«Огненные колесницы». Великобритания, 1981
Четыре премии «Оскар», включая победу в номинациях «Лучший фильм» и «Лучший сценарий» — британская лента, основанная на реальных событиях, пользовалась успехом не только у киноакадемиков, но и у зрителей, обеспечивших «Огненным колесницам» весьма неплохую для биографического фильма кассу. Для английского режиссера Хью Хадсона триумф картины был особенно приятен, ведь он дебютировал в большом кино. Кстати, постановщик, которому 25 августа исполнится 80 лет, по сей день продолжает снимать, хотя достижений 35-летней давности повторить не смог. История о двух противоборствующих спортсменах, выступающих за одну и ту же страну, отобрала звание лучшего фильма у ленты «Красные», поставленного самим Уорреном Битти, который сыграл в нем главную роль. Эта картина также рассказывала о непридуманных событиях, в центре сюжета — писатель-коммунист Джон Рид. Таким образом, спорт в 1981 году оказался, очевидно, выше политики.
Летняя Олимпиада, в которой участвуют главные герои «Колесниц» Гарольд Абрахамс и Эрик Лиддел, состоялась в Париже в 1924 году. Как раз тогда Игры обзавелись своим знаменитым девизом «Быстрее! Выше! Сильнее!», а легендарный Пьер де Кубертен в последний раз занимался организацией соревнований. Абрахамс и Лиддел защищали в столице Франции цвета британского флага в качестве бегунов. Красной линией в фильме проходит именно личное противостояние атлетов, противоречия которых не укладывались исключительно в спортивные рамки. Еврей и шотландец сошлись в своеобразной битве культур, мировоззрений и традиций, в том числе, конечно, религиозных. Благодаря этому конфликт двух олимпиоников несет в себе множество подтекстов. Само название является отсылкой к культовому тексту, а также к эпохе раннего христианства — соответственно, Хадсон подтверждает статус спорта, который вполне способен заменить духовным противникам все эти войны и все эти теракты.
«Огненные колесницы» признали удачными не только в избранной тематике: постановщик с командой великолепно воссоздали европейские реалии, которые пришлись на перерыв между двумя самыми кровопролитными войнами в истории человечества. Золотые статуэтки за лучшие костюмы и саундтрек просто так не раздают: во втором случае награду заработал греческий композитор Вангелис, впоследствии создавший музыку для «Бегущего по лезвию» и «Александра». Картину по достоинству оценили зрители стран, которые обычно выступают принципиальнейшими соперниками на Олимпиадах. Свою роль сыграло и то, насколько живо в ленте Хадсона предстают Игры, документальных свидетельств о которых современный мир имеет не так уж и много. По прошествии десятилетий о «Колесницах» не забыли: картина входит в список лент, которые чаще всего вспоминают люди в связи с Олимпиадами. Судьба исполнителей главных ролей Бена Кросса и Иэна Чарльсона впоследствии сложилась по-разному, но их дуэт стоит того, чтобы за ним понаблюдать.
«Крутые виражи». США, 1993
Лента Джона Тёртелтауба несет в себе гораздо меньше философской подоплеки, хотя бы потому, что представляет собой больше семейную комедию, нежели биографическую драму. Тем не менее в основу происходящего в сюжете легли события, имевшие место быть в истории Олимпийских игр: сборная Ямайки по бобслею действительно существует. Более того, спортсмены из жаркой страны (хоть и не без препятствий и конфузов) выступали в Сочи два года назад. Таким образом, ямайский бобслей существует уже без малого 30 лет. Впрочем, в самих «Крутых виражах» от большинства исторических фактов предпочли избавиться, оставив в фокусе исключительно парадокс: четыре парня, никогда в глаза не видевшие ни льда, ни боба, мечтают выступить на Олимпиаде именно в этой дисциплине. Соответственно, присутствует широкий простор для шуток (порой довольно-таки неоднозначных) и веселья, а также сказочных мотивов и морали из разряда «главное — верить». Ямайцы мерзнут, но не сдаются, их тренер выжимает из ситуации весь возможный комизм — что еще нужно, спрашивается.
Тёртелтауб известен умением снимать кино, которое вызывает достаточно много брюзжания, но становится популярным. В конце концов, именно он потом ставил франшизу «Сокровище нации». Олимпиада 1988 года в Калгари для ямайских бобслеистов завершилась, мягко говоря, неудачно, достаточно сказать, что к финишу они пришли пешком. Но именно благодаря месту действия фильм «Крутые виражи» и сегодня может похвастаться высокими зрительскими оценками. На фоне столь масштабного спортивного события дуракаваляние распевающих песни Боба Марли пареньков смотрится особенно контрастно. Картина прошла в кинотеатрах с солидными показателями, а ее создателей никто и не подумал всерьез упрекать в том, что они отошли от действительности везде, где смогли. Видимо, олимпийским героям время от времени необходимо превращаться в сказочных. Тем более что ямайскую четверку на тех Играх и в самом деле полюбили все без исключения.
«Без предела». США, 1998
Стоит отметить, что за год до того, как фильм «Без предела» вышел на экраны, состоялась премьера картины «Префонтейн»: история короткой, но яркой жизни американского бегуна Стива Префонтейна в конце 90-х была нарасхват. Первая лента примечательна тем, что главную роль в ней сыграл не особенно тогда знаменитый Джаред Лето. Второй фильм, который продюсировал сам Том Круз, оказался творением более серьезным и амбициозным. Как результат — номинация на «Золотой глобус». На награду, что характерно, претендовал Дональд Сазерленд, сыгравший в фильме Роберта Тауна роль второго плана: тренеру Префонтейна Биллу Бауэрману то и дело приходится превосходить своего ученика. Роль самого атлета досталась Билли Крудапу. Оба актера и сегодня частые гости на широких экранах, но их взаимодействие в 1998-м особенно запомнилось публике. Картина до сих пор занимает неплохие позиции в списках предпочтений кинозрителей, а ее оценкам и критическим отзывам позавидовали бы многие современные драмы.
