К. С. Робинсон
«Красный Марс»: терраформирование или смерть
Первая книга фантастической трилогии Кима Стенли Робинсона «Красный Марс» вышла в свет еще в 1992 году, так что российскому читателю пришлось ждать возможности ознакомиться с этим произведением в переводе почти четверть века. Романы о покорении Красной планеты землянами стали визитной карточкой автора и принесли ему настоящее признание и статус живого классика. Серия книг получила такие престижные премии в области научной фантастики, как «Небьюла», «Хьюго» и «Локус», а также Премию Британской ассоциации научной фантастики. Да что там — сам великий Артур Кларк называл трилогию лучшим произведением о колонизации Марса из всех, что когда-либо были созданы и рекомендовал его к прочтению не только современникам, но и будущим завоевателям загадочной планеты. Писатель долгие годы «болел» марсианской темой и благодаря этому воображаемые события его книг имеют под собой достаточно прочный научный фундамент.
Труд действительно масштабный — повествование охватывает двухсотлетнюю историю освоения Марса землянами. Необитаемая планета претерпевает колоссальные изменения — не зря вторая часть трилогии называется «Зеленый Марс», а в третьей он и вовсе становится Голубым. Повествование Робинсон начинает с 2027 года, когда на Красной планете обосновываются первые колонисты, а ближе к финалу она становится густонаселенной «второй Землей», со всеми присущими «обитаемому острову» социальными, политическими и экономическими катаклизмами и кризисами. Терраформирование по Робинсону — это не просто хороший повод дать волю писательскому воображению, но и причина задуматься о моральных вопросах, связанных с колонизацией. Далеко не все новоявленные марсиане поддерживают стремление превратить планету в подобие соседней, и конфликтов не избежать.
Выход «Красного Марса» в России можно считать своевременным: роман в ближайшее время должен стать основой для телесериала. Удивительно, но ни одно из многочисленных произведений Робинсона так и не было экранизировано, хотя права на первую часть трилогии какое-то время находились не у кого-нибудь, а у Джеймса Кэмерона. Так или иначе появление знаменитой книги на русском языке становится одним из наиболее заметных событий в отрасли. Не пропустите.
Александра Маринина
«Обратная сила»: страна глазами Фемиды
Богиня правосудия далеко не с рождения носила на глазах свою знаменитую повязку. Ее придумали римляне, чтобы смотрелось более символично. Конечно, слепота и беспристрастность — отнюдь не одно и то же. Об этом, в частности, рассказывает одна из самых именитых российских писательниц, посвятивших себя детективному жанру. Новая книга Александры Марининой по совпадению тоже является началом литературного триптиха, и в том, что его главными героями станут юристы, нетрудно догадаться уже по названию. Первый том «Обратной силы» повествует о событиях периода с 1842-го по 1919 год. В последующих книгах автор, минуя эпоху сталинизма и, в частности, Великую Отечественную войну, обращается к более близким к современности реалиям. Впрочем, в полном смысле слова миновать столь значительные вехи нельзя и на судьбах героев они отразятся.
В очередной раз обратившись к жанру семейной саги, Маринина проделала огромную работу, создавая эту трилогию. Автор подробно изучила историю российской юриспруденции, объехав многие города, собирала необходимые данные в архивах и, конечно, не забывала о сюжетной составляющей масштабного произведения. Перед глазами читателя пройдут несколько поколений, живущих в России, Советском Союзе и снова России. А в прицеле внимания окажутся не только перипетии жизни и работы юриста в разные эпохи, но и человеческие отношения во всем своем многообразии.
Сама Маринина называет сагу, над которой работала несколько лет, «не очень семейной». В первую очередь перед нами все же историческая проза, не лишенная при этом детективной интриги и характерного для книг этого автора внутреннего напряжения. Писательница давно вышла за рамки статуса «создателя Каменской», а «Обратной силой» она еще раз доказывает, что сделала выбор в пользу настоящего призвания. В интервью Маринина не раз упоминала о том, что при работе над этой трилогией не ограничивалась изучением истории, понимая, что именно в этом случае можно заручиться поддержкой классиков русской литературы. Таким образом, перед нами книга-осмысление, которую при всей её разносторонности еще и очень увлекательно читать.
Юваль Харари
«Sapiens. Краткая история человечества»: на заре Всемирной империи
Книгу израильского ученого, поднимающую самые неудобные и неизученные вопросы становления человеческой цивилизации, называют «ярким событием в мире литературы жанра non-fiction». Её рекомендовали к прочтению Билл Гейтс и Марк Цукерберг — а уж эти ребята плохого не посоветуют. Шутки шутками, но этот набор смелых вопросов и не менее отважных гипотез о социуме, его прошлом и будущем, мгновенно заработал статус бестселлера, привлек внимание ведущих периодических изданий мира и был переведен на многие языки. Харари играючи расправляется с общепринятыми точками зрения, предлагая читателю взглянуть на хорошо знакомые понятия под совершенно новым углом. История вида Homo Sapiens, который единственный из всех получил право вершить историю цивилизации, по мнению автора скрывает в себе слишком много темных пятен, на которых он и заостряет внимание.
Не обошлось в книге Харари и без попыток «проникнуть взором в невидимое»: автор не столько делает конкретные прогнозы, сколько пытается предвосхитить грядущие события, опираясь на опыт уже свершившегося. «Всемирная империя создается у нас на глазах, и править ею будет не отдельное государство или этническая группа — скорее, подобно Римской империи на последней стадии, этот новый мир окажется подвластен многонациональной элите, и склеивать его воедино будут общая культура и общие интересы», — пишет Харари, констатируя, что чем больше сегодня укрепляют государственные границы, тем скорее они размываются. В свете происходящего сегодня в мире ознакомиться с этим исследованием будет интересно и полезно. «Не старайся идти в ногу со временем, от времени никуда не денешься», — говаривал Сальвадор Дали, но Харари в своей книге все-таки оставляет личности больше пространства для маневра.
Дженнифер Чиаверини
«Одинокая звезда»: надежность лоскутного одеяла
Американская писательница Дженнифер Чиаверини — яркий представитель огромного пласта современной литературы домохозяек, которому удалось прорваться в список авторов бестселлеров. Дизайнер интерьера по профессии, она на досуге не только пишет романы, но и на серьезном уровне занимается квилтингом — а говоря по-русски, шитьем из лоскутков. Истинные ценности, как следует из романов Чиаверини, напоминают лоскутное одеяло: если оно сделано на совесть, то владельцы могут сколько угодно пытаться перетянуть его на себя — одеяло не порвется. Столь нехитрая философия снискала успех у миллионов читателей по всему миру, подавляющее большинство из которых, конечно, представляют прекрасный пол. Окрыленная успехом писательница решила создать целую серию романов, в которых люди только и делают, что шьют одеяла и справляются с неприятностями.
«Одинокая звезда» — первая ласточка этой серии. Она рассказывает о том, как сильная и мудрая женщина на закате дней помогает стать такой же сильной и мудрой случайной знакомой куда более молодых лет. «В книгах писательницы найдется место и радости, и печали, и ненависти, и любви», предупреждает нас издатель, и этого в произведении Чиаверини действительно с избытком. Будучи счастливой в семейной жизни, она с легкостью создает в воображении куда менее позитивные истории, заставляя читательниц и посмеяться, и, чего уж там, украдкой всплакнуть. Было бы любопытно узнать, сколько женщин в разных странах мира примутся шить лоскутные одеяла, ознакомившись с этим литературным сериалом. В общем, мы смело делаем вывод, что от книг Чиаверини кругом одна польза: ищите на полках магазинов уже в этом месяце.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии