Студенческая любовь Коли Лошманова
Редакционный микроавтобус мчится в Серышево по заснеженной трассе, а жена композитора Майя Сергеевна Лошманова вспоминает — она впервые приехала в этот далекий посёлок на поезде через всю Россию молодой девчонкой в 1962 году. Сейчас ей 82 года, она живет в Благовещенске вместе со старшей дочерью Еленой. Николай Алексеевич и Майя Сергеевна были рядом всю жизнь, полную любви, творчества, друзей, борьбы и испытаний.
Но даже спустя 60 лет она помнит день, когда на неизвестной амурской станции её встречал Коля — любимый муж и директор новой детской музыкальной школы.
— Мы познакомились в Оренбурге. Я была студенткой педагогического института, — вспоминает Майя Сергеевна. — У нас как раз практика началась в школе, я должна была провести музыкальный классный час. И мне нужны были ноты романсов. Я жила в общежитии, соседка Надя говорит: «Майя, да какие проблемы! Я была в лагере вожатой и познакомилась с таким классным парнем из музучилища — Колей Лошмановым. Он подрабатывал, он тебе поможет». И что вы думаете: я пошла в училище, на вахте сидит дежурный. Говорю: «Как мне найти студента Николая Лошманова?» Он: «Ой, да его все училище знает! Так вот он идет!» И что вы думаете: в этот момент мой Николай Алексеевич спускается по лестнице! Такой красавец!
Счастливые Николай и Майя Лошмановы в Серышеве — в коляске их дочь Лена. Семейный архив Лошмановых
Лошманов отдал рыжеволосой красавице не только ноты, но и сердце. «Он мне потом признался: «Я обалдел! Пропал сразу!» — улыбается супруга будущего композитора. И вспоминает, как звезда музучилища ухаживала за ней.
— Я в баскетбол гоняла, была в сборной института. У нас спортзал был в подвале, а окна выходили на улицу. Так Николай Алексеевич рассказывал: на коленках стоял и смотрел, как я тренируюсь. Так я на колени его поставила! — шутит муза композитора.
Вспоминает: муж с детства бредил музыкой. Лошманов родился в знаменитом селе Татищево, где разворачивались действия пушкинской «Капитанской дочки».
— Село казачье, очень музыкальное: если был праздник, то пело все Татищево, — говорит Майя Сергеевна. — Отец в шестом классе купил ему гармошку — на ней и наяривал. В 11 лет Колю уже приглашали играть на свадьбы. А его дядя Борис привез ему из Германии трофейный аккордеон. Он все время мечтал поступить в музыкальное училище — и поступил!
«Я выбрал Дальний Восток!»
Они поженились студентами, а после распределения романтик Лошманов поставил молодую жену перед фактом: «Майя, я выбрал Дальний Восток!» И уехал в Серышево директором детской музыкальной школы. Майя отправилась за ним через всю страну. И уже не одна, она была на третьем месяце беременности — их первой дочерью Еленой.
Спустя почти полвека по пути в его любимое Серышево Майя Сергеевна помнит всё. Их первую тесную квартирку: муж не успел сделать к ее приезду ремонт, поэтому дыры в стенах заклеивал репродукциями Рембрандта и Айвазовского. Как пропадал на строительстве школы. Как привозил с рыбалки тазы карасей, а она раздавала их соседям по подъезду. «Сколько помню, у нас всегда в ванне то караси, то сомы, то щуки плавали. Отец обожал рыбалку!» — добавляет дочь Елена Саломатова.
«У нас всегда в ванне то караси, то сомы, то щуки плавали. Отец обожал рыбалку!» Семейный архив Лошмановых
Лошмановы прожили в Серышеве всего четыре года, но поселок навсегда остался для Николая Алексеевича родным. Именно здесь он начал писать музыку на свои песни, дал путевку в жизнь хору ветеранов, который сначала гремел на весь район, а позже — на всю область. Талантливого педагога заметили и пригласили в областной центр. Он стал директором Благовещенского музыкального училища — и сделал его одним из лучших на Дальнем Востоке и в Сибири. После окончания Дальневосточного института искусств Лошманова назначили художественным руководителем областной филармонии, а затем заместителем начальника областного управления культуры. Он был председателем областного музыкального общества и руководителем секции амурских композиторов.
— Николая Алексеевича приглашали в Питер — он отказался, — вспоминает Майя Сергеевна. — Он уже был завязан на дальневосточной тематике: писал о БАМе, о пограничниках, об Амуре, о хлеборобах. Нет такого района, села, где бы он не побывал. Все праздники, юбилеи — это его сценарии, постановки и его песни.
И хотя Лошманова любила вся область, именно серышевцы спустя десятилетия не забывают и гордятся именем легендарного композитора.
