Некоторым достаточно всего лишь задаться проблемой установления собственной личности, чтобы стать героем нескольких литературных произведений и годами не сходить с экранов, снова и снова вовлекая зрителя в скоростной и сложный процесс поиска своего Я. На третьей серии Джейсон Борн закругляется. Вроде бы. Спецагенты тоже устают Джейсон Борн - не Джеймс Бонд, невзирая на явное созвучие имен и сходство профессий. Ему практически некогда расхаживать в смокинге и упражняться в английском юморе. Ему едва хватает времени на встречи с красивыми женщинами, которым, впрочем, постоянно приходится жалеть о знакомстве с вечно бегущим агентом, а то и вовсе умирать. С тех пор, как в «Идентификации» Борна выловили из морских вод бравые моряки, он только и делает, что носится по крышам и улицам, полумашинально выполняя сложнейшие трюки и уничтожая многочисленных противников. Противникам, кстати, тоже не всегда понятно, кто этот хорошо сложенный мужчина в футболке, на которого приходится тратить столько сил и ресурсов. «Ультиматум Борна» одним своим названием говорит о том, что дело идет к концу: Джейсон устал и хотел бы немного поспать, а после зажить обычной жизнью, что, впрочем, совершенно невыполнимо в его ситуации. Еще больше, кажется, устал Мэтт Деймон, с радостью примеривший личину Борна несколько лет назад. Да что там - еще во время съемок «Ультиматума» актер залихвастски описывал в интервью, насколько крут его герой и какую фору он способен дать зажравшемуся флеминговскому суперагенту. После премьеры энтузиазм Деймона, очевидно, пошел на спад - возможно, потому, что все, за исключением самых преданных поклонников сериала, абсолютно перестали отличать одну часть от другой, особенно увидев ее по телевизору с середины. Джейсон Борн, без сомнения, одна из самых заметных и профессионально сработанных ролей Мэтта Деймона в кино, но регалий Бонда ему, конечно, не снискать. За всеми разговорами об отсутствии конкуренции между этими персонажами массовой культуры это самое соперничество просматривается без всяких специальных примочек. К сожалению, угрюмому и вечно мятущемуся Борну не хватает именно бондовского шарма - а любому, даже очень качественному боевику, основанному исключительно на погонях, взрывах и смертоубийствах, трех частей вполне достаточно. Так что, если даже через пару лет все переменится и продюсеры решатся уже на самом излете выпустить четвертый фильм, он должен будет называться «Забвение» или «Никчемность Борна». Тем не менее трудно переоценить качество борновской киноистории. Вспомните, насколько гармоничной и интересной была «Идентификация», буквально перевернувшая представление зрителя о стандартном шпионском экшне. Мэтт Деймон, легко переквалифицировавшийся из умниц и ботаников с маниакальными замашками в профессиональную машину уничтожения, неожиданно давшую сбой, смотрелся свежо и уверенно. Франка Потенте, с уходом которой сериал сильно пострадал в плане актерского состава, составляла ему отличную пару. Ну и сам сюжет шел прямо-таки на ура, пока не забрался в те самые дебри, единственный выход из которых находится там же, где и вход. Вспомнить все И пока зритель наслаждался зрелищностью первого фильма о Борне, пока главный герой лихо падал в лестничные пролеты, не прекращая огня, и использовал тела врагов в качестве щитов и батутов, пока действие разворачивалось со стремительностью многотонного грузовика, пущенного с обрыва, все было в порядке. Но растущее желание окончательно разобраться в том, кем был Джейсон Борн ранее, кем является сейчас и почему его пытается убить практически каждый встречный, появилось уже к середине первой части. Ждать годы, чтобы разобраться во всем окончательно, согласитесь, не самое увлекательное занятие. Мы накрепко привыкли к тому, что в этом жанре каждая новая часть в принципе самодостаточна. Совершенно необязательно просматривать все неисчислимые части бондианы, подсчитывая смены актеров и актрис, чтобы разобраться в «Умри, но не сейчас» или «Золотом глазе». Более того, никто сильно не обижается ни на подозрительную живучесть Бонда (не о ранениях речь - о банальном возрасте), ни на разного рода нестыковки между разными фильмами о 007. И, может быть, это не красит зрителя в плане стремления к упрощенности задач, но, с другой стороны, что за комиссия - держать в голове всю эту шпионскую чушь от картины к картине? С Борном абсолютно противоположная история. Для того