«Без рук и ног жил, без "спасибо" тоже проживу», — говорит главный герой собеседнику, который искренне не понимает, для чего проявлять заботу об окружающих, если они все равно этого не оценят по достоинству. Толя пришел на телевидение, чтобы рассказать о людях, у которых ограничены возможности, но от этого вовсе не появилась острая необходимость в жалости и сочувствии. От природы ироничный, рассудительный и не импульсивный человек, Анатолий каждый раз на маленький шажок выходит из себя, когда его называют инвалидом. Вытащив из петли соседа по палате, оказавшегося в схожей ситуации и мгновенно отчаявшегося, он учит уму-разуму, невзирая на солидную разницу в возрасте: мол, дело не в руках и не в ногах, а совсем в другом. Сосед — военный, закрывший срочников телом от осколков гранаты, с неподдельным интересом выслушивает от странного юноши лекцию об Алексее Маресьеве, хотя по всем исходным данным должен рассказывать ее сам. Таких моментов в сериале «Толя-робот», при всей его нарочитой комедийности, хоть отбавляй. Главный герой обращается за помощью, только когда это действительно крайне необходимо, но сам всегда готов подкорректировать психологическое состояние ближнего, попавшего в персональную беду. Сам вид Толи — ментальная пощечина, отрезвляющая сравнительная мысль о том, кому тут не повезло на самом деле.
Проект больше всего похож на результат труда единомышленников, ни один из которых не претендовал на главенствующий статус в процессе съемок.
Режиссером сериала выступил Алексей Нужный — фигура довольно неоднозначная, с портфолио, в котором есть и «Ёлки», и «Мамы», и «Беременный», и сериал «Ольга». Однозначных выводов из такого списка при всем желании не сделаешь, но в случае с «Толей-роботом» это и не нужно. Проект больше всего похож на результат труда единомышленников, ни один из которых не претендовал на главенствующий статус в процессе съемок. Исполнитель главной роли Александр Паль рассказывал, что пытался влиять на конечный результат, создатели сериала вежливо снимали дубль так, как видел актер, но в итоге выбирали исключительно собственный взгляд. Сериалу про инвалида среди «людей с неограниченными возможностями» так или иначе приходится балансировать на какой-нибудь грани, и авторы «Толи» пошли несколько детским, но верным путем. Историю они рассказывают так, будто главный герой действительно прожил с ними много лет в одном дворе. Давним знакомым не придет в голову отводить взгляд при виде физических недостатков или всерьез обижаться на шутки, которые этих недостатков касаются. Вскоре и зритель начинает забывать, что на экране чем-то отличающийся от него персонаж. Толя очень быстро обретает характер, становится все более выпуклым, а поводов для переживаний предостаточно и кроме медицинских.
Забывать о том, что речь идет о ТНТ, конечно, не стоит. С любовью сделанному сериалу все равно приходится кланяться целевой аудитории. Именно поэтому одна из первостепенных ролей досталась Азамату Мусагалиеву, который слишком много лет играет в КВН — известно для кого и известно для чего. Коммунальный жулик Эльдар в его исполнении становится очередным персонажем шоу «Однажды в России» (а персонажи там мало чем отличаются друг от друга). Особенно забавно наблюдать, как сразу после очередной серии «Толи-робота» начинается передача, в которой тот же самый Эльдар выступает в качестве ведущего. На фоне актера Мусагалиева выгодно смотрятся все, в том числе и вечная простушка Валентина Мазунина, и вечный неудачник Евгений Кулик. Что ж, у них хотя бы есть амплуа. Даму сердца главного героя сыграла Маргарита Аброськина. Ей сильно стараться не приходится, потому что шаблонный персонаж очень неторопливо обрастает узнаваемыми особенностями характера — на протяжении нескольких серий мы видим исключительно страдальческие попытки уехать в Москву. Причины, по которым уехать не получается, настолько смехотворны, что воспринимать девушку Машу всерьез пока не приходится. Карету ей, карету!
Сериал получает твердую пятерку за эффекты высочайшего уровня — наверное, у близких Александра Паля при просмотре часто екает сердце.
Но это все, конечно, антураж. Маша, к примеру, нужна в качестве ложного мотиватора для главного героя, который явно и безо всякой Маши не стал бы сидеть, сложа протезы. Скрытая воинственность Толи заставляет его двигаться вперед без остановок. Он, конечно, не настоящий робот и способен на минуты слабости, но рядом всегда оказывается кто-нибудь, кому замечательный сосед помог накануне. Пытаясь наладить личную жизнь, Анатолий внезапно для себя получает социальную нагрузку. И любо-дорого посмотреть на жильцов проблемного дома, которые увлеченно наблюдают с улицы, как человек с четырьмя протезами сражается с осами на чердаке. Они не черствы и не равнодушны — просто не получается постоянно помнить, что рядом живет инвалид, особенно если он сам не хочет, чтобы об этом помнили. В этом плане первые две серии выгодно отличаются от последующих: расставляя на доске фигуры, режиссер не мается необходимостью делать правильные, ведущие к победе ходы. Пока зрителю просто рассказывают, кто есть кто, он хохочет в голос, а заодно задумывается, есть ли во дворе пандусы и кто в ТСЖ нынче председатель. Дальше сюжет начинает неминуемо лезть в опасные дебри: бандиты, байкеры, губернаторы, продюсеры, Максим Фадеев. С одной стороны, это нужно — история не может все время топтаться в одном дворе. С другой — именно там Толя и существует абсолютно органично.
Режиссера Нужного и сценариста Куликова явственно манит тема внутренних и внешних перемен. Поэтому герои «Толи-робота» будут не только трансформироваться как личности, но и менять обстановку вокруг себя. Не исключено, что разваливающийся полубарак в Электроуглях со временем превратится в престижное жилье — естественно, под нескончаемые мелодии и ритмы молодежной эстрады, которыми сериал изо всех сил старается привлечь к себе аудиторию YouTube. Но и это понятно и простительно: все остальные в такие моменты могут просто делать потише, чтобы не слышать, как условная Монеточка беспощадно препарирует песню условного Виктора Цоя. Зато сериал получает твердую пятерку за эффекты высочайшего уровня — наверное, у близких Александра Паля при просмотре часто екает сердце. Нам же, далеким, остается тихо радоваться, что один из лучших актеров современной России взялся за эту роль. Запороть такое несложно, а вот вывести на высоту — задачка непростая. Естественность и некая инопланетность, которые служат актеру эффективным оружием, отлично срабатывают и здесь. Некоторые шутки зритель поймет не сразу — так и адресаты в сериале их не всегда ловят на лету. В конце концов все сводится к банальному слогану «Ты можешь всё!», которым так часто хочется размахивать перед глазами ответственных за российское телевидение.
Добавить комментарий
Комментарии