Правда переднего края
Эту историю мало кто знает — школьные учебники обошли ее стороной. Осенью 1941 года 16 советских кинематографистов сняли фильм «Разгром немцев под Москвой». В нем показали не только сокрушительное поражение фашистских войск, но и преступления нацизма. Весной 1943 года фильм номинировали на премию «Оскар» в Лос-Анджелесе. И впервые в истории советского кино Американская киноакадемия присудила премию нашему фильму.
Фронтовые кинооператоры вместе с войсками входили в разрушенные города и села и фиксировали на пленку страшные свидетельства нацистских преступлений.
На премьере в «Художественном» присутствовала и та самая награда.
— У меня в руках — точная гипсовая копия того самого военного «Оскара», — пояснила продюсер фильма «Первый «Оскар» Наталья Мокрицкая. — Когда ее вручали представителю нашего посольства, то сказали: «Когда закончится война, вы приедете и поменяете этот «Оскар» на привычную нам золотую статуэтку». Мы уже договорились с музеем Американской киноакадемии на обмен и обязательно это сделаем. Они сами заинтересованы: у них такого «Оскара» нет.
Эстафета поколений
Сам режиссер фильма на премьере присутствовать не смог, но для него съемки этого проекта были знаковыми. Во ВГИКе мастером Сергея Мокрицкого был Александр Владимирович Гальперин. Во время войны он был фронтовым кинооператором, выполнял специальные задания Сталина.
— Для меня история создания фильма «Разгром немецких войск под Москвой» — личная, — признается Сергей Мокрицкий. — Операторы, которые снимали этот фильм, были нашими учителями и мастерами во ВГИКе. Они рассказывали, в каких тяжелейших условиях осени и зимы 1941—1942 годов приходилось работать. На круглосуточно работающую Центральную студию кинохроники постоянно поступал новый материал: от съемок боевых атак на подступах к столице до разграбленных усадьбы Толстого в Ясной Поляне и музея Чайковского в Клину. Фронтовые кинооператоры вместе с войсками входили в разрушенные города и села и фиксировали на пленку страшные свидетельства нацистских преступлений. «Плачьте, но снимайте!» — таков был наказ фронтовым операторам от Александра Довженко. И они снимали. Из кадров этой великой кинохроники и складывался образ народа-победителя, твердо намеренного отстоять свой дом, свою страну.
Лицом к лицу с бедой
Главные роли в фильме исполнили молодые звезды Тихон Жизневский, Антон Момот и Дарья Жовнер. Тихон Жизневский сыграл Ивана Майского — молодого студента, которого отправляют на фронт снимать хронику военных событий.
— Проект заинтересовал меня в первую очередь сценарием, — говорит Тихон. — Я всегда с опаской относился к военным фильмам, которые у нас снимаются, но этот сценарий меня переубедил. Это очень интересная история, про которую знает не так много людей. И я до этого проекта тоже не знал. Когда Сергей Евгеньевич Мокрицкий готовился к этим съемкам, он встречался с последним на тот момент фронтовым оператором. Но к началу работы над картиной он уже умер, и у меня так и не выдалось возможности с ним пообщаться. Поэтому я смотрел киножурналы, военную хронику, читал о том, как они работали. И что у них не всегда хватало сил снимать то, что они видели. Один оператор писал про то, что, когда сбили наш самолет и лежали мертвые пилоты, он не снимал, а стоял и плакал. А потом корил себя за это... И конечно, пришлось познать какие-то операторские азы. Я же обычно — по другую сторону камеры.
Предвестник Победы
Съемки фильма проходили в очень непростых условиях: при сильном морозе, пронизывающем ветре, в глубоких сугробах. На некоторых сменах температура опускалась практически до минус 35 градусов.
— Мне кажется, фильм «Первый «Оскар» будет интересен всем, кто не знает о существовании этой истории, — продолжает исполнитель главной роли Тихон Жизневский. — А таких — большинство. Это очень яркое событие в истории Великой Отечественной войны. По сути, документальной лентой «Разгром немецких войск под Москвой» был разрушен миф о непобедимости немецких войск. Она показала, что можно сопротивляться. Благодаря ей мир вообще понял, что можно дать отпор.
Судьба настоящего человека
Антону Момоту досталась роль Льва Альперина — еще одного фронтового оператора. «Этот проект привлек меня прежде всего своей темой: я не знал об истории фильма «Разгром немецких войск под Москвой» — знал лишь, что были военные операторы, —признался Антон Момот. — А еще привлек ролью на сопротивление, которой у меня никогда не было. Мой персонаж — молодой человек из еврейской семьи. В начале истории он закрытый и замкнутый. Мне кажется, он асоциален и не проявляет личных интересов. Внутри он сильный человек, но внешне очень слабый. И в сюжете показано это движение от слабого к сильному, к гармонии. На площадке нас учили, как обращаться с камерой, какая должна быть последовательность действий. Но основная сложность была для меня именно в персонаже. Потому что он совсем не похож на меня. И очень надеюсь, что у меня получилось показать настоящего человека, со своей судьбой и болью...»
Фото: пресс-служба фильма
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии