Молодой безымянный офицер-артиллерист на Бородинском поле в «Войне и мире» Бондарчука и редактор газеты в фильме «Журналист» Герасимова, Сергей Есенин в картине Урусевского «Пой песню, поэт…» и Клим Ворошилов в фильме Юрия Кары «Пиры Валтасара», балетмейстер у Карена Шахназарова в «Зимнем вечере в Гаграх» и полковник Гордеев в «Каменской» — перечислять звездные роли Никоненко можно долго. Он начал сниматься еще студентом ВГИКа, и продолжает до сих пор, уже больше 60 лет. Причем по-прежнему полон энергии и сил — даже не верится, что 16 апреля Сергею Никоненко исполняется 80 лет.
«Надо проживать роль»
— Сергей Петрович, как планируете отмечать юбилей?
— Утром в день рождения должен прилететь из Крыма, где проходят съемки одного проекта. А вечером буду играть спектакль «Калина красная» в театре Надежды Бабкиной «Русская песня». Это не традиция встречать день рождения на сцене — просто так совпало по датам.
— Вы с детства мечтали быть артистом. Как получилось, что возникли трудности с поступлением сразу в несколько высших театральных учебных заведений?
— Я очень хотел учиться в Щукинском училище, потому что жил в 15 минутах ходьбы от него на Сивцевом Вражке – и, кстати, вот уже 80 лет не меняю прописки. Так вот, я там прошел до третьего тура, но в списке принятых, к удивлению большому, своей фамилии не нашел. Поступал еще в Щепкинское училище. В тот год на один курс поступили Виктор Павлов, Михаил Кононов, Олег Даль, Виталий Соломин. Но меня туда тоже не взяли. Оставались еще МХАТ и ГИТИС. Везде я доходил до третьего тура, и меня снова не брали. Это всё были театральные учебные заведения — я хотел быть именно артистом театра, видел все спектакли театров Вахтангова и Маяковского, про кино тогда не думал. Но все же решил попробовать свои силы во ВГИКе и неожиданно поступил!
Роль Сергея Есенина в фильме режиссера Сергея Урусевского «Пой песню, поэт…» стала любимой.
Тогда я понял, что там наверху небесные силы вели меня к Сергею Герасимову и Тамаре Макаровой, на курс к которым я попал. И я так благодарен всем тем четырем театральным вузам, что они меня не приняли! Когда Сергей Герасимов вручил мне студенческий билет, сказал: «Молодой человек, мы вас берем, на этом настаивала Тамара Федоровна Макарова. Но я бы хотел вас предупредить, что вам придется расставаться со штампами, которые вы приобрели в самодеятельности. Вы играете, а надо бы проживать роль». Чему меня и учили – жить в образе. Это главная составляющая была. И еще во время учебы большое внимание уделялось тому, какими мы гражданами вырастем. Чтобы было чувство ответственности не только за свои поступки, но и за то, что ты делаешь как актер. Ты должен быть автором своего образа.
— Сейчас, наверное, тоже так учат: проживать роль и быть ответственным за тот образ, который играешь?
— Есть талантливые ребята, и талант, как говорят, «не пропьешь». Пропить можно здоровье только! (Смеется.) Но сейчас редко увидишь серьезные работы — просто слабая стала драматургия. Как можно сыграть что-то хорошее в фильме, где нет никакой драматургии? Если есть очень хороший сценарий, то сложно сделать плохой фильм. У меня была большая практика из 227 сыгранных ролей в кино за 60 лет, а одна роль была даже в 320 серий, да и в «Каменской» их тоже было немало – 90! Но все они были отличные. А сейчас всё превращается в конвейер, особенно в сериалах. Молодые актеры не успевают выстраивать взаимоотношения героев. Я всегда молодым артистам на площадке задаю вопрос: «Что важнее: выучить текст или понять, что и как ты будешь играть?» Вот для меня важнее — как и что, а выучить текст – это уже вторично…
Сергей Никоненко в Кремле на мероприятии, посвященном 200-летию Бородинского сражения.
Режиссерские работы — не каприз
— Какую роль считаете знаковой в вашей фильмографии?