«Коля сам стелил в школе полы»
Татьяна Мекшун встречает Майю Лошманову объятиями у школы. Фото: Алексей Сухушин
Детская музыкальная школа — маленькое одноэтажное здание в центре поселка. Выбеленный фасад, старенькие деревянные окна и синий заборчик из штакетника. У входа нас уже ждет Татьяна Иосифовна Мекшун — невероятной энергетики женщина, которую знает не только весь район, но и вся область. Почти 30 лет она возглавляла отдел культуры Серышевского района. Много лет дружила с Лошмановым и не скрывает: на всю жизнь очарована этим добрейший и талантливейшим человеком.
— Майя Сергеевна, дорогая! — Татьяна Иосифовна обнимает гостей, а увидев дочь композитора, не может сдержаться: — Леночка, как же ты похожа на папу!
Фото: Алексей Сухушин
И это действительно так. Николай Лошманов смотрит на своих близких, приехавших в его любимую школу, со скромной мемориальной доски. Несколько минут тишины, слезы в глазах, фотография на память.
Внутри семью Лошмановых уже ждут — коллектив людей, сохранивших в глубинке дело жизни композитора. И снова — объятия и слова благодарности. Друг другу. А потом — экскурсия по классам, где, как и 60 лет назад, звучит музыка.
— Я выпускница этой школы, — улыбается директор Елена Кузнецова. — Тогда ею руководил Николай Николаевич Сазонов. Он рассказывал: когда Николай Лошманов приехал, то добился того, чтобы это здание отдали под музыкальную школу.
—Да, он даже помогал ее строить. Помню, приходит вечером домой, весь взъерошенный и говорит: «А я парням помогал полы настилать», — кивает Майя Сергеевна.
Фото: Алексей Сухушин
Сегодня в музыкальной школе 65 учеников. Серышевские таланты обучаются игре на фортепиано, народным инструментам и музыкальному фольклору, эстрадному и академическому пению. Лошманов доказал — для музыки не важна ни география, ни статус — если она от сердца. Вот и провинциальные звездочки выступают на фестивалях и смотрах, дарят мелодии своим землякам и мечтают покорять большие сцены.
Фото: Алексей Сухушин
— Наш ансамбль вокалистов принимал участие в первой дальневосточной хоровой олимпиаде во Владивостоке. Мы стали дипломантами, дети просто в восторге, — признается преподаватель сольфеджио и хорового класса Лиляна Воронова, которая приехала в Серышево вслед за мужем-военным из Петрозаводска. — Дети поют великолепно! И коллектив чудесный!
«Дело Лошманова живет!»
Елена Кузнецова, директор детской музыкальной школы поселка Серышево:
— В прошлом году нашей школе исполнилось 60 лет. Идея установить к юбилею мемориальную доску принадлежит заместителю главы района Ирине Халяпиной. Такая идея возникла — и мы ее реализовали. Конечно, наши ученики знают историю школы и первого директора. Мы об этом рассказываем, чтобы дети понимали, что учатся не в какой‑то рядовой школе, а в школе, которую основал композитор! Поверьте, для них это стимул! У нас тоже есть юные композиторы: Тимур Шамуратов создает произведения на домре. Так что дело Лошманова живет!
«Он приезжал к нам, как домой»: супруги Скороход о легендарном учителе
Лошманов 60 лет назад задал школе любимую мелодию — народную, поэтому весь поселок играл на баянах и домрах. «Преподавателей больше было именно народников, были огромные коллективы! Баянистов только — человек 25! Серышево был одним из культурных центров области», — вспоминает Татьяна Мекшун.
Звезда без звездной болезни
Сейчас в коллективе остались два «народника» — супруги Федор и Валентина Скороход. Удивительно, но они оба — ученики композитора. Увидев в классе Федора Михайловича, Майя Лошманова немного растерялась — сначала не узнала. А потом крепко обняла.
Фото: Алексей Сухушин
— Да, я немного изменился! — признался один из первых учеников певца земли амурской. — Спасибо, что приехали, очень рады!
Баянист четыре года занимался у Лошманова в музыкальном училище по классу ансамбля.
— Николай Алексеевич как в 1970 году назвал меня «отец Федор» — так это со мной на всю жизнь и осталось, — с улыбкой признается Федор Михайлович. — Строгий ли он был? Ругал он нас — и хорошо ругал! (Смеется.) Он был очень интересный человек, настоящий артист! Вместе мы играли на областных «Голубых огоньках» каждый Новый год. Он меня хвалил: «Ты играешь так, как я написал! А другие сочиняют все подряд. И ладно бы лучше меня — но все равно же хуже. А ты молодец!»
Фото: Алексей Сухушин
В соседнем классе почти уже 50 лет учит детей игре на домре его жена — Валентина Скороход. Неизвестно, как бы сложилась ее судьба и семья — если бы не Лошманов.
