Фото: youtube.comФото: youtube.com

Писатель Роберт Ладлэм, придумавший «нового Джеймса Бонда» еще в 70-х годах прошлого столетия, написал о нем три романа самостоятельно и еще один в соавторстве с Эриком Ван Ластбадером. Последний после смерти Ладлэма разошелся не на шутку и с 2007 по 2014-й выпускал по книжке в год. В этом списке есть и «Санкция Борна», и «Крах Борна» и даже, страшно сказать, «Господство Борна». Вероятно, на бумаге эта нескончаемая возня наемного убийцы вокруг собственных воспоминаний и эмоций воспринимается на ура, раз уж похождения спецагента продолжают издавать, но на экране так долго наигрывать одну и ту же мелодию нельзя. Гринграсс, поставивший вторую и третью серии франшизы (именно они и считаются наиболее удачными), вернулся с желанием, но без идей. Новая картина о Джейсоне Борне не привносит ничего нового не только в жанр, но по большому счету и в саму историю. Борн появился на киноэкране из воды в «Идентификации» и в ней же символично скрылся в «Ультиматуме» — не исключено, что на этом все-таки следовало остановиться. Попытка заменить павших бойцов сериала новыми, не менее известными, провалилась, а учиться на собственных ошибках уже поздно.

Довольно дорогой по современным меркам фильм на родине смог лишь слегка преодолеть сборами планку собственного 120-миллионного бюджета. Общая касса, конечно, оставила далеко позади «Эволюцию», но до показателей «Ультиматума» (который, кстати, взял еще и три «Оскара») может и не дотянуть. В любом случае франшиза остается коммерчески успешной, так что в конце Гринграсс по привычке ставит очередную запятую. Правда, в следующий раз, если таковой состоится, зрителю предстоит увидеть своего любимца в новом качестве. В «Джейсоне Борне» же герой Мэтта Дэймона занимается излюбленными занятиями: вспоминает, мстит, убегает и догоняет, но очень уж вымученно. Публика, возможно, имела смелость предположить, что девять лет назад спецагент вспомнил даже больше, чем намеревался, но это не так. Сценарий снова обращается ко всем этим «Тредстоунам» и «Блэкбрайарам», внутри секретных компьютеров находятся еще более секретные данные, а призраки прошлого донимают Борна с прежней силой. Правда, среди них начисто отсутствует безвременно погибшая Мари. Выясняется, что справедливость в рядах ЦРУ до сих пор не восторжествовала, а в Лэнгли сидят вышедшие сухими из воды негодяи, которым все так же неймется найти и пристрелить своего бывшего сотрудника.

Сотрудник к этому времени превратился в бездомного с соответствующим статусу выражением лица. Герой затаился в Афинах, зарабатывая на жизнь невнятным мордобоем на греко-албанской границе. Дерется он подобно героям Брэда Питта в «Большом куше» и «Трое», вырубая врага одним ударом, но от синяков под глазами это Борна не спасает. Казалось бы, жизнь удалась, но тут из пучины прошлого выплывает Никки Парсонс с очередной смертельно опасной флешкой, и все приходится начинать по новой. По ту сторону баррикады за десять прошедших по сюжету лет появились новые лица: директор ЦРУ Роберт Дьюи (Томми Ли Джонс), его помощник по грязной и самой грязной работе по прозвищу Актив (Венсан Кассель) и молодая, но амбициозная девица из отдела информационной безопасности по имени Хизер Ли (Алисия Викандер). На периферии маячит некий без пяти минут Сноуден, которому предстоит сыграть важную роль, но справляется он с ней в итоге из рук вон плохо. У ЦРУ две заботы: прикончить беглого Борна и установить слежку за всеми людьми на планете. И то и другое у них, надо полагать, не получится. Действуя самыми топорными и бесхитростными методами, секретная служба обрекает свое коллективное седалище на невероятные неприятности и общественное порицание, от чего, впрочем, не стоит ждать каких-либо кардинальных последствий.

Из всех персонажей хотя бы какой-то интерес представляет героиня Викандер, хотя ее мотивацию Гринграсс расплывчато объясняет некими «принципами», которыми девушка обзавелась еще в студенческие годы. Она, конечно, не Кларисса Старлинг, но все же выглядит наиболее живой. Джонсу и Касселю повезло гораздо меньше: их герои стандартизированы до предела и не вызывают ни сочувствия, ни даже неприязни. Один увлеченно приближает катастрофу каждым официальным и не очень распоряжением, другой с неправдоподобным маниакальным рвением убивает всех подряд, не отвлекаясь на деление жертв на своих и чужих. Борна они ловят предсказуемо, колебаний ближайших соратников не замечают, так что главному герою не приходится прилагать особых усилий, чтобы добраться до врагов и поговорить с ними по-мужски. Сам Джейсон большую часть фильма ходит, сутулясь, и прячет постоянно поцарапанное лицо под козырьком бейсболки. Этого оказывается достаточно, чтобы оставить с носом всю сверхсекретную рать. Под конец директор ЦРУ настолько устает от регулярных прогулок по граблям, что уже ничему не сопротивляется: течение, как и положено, выносит его на вполне заслуженный бережок. Киллеру удается немного больше: его стараниями фильм обретает некую кульминацию в виде долгой и нудной погони с элементами игры GTA.

Постановщик хорошо помнит, какие ставки сыграли в 2000-х, и потому нагоняет в кадр все больше и больше реализма, которому в нескольких сценах позавидовал бы и независимый режиссер. Тем не менее от дерганой камеры и частой смены ракурсов в непременной толпе быстро устает зрение, и то, что казалось удачными находками, при безмерном использовании работает в минус. В какой-то момент зрителю становится понятно, куда клонит Гринграсс. В конце концов, Джеймс Бонд всегда возвращается на службу Ее Величеству, а герой Ладлэма, как уже было доказано, ничем не хуже. Вопрос трудоустройства, конечно, красиво зависает в воздухе, а камера оставляет его в покое, переключаясь на монумент Вашингтона, но это тот самый случай, когда собеседование гарантирует результат. Стремясь как можно более четко показать зрителю «Усталость Борна», режиссер отказывает своему герою в ярости и настойчивости, за которые его, собственно, и полюбила аудитория. На одних же семейных фотоальбомах и однообразных схватках с известным победителем далеко не уедешь. На этом фоне возвращение к приему «убили хорошую девушку, скоты» и вовсе выглядит абсолютно беспомощным. Да еще и Греция ненастоящая.

Возрастная категория материалов: 18+