Стив Префонтейн — личность знаковая больше для американского, нежели мирового спорта. Атлет начал ставить национальные рекорды в пятнадцатилетнем возрасте, когда еще защищал честь школы, в которой учился. Таких рекордов в его жизни было семь. На Олимпийских играх в Мюнхене 1972 года молодой бегун потерпел неудачу, финишировав четвертым в беге на пять километров, причем в этом забеге Префонтейн довольно долго лидировал. Иконой легкой атлетики в США спортсмен стать успел, повысить популярность бега как массового вида спорта — тоже, а вот еще раз попробовать взойти на олимпийский пьедестал ему не удалось. В 1975 году Префонтейн погиб в автомобильной аварии в возрасте 24 лет. Его наставник Билл Бауэрман известен еще и тем, что основал компанию, которая потом стала известна всему миру под названием Nike.
«Лучший беговой темп — это суицидальный темп, и сегодня как раз подходящий день, чтобы умереть…» — по фразочкам такого рода можно судить о том, как относился бегун к главному занятию своей жизни. Фильм Тауна позволяет зрителю проследить за тем, как растет, взрослеет и меняется главный герой, которому почти удалось уместить полноценную человеческую жизнь в две дюжины лет. Миллионы поклонников, головокружительные взлеты и болезненные падения, гражданская позиция и агрессивный настрой по отношению к соперникам: «Без пределов» — это в первую очередь картина о том, что настоящая команда может состоять исключительно из личностей. Впрочем, намеренно заретушированная мюнхенская Олимпиада тоже не может не вызвать интереса при просмотре этой картины.
«Мюнхен». США, 2005
Еще одна картина, в которой присутствует Олимпиада-72, но на этот раз с очень и очень трагического ракурса. Более того, событиям на самих Играх режиссер «Мюнхена» Стивен Спилберг уделил лишь несколько минут в начале, в оставшиеся два с половиной часа речь идет о последствиях. Убийство 11 израильских спортсменов палестинскими террористами и аспекты организованного вслед за этим возмездия — тема, из которой легкого фильма не сделаешь, и картина получилась особенно тяжелой. Примечательно, что Спилберг снимал «Мюнхен» сразу после «Войны миров», которую вообще не следовало показывать людям. И это, похоже, понимал и сам режиссер, за два месяца выстроивший мощное творческое заявление, получившее пять номинаций на «Оскар». В каждой из них картина проиграла, но зритель понял, что того самого Спилберга он все-таки пока не потерял. Правда, режиссеру «Списка Шиндлера» пришлось стать объектом нападок с обеих сторон, которые противоборствуют в сценарии.
Актеры Эрик Бана, Дэниэл Крейг и Матье Кассовиц сыграли в самых разных по качеству проектах, но за роли в «Мюнхене» им точно не должно быть стыдно. Повествование развивается с нарочитой медлительностью, жизнь сама преподнесла драму, к которой, по мнению постановщика, не нужно подключать слишком много воображения. В этой истории мало правых и полно виноватых, а если сентиментальность и прерывает время от времени размеренный ход политического триллера, то только чтобы подчеркнуть самое важное. Спилберг ненавязчиво напоминает о том, что основоположники Олимпийских игр прекращали воевать на время их проведения: в XX веке эту идею основательно извратили, а сами соревнования и сегодня становятся площадкой для совсем не спортивных состязаний. Вполне возможно, что «Мюнхен» все же взял бы несколько «Оскаров», которых был вполне достоин: но случилась в тот год в соперниках «Горбатая гора», так что — сами понимаете.
«Несломленный». США, 2014
Третий по счету режиссерский опыт Анджелины Джоли оказался наиболее удачным — не в последнюю очередь потому, что сценарий «Несломленного» написали Итан и Джоэл Коэны. В основу сюжета легла биография американского легкоатлета Луи Замперини, среди прозвищ которого было и «Торнадо». Бегун принимал участие в самых, наверное, неоднозначных Играх в истории. На Олимпиаде в Берлине 1936 года он выступал на дистанции пять километров и пришел всего лишь восьмым, но так пробежал последний круг, что был удостоен личной встречи с самим Адольфом Гитлером. Вне всякого сомнения, перед атлетом открывались перспективы великой славы, но вместо этого он отправился на фронт и оказался в японском плену после 45-дневного дрейфа в открытом море. Таким образом, Замперини не стал олимпиоником, увенчанным лавровыми ветвями, но для многих людей превратился в символ стойкости духа, выдержав все невзгоды и умерев за три года до столетнего юбилея.
Джоли сняла кино, перекликающееся со многими жемчужинами мирового кинематографа, главная роль в нем досталась английскому актеру Джеку О'Коннеллу -- годом позднее его отметило жюри Каннского кинофестиваля как лучшего молодого актера. Олимпиада в «Несломленном» — символ несбывшейся мечты, крыльев, сломанных войной: но Джоли оказывается способной избежать чрезмерной прямолинейности в метафорах, показывая Замперини настоящим, но вполне обычным человеком. Это верно: пережитые потрясения не могли не отразиться на психике бывшего бегуна, в его жизни были и алкоголизм, и спасение в религиозном фанатизме, но были и другие Олимпиады, в которых он принимал участие уже как почетный гость. Этот фильм мог бы послужить отличным примером для российских кинематографистов, берущихся исключительно за биографии чемпионов. Ведь иногда история о человеке, пришедшим к финишу восьмым, может оказаться гораздо сильней, чем пересказ всем известных успехов.
Добавить комментарий
Комментарии