— Николай Алексеевич повлиял на мою судьбу. Я училась в этой школе по классу домры, но два года занималась у него на аккордеоне. Я вообще не собиралась связывать свою жизнь с музыкой, хотела поступать в пединститут, — говорит Валентина Николаевна. — А подружка моя собралась в музучилище — ну, я и поехала с ней за компанию, по Благовещенску погулять. Заходим в музучилище, а тут Николай Алексеевич меня увидел: «А ты куда? Какой тебе пединститут?!» Он всегда так интересно и убедительно говорил, что ему отказать было нельзя. В итоге я поступила в музучилище, а после окончания вернулась в Серышево, создала оркестр, мы с мужем много лет им руководили.
У Лошмановых собирался весь цвет амурской культуры. «Побережский, Маслов, Машук, Игнатенко, Федотов — вот это наша компания. Все праздники вместе встречали, дни рождения детей», — говорит Майя Лошманова.
Эта маленькая школа всегда была местом притяжения для композитора. Какие бы должности он ни занимал, всегда возвращался сюда.
Фото: Алексей Сухушин
— Он приезжал к нам на застолья, на праздники! И пел, и играл — а как говорил! — вспоминает Федор Скороход. — Хороший очень был человек. И не было у него звездной болезни. В 83‑м или 84‑м году у нас заболел сын, мы привезли его в Благовещенск в больницу. Приехали, а в гостиницу не селят. Я пошел к Николаю Алексеевичу, он тогда работал в областном управлении культуры — начальником или замом, не помню. Ему позвонили, он меня не отфутболил — пустил к нему в кабинет, он тут же дал нужную бумажку для заселения. Жена осталась, сына вылечили. Николай Алексеевич все устроил.
— Он приезжал сюда, как домой — у него не прерывалась связь с нами. Очень тепло относился к своим землякам, — добавляет Валентина Николаевна.
— Николай Алексеевич всегда в шутку называл себя «придворным композитором Серышевского района», — добавляет Татьяна Мекшун.
— Серышево всегда было ему дорого! — кивает Майя Сергеевна. — Творческая общественность Благовещенска много лет пыталась увековечить память Николая Алексеевича, писали ходатайства мэрам и губернаторам. Но первая доска появилась именно здесь, спустя 25 лет. Спасибо вам!
О чем мечтает школа
После экскурсии — чай с творожниками и разговоры по душам. Школе все эти годы удается главное — влюбить детей в музыку. Для многих, как и для Лошманова, она становится смыслом жизни.
— А вы знаете Марину Горбачеву? Она — наша! — с гордостью говорят педагоги о солистке Амурской областной филармонии.
— Это наша звездочка! У нее бабушка была самой первой участницей нашего хора ветеранов: Марина с двух лет ходила на репетиции и слушала! — добавляет Татьяна Мекшун. — Она приезжает, не забывает поселок и школу!
Фото: Алексей Сухушин
Коллектив рассказал о своей главной мечте — новом, просторном здании. В этом, конечно, тепло и уютно, но уже тесно. «Дети хотят не только музыкальное направление, но и хореографическое и театральное. И когда будет новое здание, будем все под одной крышей. Положительное заключение госэкспертизы есть. Василий Александрович Орлов приезжал к нам в гости, был на уроках. Он обещал», — признается директор.
Почему дочь композитора родилась в музее
Начальник отдела кадров «Амурской правды» Елена Саломатова (Лошманова) родилась в этом старинном доме. Фото: Алексей Сухушин
После душевных посиделок в музыкальной школе Татьяна Мекшун везет нас в еще один очаг культуры — историко-краеведческий музей. Его создавал ее отец, ветеран КГБ Иосиф Литвиненко. В маленьком здании собрана уникальная история первых поселений, основателей и выдающихся людей района. Среди них — конечно, Николай Лошманов. Но с музеем связана еще одна история семьи композитора.
— Майя Сергеевна, вы помните: здесь был роддом, где вы Лену рожали! Мне Николай Алексеевич все уши тут прожужжал под окнами! — смеется у входа звезда серышевской культуры.
Татьяна Мекшун и Майя Лошманова у экспозиции, посвященной основателю музея — Иосифу Литвиненко. Фото: Алексей Сухушин.
— Помню-помню! — отвечает она. — Я ему показываю Алену в окно, а он мне кричит: «Маечка, посмотри, какая у нее талия! Если такая же тонкая, как у меня, это моя!» Юморист!
— Какие чувства? Мне даже не верится! — растерянно разглядывает музейные экспонаты, выставленные в бывшем родильном зале, Елена Николаевна.
— Это сейчас она худенькая, а родилась 4600! — замечает Майя Сергеевна.
