Пришел помочь отцу…
— Максим Юрьевич, можно вопрос в лоб: почему вы не стали артистом?
— Потому что один Никулин уже есть, и прыгнуть выше него не получится — слишком высока планка. Да и не чувствовал я в себе никакого актерского потенциала. Династии — это хорошо, но продолжать надо по желанию и способностям.
— И все же вы заняли кресло Юрия Владимировича!
— Кабинет отца остался таким же, как и был при жизни, и в его кресле никто не сидит и не работает. Хотя… Иногда сажусь — сам не знаю, почему и зачем.
— Наверно, посоветоваться, принять решение?
— Нет. Я жестче. Когда папе надо было кого-то отчитать, он переживал больше провинившегося. Ему поперек души было делать то, что может быть неприятно другим. Отец всегда был над хозяйственными делами — он был, скорее, вдохновителем всего процесса, нежели его организатором. Я и пришел в цирк поработать на волонтерских началах, когда на отца навалилась куча совершенно непривычных для него дел. Вызвался помочь — и остался.
Вся надежда — на внуков
— А ваши дети хотели стать артистами?
— Старшая Маша точно далека от цирка: она нейрохирург. А Максим и Юра пришли в цирк, потому что им больше повезло с эпохой. Когда они заканчивали менеджерское отделение школы-студии МХАТ, у них было гораздо больше возможностей, чем у меня. Тогда не было пиар-службы, не было зарубежного отдела, фестивалей, и менеджмента как структуры в цирке не было. Сейчас Юра правит пиаром и спецпроектами, а Максим — гастролями и фестивальной деятельностью. А цирк изнутри они знают с детства.
— Неужели больше никто из Никулиных не появится на арене?!
— Внуки уже выходят! Мы делаем новогоднюю елку «для своих» и своих же привлекаем. Станислав жонглировал, стоя на катушках, и воздушный полет работал. И Сонька явно талантливая! Мы на 9 мая каждый год делаем «Бессмертный Цирковой Полк». На арену выходят дети с портретами артистов цирка, Соня несет фотографию Юрия Владимировича. В первый раз она серьезно репетировала и всем говорила: «У меня сегодня спектакль!» И дома дает представления. Пару лет назад наряжалась в платье диснеевской принцессы: сверху — шлем, в руки — автомат, и на ходу распевала бравый марш... Анечка очень сообразительная, но пока слишком маленькая. Кстати, Стасик хотел быть директором цирка. Хорошая, говорит, работа: сидишь в кабинете, ничего не делаешь, иногда ходишь слоников посмотреть. А что, так оно и есть!..
Приход друзей как праздник
— Юрий Владимирович ругать не умел. А как вас воспитывали?
— У меня всегда перед глазами был пример любви, уважения и беззаветной преданности друг другу моих родителей. А как меня воспитывали?.. Они иногда по 10 месяцев были на гастролях и, когда возвращались, дорывались: вся нерастраченная родительская любовь и нежность сразу обрушивалась на меня. Мама была строже, от нее я получал и подзатыльники, чего бабушка ей делать категорически не разрешала. И мама заставляла меня всегда ночевать дома. Даже если тусовка заканчивалась глубокой ночью, надо было добраться домой, и даже когда мне было за 20, и я был первый раз разведен.
— Уверена, что дома устраивались праздники, особенно на дни рождения!
— И вы ошибаетесь! Вся атмосфера надуманного торжества угнетает, а и не радует. Ничего такого по поводу дней рождений не было. Бабушка родилась 31 декабря, так что у нее в принципе не было дня рождения. Мама спокойно к ним относилась, и отец не очень любил. Первый юбилей отца, который пышно отмечали — 50 лет. Он ворчал, сопротивлялся. Но он тогда получил звание народного артиста СССР, что само по себе повод. Я, кстати, тоже достаточно равнодушен к торжествам. Ну собирались в школьные и студенческие годы с друзьями… Наверное, тут дело в том, что у нас часто собирались без поводов: приход друзей — вот был повод для торжества! В моем детстве особым деликатесом считался торт «Киевский», его можно было только из Киева привезти. Или достать «Прагу». Удавалось достать — праздник!
— Мне кажется, несправедливо не дарить подарки, оставлять именинника без шариков и хлопушек.
— С утра, конечно, поздравляем, дарим подарки. Знаете ли, подарки — это очень приятно, но сложно. В советские времена было проще: ничего не было, и что достали, то и хорошо. Если сейчас женщине подарить колготки на день рождения — она ж не поймет, а тогда прям ценный подарок был! А если еще и духи!.. (Улыбается.)
Юбилею и человеку
— Этот год для Вашей семьи юбилейный. Есть планы?