— Их много. Но, наверное, первая серьезная работа, которая запомнилась больше всего — роль в фильме «Журналист» Сергея Аполлинариевича Герасимова. Я сыграл провинциального журналиста и почувствовал после этого, что могу что-то в моей профессии. И вдобавок этот персонаж был чем-то на меня похож — я узнавал в нем самого себя.
— Как относитесь к артистической популярности? Вся ваша жизнь — практически на виду у всех.
— Это входит в профессию, я так считаю. Артист – человек публичный, его видят миллионы на экранах. Многие хотят с тобой сфотографироваться, а некоторые дамы могут даже поплотнее прижаться к тебе, и чтобы вместе были — хотя бы на фотокарточке! (Смеется.) Актер — профессия такая, что он популярен только тогда, когда снимается. Если нет — то уже лет через пять, максимум десять, про него забывают.
Сергей Никоненко был очень дружен с Александром Абдуловым.
— Вы не только именитый актер, но и сами снимаете фильмы как режиссер. В какой момент поняли, что хотите и эту творческую профессию освоить?
— Я самостоятельно ставил какие-то отрывки, еще обучаясь на актера. А чуть позже, когда был распределен на киностудию «Мосфильм» на работу, то почувствовал, что актерская профессия — такая ненадежная: возьмут тебя или не возьмут… Ты как барышня на выданье — всё время в ожидании. Кроме того, мне нравились некоторые темы, которые я не обнаруживал на экране, и мне хотелось бы их раскрыть для зрителя. Для меня это были серьезные размышления в тот момент. Так что мои работы как режиссера – это не каприз какой-то, а важное решение. И я отучился потом и на режиссерском факультете.
«Слава богу, внук не хочет быть артистом»
— Я знаю, что у вас очень теплые отношения со старшим внуком Петром, он живет сейчас с вами. Ему скоро исполнится 13 лет. Чем мальчик увлекается? Может, вы ему передадите свой актерский опыт?
— Его другое интересует — например, химия. У них в седьмом классе еще и предмета-то такого нет, а он уже продвинут в этой науке. Когда он был маленьким, то увлекался всякими букашками, таракашками, рассматривал их постоянно. Я ему тогда, лет в пять, подарил микроскоп, и он стал там рассматривать листочки разные. Тогда я его звал биологом, но однажды он мне заявил, что он не биолог, а химик. С тех пор так и осталось это увлечение. Очень серьезно занимается. Слава богу, что не артистом хочет быть.
— Получается, вы бы не хотели, чтобы он стал артистом?
— Нет. Это профессия людей отчаянных, и я как раз был таким. Я в 13 лет решил стать артистом и больше никем! На все педали давил. Поэтому участвовал и в самодеятельности, и так далее…
«Я нашел свой идеал»
Сергей Никоненко и Екатерина Воронина. Источник: kulturologia.ru
— Вы с вашей супругой вместе почти 50 лет. Как получилось сохранить отношения?
— С первого раза не получилось, и со вторым тоже получилась осечка (Сергей Никоненко был трижды женат, два первых брака были недолгими. – Прим. автора). Чего не претерпишь по пути к идеалу! (Смеется.) Я нашел свой идеал. Трудный, непростой, очень красивый. И это — моя жена Катя. С очень серьезным характером. Нежная, а очень серьезный стержень у нее внутри! Ну и трудности были, но они нас только закалили и сплотили! Как видите, каких-то особых секретов нет — нужно просто любить друг друга!
Обидно за профессию
— Как вы относитесь к нынешним смелым театральным постановкам, которые граничат иногда с абсурдом, например? Можно ли пойти на такие меры ради популярности спектакля, чтобы привлечь зрителя?
— Мне говорили пойти посмотреть один спектакль: «Ты увидишь там голых женщин и мужчин». А что мне на них смотреть, я не видел их, что ли? А искусство в этом спектакле есть? А художественный смысл? Или там только это? Если так, то мне неинтересно на это смотреть... Видимо, то ли подмена каких-то ценностей происходит. Или, когда нечего сказать, надо изобретать что-то, сразить чем-то, каким-то безобразием... Обидно это…
Фото Вадима Тараканова и из личного архива Сергея Никоненко
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии