятельства их гибели больше подходят для голливудского триллера, нежели для кабинетного расследования. Собственно, трагедия стала основой не только для газетных статей, но и для нескольких художественных книг, в которых всегда найдется место вольностям и домыслу, который легко переходит в вымысел. Издание, о котором мы рассказываем сегодня, гораздо аккуратнее обходится с воображением и основывается на фактах, документах и свидетельствах вполне реальных людей, имевших то или иное отношение к походу девяти молодых людей на роковой перевал.  

Авторами книги стали те, кто занимался поисками пропавшей туристической группы: отряд Бориса Слобцова, в частности, обнаружил палатку и первые тела погибших. Евгений Буянов отдал много времени и сил расследованию обстоятельств случившегося, благодаря чему читатели этой книги наконец получат возможность отделить реальность от слухов, обросших никогда не существовавшими в действительности подробностями. Исследователи задаются самыми разными вопросами, в том числе — нет ли в этой истории государственного интереса, в пользу которого важные для понимания детали трагедии скрываются от любопытных глаз. И предлагают свою версию, которую уже назвали наиболее убедительной. Вероятно, окончательная точка в изучении гибели Игоря Дятлова и восьми других туристов в ближайшие годы поставлена не будет. А может быть, уже и никогда. 

ТОНИ МОРРИСОН

«Возлюбленная»: свобода или смерть

«Возлюбленную» сложно назвать полноценной книжной новинкой: роман увидел свет в 1987 году, прочно вошел в список лучших книг на английском языке, а его автор получила Пулитцеровскую и Нобелевскую премии. В 1998 году произведение экранизировал постановщик «Молчания ягнят» Джонатан Демме, а главную роль в фильме исполнила знаменитая телеведущая Опра Уинфри. Но книга, по общему мнению, была и остается сильнее собственного экранного воплощения. По мощи воздействия ее называют одной из первых, а вопросы, поднятые в ней, не теряют актуальности даже во времена, далекие от рабовладельческого строя. Именно поэтому «Возлюбленную» время от времени переиздают, в том числе и в России. Тони Моррисон рассказала о судьбе многих тысяч людей в истории одной женщины: и неисковерканных жизней в этом романе нет. 

Писательница создавала книгу о рабстве в совсем другие времена, поэтому она полна не только душераздирающих событий и трагических эпизодов. Это не в последнюю очередь постмодернистский роман. Моррисон объединила в своих произведениях самые разные литературные традиции (в том числе и русскую классику, Льва Толстого она называет одним из любимых своих авторов) с семейными преданиями и историями, прошедшими проверку временем и поколениями.  Несмотря на то что некоторые критики назвали «Возлюбленную» материализованным страданием, несмотря на то что, казалось бы, эти страдания очень сильно привязаны к национальному фактору, роман был и остается одним из самых пронзительных в мировой литературе. А значит, он снова и снова будет попадать во всегда ищущие читательские руки. 

ЛЕВ ТРАХТЕНБЕРГ

 «На нарах с Дядей Сэмом»: твой дом — тюрьма 

Импресарио Лев Трахтенберг, проделавший долгий и полный неожиданностей путь от концертного кооператива в Воронеже до собственного агентства в Нью-Йорке, мог бы сочинить автобиографию и при отсутствии вынесенных в заглавие этой книги обстоятельств. Тем не менее в чужедальней стороне, которую автор привык считать своей, его обвинили в «современной работорговле», в которой он признал себя виновным и сам. По заявлениям самого Трахтенберга — «по многим гуманитарным соображениям». В федеральных тюрьмах США, в том числе и самой большой «Форт Дикс», он провел чуть более четырех лет, сопровождая отбывание срока ведением своеобразной хроники. Заметки заключенного сначала печатали несколько американских газет, затем их объединили в полноценный том. 

Как человек, не привыкший унывать (по крайне мере, публично), Трахтенберг и наблюдения свои записывал с преувеличенной бодростью, хотя тюрьма — не сахар, даже если она расположена на североамериканском континенте. Об этом, собственно, можно узнать как раз из этой книги. Российский читатель привык к образу, созданному десятками голливудских фильмов, да и вообще взгляд на тюрьму изнутри всегда представляет интерес, если это — не твой собственный взгляд. Вся эта история выглядит, как некоторый сбой в течение времени: русские импресарио в непременных темных очках, берущие с боем стриптиз-клубы США, связанные с этим процессы и прочие атрибуты конца прошлого столетия. Но если отбросить всю шелуху, останется любопытное чтиво о том, чего читатель, хочется верить, собственными глазами никогда не увидит.