— Главный юбилей — 100-летие отца. Мы готовимся к трем эстрадно-цирковым спектаклям в дни, близкие к 18 декабря. Планируем на один из дней билеты не продавать, а пригласить всех ветеранов цирка, артистов, друзей, почетных гостей. А другие спектакли уже покажем зрителям. И в феврале стартует программа: цирковое посвящение юбилею и человеку. Почему только в феврале — думаю, объяснять не надо. Еще к этой дате планируется именем Юрия Никулина назвать сквер в Сестрорецке, где стояли батареи, на которых он сражался (около города Сестрорецка проходил рубеж обороны Ленинграда, когда в 1941 году финские войска были остановлены на Карельском укрепрайоне. — Прим. авт.). А в конце сентября — начале октября будем открывать доску на доме, в котором он жил в Москве.
Дети цирка — особенные
— Вы много времени проводите в Европе, а там люди — за здоровый образ жизни. Поддерживаете?
— Пасту в Италии и посиделки с друзьями за бутылкой вина никто не отменял! При этом мы стараемся все время быть в движении. Во Франции должна быть очень плохая погода, или нам совсем никуда не хотеться, чтобы мы остались дома. Но тогда можно и похозяйничать: прибить-собрать-разобрать-перенести. А от Монако два-три часа до гор Швейцарии.
— Воздухом горным подышать или на лыжах покататься?
— Сейчас стал осторожней, а раньше катались на лыжах. Но эти безумные сноубордисты!.. Я их побаиваюсь, если честно.
— А молодое поколение?
— Юра, когда они с Настей еще не были женаты, стал сам учить ее кататься. На первой же горке она так ударилась головой, что ее транспортировали вниз на вертолете, а Юрку полиция заковала в наручники и долго пытала: зачем девушку покалечил!? Пришлось хором объяснять, что он жених и зла невесте не хотел. На этом их спорт закончился. А младшие, Максим и Таня, каждый год с нами катались.
— Цирк ведь тоже сродни горкам — опасно, но очень красиво….
— Сноубордисты — точно не из цирковых! В цирке не принято делить на мужчин, женщин, детей. Все — партнеры. Кстати, дети цирка вырастают с чувством ответственности за чужую жизнь: от твоих действий, внимательности, четкости зависит, куда буквально полетит твой партнер и где он приземлится.
Зрительская династия
— Цирк — место, куда нас приводили малышами, потом сами приводим своих детей, внуков. А есть ли в цирке на Цветном зрительские династии?
— Есть у нас постоянный зритель. Перед тем как уйти на фронт 18-летним мальчишкой, он женился и отвел молодую жену в цирк. На следующий день она его провожала, и он пообещал, что, если вернется, будет в этот день каждый год водить семью в цирк. Вернулся! Мы много лет этой семье, уже с внуками и правнуками, выделяем целую ложу!
— Вы уже много лет в браке. Как постоянно доказывать жене свою любовь?
— Не надо ничего специально доказывать — ни словами, ни подарками. Женщина рядом должна быть счастлива. Мне кажется, иногда достаточно сказать, что она — самая красивая и самая любимая! Моя жена это прекрасно знает, но почему бы лишний раз не напомнить, не сделать ее счастливой? И это нам, мужчинам, вообще ничего не стоит!
— Когда Юра и Максим выбирали свои половинки, вы давали им советы?
— А какие? В этом вопросе все можно определить только эмпирическим путем. Отец был однолюбом и сразу нашел маму. Мне повезло с третьего раза. А кому-то и не удается найти вовсе. Я считаю, что ребятам с женами повезло. Юра и Максим — разные, у них разные отношения в семьях, каждый подстраивается, каждый лавирует. И 10 заповедей никто не отменял — может, не стоит соотносить с ними каждый шаг, но в голове держать надо.
В сердцах навсегда
— Юрия Владимировича любили и знали...
— А почему в прошедшем времени? У Максима — старая «Ривьера». Недавно он около машины во дворе возился, подходит девочка лет 10—12 и выдает: «Красивая у вас машина! А вот интересно, на какой ездит Никулин?» — «Какой?» — «Ну, Юрий Никулин, народный артист!» — «Ну понимаешь, Юрия Владимировича уже нет 24 года… Но когда он был жив — ездил на «Мерседесе». — «Откуда вы знаете?» — «Мне рассказывали…»
— Ничего себе! Даже это поколение знает!
— Да-а-а! Или сидели как-то не так давно в аэропорту в Симферополе. Внезапно пошел сильнейший дождь, и вода потекла вовнутрь. В здании образовались лужи, отключили свет, остался маленький островок — одно кафе, где и скопился народ. Там по телевизору показывали «Кавказскую пленницу» без звука. Так молодые родители детям начали «озвучивать» кино! Это ли не лучшая память!?
***
Фото Вадима Тараканова, из личного архива семьи Никулиных и архива Московского цирка на Цветном бульваре
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии