Счастливое название
— Как появилась ваша группа? Конечно, историю можно прочитать в интернете, но нам интересен живой рассказ непосредственных участников.
Валдис Пельш: Мне кажется, что все это уже вошло в Большую советскую энциклопедию. (Смеется.) Знакомство произошло в сентябре 1983 года. Я и Леша стали студентами МГУ, философского и механико-математического факультетов соответственно. Чуть позже пришли в студенческий театр все того же МГУ становиться актерами. Мнение друг о друге тогда было только негативное. Я видел, как Леша старается всем понравиться своей игрой на гитаре, а я не думал даже стараться. Через неделю после начала занятий была репетиция — в воскресенье. Все столовые закрыты, есть нечего. Леша — московский, я — общежитский. У Леши было три бутерброда с ветчиной, а у меня — ни одного. Он отдает два мне! Подумал, что он чудак, но проникся поступком. Потом мы подружились. И создали «Несчастный случай». Через пару месяцев — в декабре — мы уже выступали на одном из студенческих концертов. Это был наш первый выход. А дальше пошло-поехало. Потом нас уже стало четверо и более. Дальше вы все знаете. Это если кратко.
— Раскройте секрет названия, как вы его придумали?
Алексей Кортнев: Версий было много. «Неправильные пчелы», например. Или «Музыкальный руководитель» — «МузРук».
Валдис Пельш: На самом деле название «Несчастный случай» появилось практически сразу же. В школе, в которой учился Леша, была группа с таким же названием. Он ужасно завидовал ребятам, которые в ней играют, а они не брали его к себе. Со временем группа развалилась, конечно.
Когда мы познакомились, мнение друг о друге тогда было только негативное.
Алексей Кортнев: Она не то что развалилась — она даже не смогла выйти из подвала, в котором репетировала. Потому что прямо напротив этого подвала был магазин «Варна», в котором продавалось плодово-ягодное болгарское вино, за рубль двадцать, что ли... И на репетиции они ходили с ящиками из этого магазина. А мы, младшеклассники, ложились на загаженный голубями асфальт и смотрели в окошко — на вино, на гитары. И завидовал я этому всему просто до дрожи!
— Название им не принесло удачу в отличие от вас.
Валдис Пельш: У нас было придумано обоснование на этот счет — что это оберег. И мы одно время дурили молоденьких журналисток, что мы не можем сказать, почему так группа называется, мол, как только отвечаем на этот вопрос, сразу же какое-то несчастье происходит.
Алексей Кортнев: Да, мы так говорили… До тех пор, пока нами интересовались эти самые молоденькие журналистки, а не бабушки. Сейчас уже так отвечать нет ни малейшего смысла. Был период, когда нас называли «Нескучный сад». Был период, когда нас просили спеть «До свидания, мама» — путали с Мазаевым. В сознании людей: лысый человек играет, и не важно, кто конкретно на сцене стоит...
Доверие — важнее всего
— Вопрос из разряда «Угадай мелодию»: вы сможете узнать песни «Несчастного случая» с одной ноты?
Валдис Пельш: Все — нет. Когда готовились к юбилейному концерту, пытались вспомнить тексты к своим старым песням. Леша звонил мне, спрашивал. Иногда я чем-то ему помогал, а иногда я не то что первые, я и остальные ноты не вспомнил бы. На самом деле мы когда-то давным-давно написали такой аккуратненький список, в котором есть названия всех песен «Несчастного случая».
Алексей Кортнев: У меня он остался и перенесен в компьютер. Но все равно из начала списка я могу самостоятельно только названия песен вспомнить, а вот содержание — уже нет. Мотив мы помним, а текст потерялся на полях музыкальных сражений. (Смеется.)
— Вы уже столько лет вместе. Валдис, доверите ли вы укладку парашюта Алексею? Алексей, доверите ли вы настройку гитары Валдису?
Алексей Кортнев: На самом деле настройка музыкальных инструментов — не смертельно опасное занятие, всегда можно поправить. А вот неправильно выброшенный парашют…
Валдис Пельш: На самом деле есть еще запасной. Так что я готов рискнуть! (Смеется.)
— Сколько вы смогли бы прожить вместе в одной палатке, если бы собрались куда-то в поход?
Валдис Пельш: Я в ближайшее время улетаю на Антарктиду. Я сейчас занят большим документальным проектом и там буду с группой жить полтора месяца в машине. И если бы Леша не был певцом, композитором и поэтом, а был бы, например, оператором, то я с удовольствием взял бы его с собой.
Алексей Кортнев: У нас был опыт очень долгого совместного проживания в чрезвычайно замкнутом пространстве. Я говорю про давние времена, 1987 год. С одним известным советским печатным изданием мы старым составом «Нечастного случая» путешествовали по БАМу. И прожили месяц душа в душу, и ни разу не поссорились, хотя было много моментов, когда это могло произойти.
Белые одежды
— За все эти годы желание расстаться у вас случалось? И сколько раз?