чтобы не терзаться смесью раздражения и недопонимания, перед «Ультиматумом» нужно пересмотреть предыдущие части. В противном случае придется вообще отключить желание разложить все по полочкам, закрывая глаза на неясные моменты. Но для того чтобы тупо любоваться комиксовыми перестрелками и вести подсчет угробленной на съемках технике, необязательно идти в кинотеатр на премьеры. Вполне достаточно пересмотреть пару фильмов Джона Ву и этим ограничиться. Прошлое Борна, эта не самая хитроумная, но очень медленно открывающаяся головоломка, становится проблемой не только героя, но и зрителя - а у него, надо полагать, и других забот выше крыши. Хотя, если подумать, Джейсон Борн даже уникален как персонаж. К середине «Превосходства» он вообще покидает доблестный список положительных героев американского кино. Это происходит по мере восстановления событий, о которых он забыл. Кровь, знаете ли, на руках - причем кровь невинных. Это все тому же Бонду не приходится ни в чем раскаиваться: все его жертвы либо являлись откровенными подонками, либо угрожали его жизни (чаще всего будучи, опять же, абсолютно вредными элементами общества). Вспоминающий Борн начинает раскаиваться, не так чтобы очень, тяга к жизни сильнее всех эмоций и дум, но тем не менее. А герой, которому постоянно приходится вспоминать о том, чего он успел натворить за время службы на пользу отечества, становится куда интереснее. Проблема только в том, что делает он это чересчур долго. Патриот планеты Земля К третьей части, также к очередной смене режиссера, этот процесс теряет всяческую линейность. В каждом фильме мы видим почему-то немного другого Борна, хотя играет его по-прежнему один актер, да и история, собственно, все та же. В «Идентификации» он увлекательным образом превращался из страдающего амнезией незнакомца в хорошо подготовленного специалиста. И, что замечательно, сам порой удивлялся происходящему не меньше тех, кто за ним гонялся. «Превосходство» явило нам уже отвыкшего удивляться парня, с новыми силами разгребающего кашу, заваренную много лет назад, но теперь уже исключительно вокруг себя. Борн в «Ультиматуме», похоже, окончательно запутался в том, сколько разведок мира желает ему скорейшей гибели и как долго их директорам, генералам, командующим и черт знает кому еще придется объяснять невыполнимость миссии по его уничтожению. И, как ни странно, именно в этой части ему отводится меньше всего времени на раздумья и составление каких-либо планов. Странно, потому что как раз «Ультиматум» хронологически и просто логически идеально подходит для подведения итогов и окончательного анализа. Но нет нигде покоя загнанному агенту, которого, по совести, лучше было не загонять - вот и приходится ему с одинаковой скоростью и ловкостью перебираться с крыши на крышу, из города в город, менять страны и материки. И теперь уже не очень понятно, для чего. К тому моменту, как все участники процесса погони за Борном, включая зрительный зал, окончательно запутываются в том, когда и как они оказались в этот процесс втянутыми, дело потихоньку добирается до финальных титров. В результате мы получаем сомнительный итог хорошего, но слишком долгого боевика - итог, к которому можно было прийти где-то полтора фильма тому назад. Джейсон, конечно, очень серьезно уходит на дно во всех смыслах этого выражения, но уверенности в том, что его не найдут и там месяца через три (по времени фильма, конечно) - решительно никакой. Лучше всего ему было бы вообще покинуть планету, для чего у Борна, несомненно, имеются все необходимые навыки и средства. Но, как истинный землянин, он остается здесь - а зрителю остается верить в то, что на этом все заканчивается. Таким образом, третья часть приключений несчастного, но симпатичного агента, к сожалению, стала не лучшей частью. Такое случается постоянно, говорит разум. Такого вполне могло не случиться, говорит сердце. Ни тому ни другому не приходится сожалеть о потраченном на просмотр «Ультиматума Борна» времени - картина получилась все-таки размашистая и очень бодрая. Но какое-то еще чувство, сродни интуиции, тихо подсказывает с задней парты: «Лучше бы его, наконец, прикончили». И, может быть, так было бы действительно лучше. Но разве мы не становились много-много раз свидетелями чудесных реанимаций почивших героев? Так что от возвращения Борна не застрахован никто, даже Мэтт Деймон, кажется, окончательно забывший об амплуа умницы и ботаника.