Лошмановы кормили Кобзона пельменями
Кумир миллионов Иосиф Кобзон был частым гостем фестиваля «Огни магистрали» на БАМе. Праздник организовывал Николай Лошманов.
Перед отъездом — поздний обед у семьи Мекшун. Специально или так совпало, но на столе любимое блюдо Лошманова — пельмени. Ими он угощал даже Иосифа Кобзона. Сегодня мало кто помнит, но в 1989 году всесоюзная фирма «Мелодия» выпустила грампластинку «Поёт земля амурская». В этот диск вошли девять песен Николая Лошманова — пять из них исполнил Иосиф Кобзон.
— Как‑то Кобзон приехал с гастролями в Благовещенск, а после концерта они с Колей пришли к нам на ужин, — вспоминает Майя Сергеевна. — А я как раз налепила много пельменей и заморозила. Они сидели, о чем‑то говорили, а я бегала их кормила.
— У нас была на Шевченко двухкомнатная квартира. Одна спальня, а вторая — зал. И там постоянно собирались большие компании, — добавляет дочь, Елена Николаевна. — Однажды к нам в гости пришел артист, который играл негритенка в фильме «Цирк», — Паттерсон! Я была маленькая, он зашел, наклонился над кроваткой — я была в шоке! Так испугалась! Мы ведь раньше африканцев не видели!
Татьяна Иосифовна куда‑то пропадает и возвращается с видеокассетой. Через пару минут в комнате звучит невероятный голос Лошманова. На экране телевизора — местный клуб, за большими накрытыми столами — фронтовики. Николай Алексеевич увлеченно рассказывает какую‑то историю, все заразительно смеются. А потом он берет в руки аккордеон — и запевает свою песню о маме… Майя Сергеевна не отводит взгляд от экрана, мы все плачем.
— Я же столько лет с видеокамерой не расставалась, все эти годы снимала концерты, встречи нашего хора ветеранов! Это мы 9 Мая! Николай Алексеевич всегда приезжал к нам! Однажды рассказал, что даже важных москвичей в Благовещенске бросил — рванул к нам, в Серышево! — говорит Татьяна Мекшун.
— Для отца эти душевные встречи были дороже, чем любые концерты, — признается дочь. — Он питался народными песнями, сёлами, любил застолья под баян. Он всегда был душой компании.
Куда пропал бюст композитора
На обратном пути в Благовещенск Майя Сергеевна снова говорит, говорит, говорит. О нем. О том, как муж собирал казачий фольклор в родном Татищево, как по ночам писал песни. Как дочери Лена и Дана подарили долгожданных внука Сашу и внучку Соню. Николай Лошманов ушел из жизни внезапно — ему было всего 56 лет.
— Когда Коля умер, такая волна поднялась! Предлагали и памятник Лошманову поставить, и улицу его именем назвать, и концертный зал в филармонии. На памятник дали добро: тогда начальником отдела культуры был Дворников. Выделили место — в сквере у площади Ленина. Специально, чтобы памятник смотрел на Амур — Николай Алексеевич же много писал об Амуре, о Благовещенске. Памятник должен был делать Карнабеда, но поговорили-поговорили, а потом все затормозилось. Через какое‑то время за памятник взялся скульптор Новиков, уже и кусок черного мрамора привезли. А скульптора через месяц убили. И все: готовый гипсовый бюст и мраморная плита исчезли. Нам очень обидно: его друг Машук умер — в честь него названа библиотека, умер его друг Побережский — есть стипендия его имени в училище. Все это заслуженно, это выдающиеся люди! Но о Лошманове — нигде и ничего!
Ничего, кроме теплых воспоминаний друзей и благодарности учеников. Ничего, кроме сотен песен, которые больше полувека поет Амурский народный хор и коллективы в маленьких клубах. Ничего, кроме трех самых простых и честных слов — певец земли амурской.
***
Песня о Лошманове
Миллион рублей выиграл АОДНТ на проведение онлайн-концерта памяти композитора Николая Лошманова
В Благовещенске отметили юбилей амурского композитора Николая Лошманова
Он воспевал Приамурье
Музыка после минуты молчания
Возрастная категория материалов: 18+
Хороший очерк! И содержательный, и написан добротно, профессионально. С Николаем Лошмановым был знаком «шапочно» — как журналист-нештатник, писал на культурные темы. В том числе, проводил интервью с заезжими гастролёрами в городе Белогорске, Лошманов при этих разговорах присутствовал как представитель филармонии. Общение с Николаем Алексеевичем у нас выстраивалось доброжелательно и по-деловому, мои интервью со знаменитостями ему нравились.
Немного о другом. Как, вообще говоря, сейчас обстоит дело с композиторским творчеством в Амурской области? Есть ли «новые» Лошмановы?
— Nifashev Sergey