10
студийных альбомов выпустил музыкальный коллектив с 1994 по 2014 год
Алексей Кортнев: Желание расстаться посещало, но в последний раз такие позывы у меня были уже очень давно. Дело в том, что мы не варимся в закрытой посуде — мы вращаемся на своих орбитах. У каждого музыканта ансамбля есть свои личные дела. Кто-то пишет музыку для кино и телевидения, кто-то занимается рекламным агентством, кто-то печет хлеб...
Валдис Пельш: Я, как вы знаете, то появляюсь, то исчезаю.
— Кстати, насколько я помню, вы раньше выступали только в белых костюмах, так?
Алексей Кортнев: Было такое. Лет 25 назад у нас так повелось, что мы выступаем в белых костюмах. У нас был даже такой лозунг: «Белых одежд не запятнать!» Потом со временем все как-то начали пестреть на сцене, и нам надоело рядиться в белое. Но на 35-летнем концерте снова вышли в белых одеждах.
Розыгрыш — и ничего личного
— Во многих музыкальных коллективах любят разыгрывать друг друга. У вас такое было?
Алексей Кортнев: Конечно! Хочется, конечно, рассказать подробнее, но, увы, самое-то интересное как раз и нельзя: не совсем для печати. Это как матерные частушки практически. А остальное, приличное, — довольно скучное и пресное.
Валдис Пельш: Я должен сейчас раскрыть тайну: я согласился стать ведущим передачи «Розыгрыш» после того, как Леша пошутил над Пашей в бане. Леша решил Павла Мордюкова, саксофониста нашей группы, окатить ледяной водой, как только тот выйдет из парилки. И перепутал краны. А надо сказать, что пар в бане идет совершенно одинаково — что от кипятка, что от холодной воды. И мы видим, как краснеет кожа у Паши, и он говорит: «Леша, ты дурак?» Но в жизни человека, который как-либо связан с юмором, всегда есть место розыгрышу: либо его разыгрывают, либо он. Но всегда это надо делать с любовью!
— В передаче «Розыгрыш» тоже так было?
Валдис Пельш: В основном да. Хотя у нас было несколько розыгрышей, где звезды вели себя некорректно, когда, например, один человек бросил другого одного в глухом лесу. Мы, естественно, это не показали. Ну, или вот: как разыгрывать Ксению Собчак? Спроси у любого — и тебе ответят: «Жестко!» А когда мы разыграли Николая Николаевича Дроздова, то для всей страны мы стали тварями, хотя розыгрыш был безобидный... Мы с Таней Арно не принимали участие в разработке сценариев, мы не знали, кого разыгрывают, во избежание утечки информации. Наша работа была только в студии. Татьяна однажды должна была вывалить на голову Мише Гребенщикову кастрюлю с холодными макаронами. Она пришла ко мне перед началом съемки и сказала: «Валдис, я не смогу». Пришлось мне это делать... Я перед началом студийных съемок заходил в гримерную комнату к каждому из участников и говорил: «Ничего личного — only business». И закрывал дверь.
Мюзикл, новый альбом и Пельш на Антарктиде
— Чем вы будете заниматься после празднования юбилея?
Алексей Кортнев: Уже в марте следующего года, после всех торжеств, мы сыграем премьеру мюзикла «В городе Лжедмитрове». Мы активно репетируем. Режиссером у нас выступает Максим Виторган. В этом спектакле работает несколько приглашенных артистов, и драматические роли играют все музыканты «Несчастного случая». Было написано 14 номеров специально к этому мюзиклу. А к следующей осени будем выпускать альбом.
Желание расстаться посещало, но в последний раз такие позывы у меня были уже очень давно.
Валдис Пельш: Я сейчас больше занимаюсь документальной историей. Снял восемь фильмов, два из которых будут продемонстрированы на Первом канале. Плюс еще несколько проектов, которые находятся в разных стадиях обработки. Один из них про Эверест. Ну и еще есть один очень секретный проект, про который я говорить пока не буду, так как иначе придется всех вас потом придушить. (Смеется.)
— Вы обмолвились про Антарктиду, расскажите об этом проекте подробнее.
Валдис Пельш: Два или три года назад я озаботился тем, что в 2020 году будет 200-летие открытия Антарктиды и все туда ломанутся. И решил это сделать раньше. Я не знал, что такое Антарктида, и не знал, чего стоит организовать экспедицию. На это ушло два с половиной года. Нужно было многие вещи согласовать. У нас сложная экспедиция, не буду говорить про все подробности, но мы пойдем по длинному пути. Будем все снимать. Красивое, загадочное место, о котором мало кто знает. Мы идем в тепличных условиях: там будет лето, средняя температура минус 15-20, максимум — минус 35. Вернусь уже в январе. После этой новости повесился мой концертный директор, который узнал, что в декабре мы из-за этого не работаем вообще. Но это того стоит. Сейчас все, чем я занимаюсь, мне безумно интересно — я о таком давно мечтал!
Добавить комментарий
Комментарии