Переправа 258-й отдельной танковой бригады в китайский город Сахалян (сейчас — Хэйхэ).Переправа 258-й отдельной танковой бригады в китайский город Сахалян (сейчас — Хэйхэ).

«Мы давно ждали русских!»

«Народ высыпал на улицы с красными флагами и флажками, — пишет журналист АП Федор Плосков. — Старый китаец со слезами радости на глазах, мешая русские слова с китайскими, говорит: «Мы давно ждали русских. Мы знаем, что это добрый, честный и сильный народ, знаем, что только вы, русские, способны вызволить нас из японского рабства».

«Мы были свидетелями волнующей картины. Навстречу нашим танкистам вышла пестрая толпа китайцев. Мужчины несли дымящиеся трубки с длинными мундштуками, юноши — тарелки с угощением. Женщины высоко поднимали детей. Когда толпа приблизилась, женщины разостлали принесенный с собой ковер, мужчины поставили угощение и, обнажив головы, приглашали к ковру воинов», — вспоминает капитан Краснознеменной Амурской флотилии В. Шашкин.

«…Идем на другую улицу. По обеим ее сторонам толпами стоят маньчжуры в дырявых соломенных шляпах, в синих шароварах с протертыми коленями, босоногие. Иные держат в руках красные флажки, у некоторых на руках белые повязки, — пишет Н. Буртасов. — У одного — большая охапка красных цветов. Он берет из букета по одному цветку и бросает их к ногам красноармейцев. По желтым скулам его истощенного лица текут слезы.

— Ой, хо! Ой, хо! (Ой, хорошо! Ой, хорошо!) — выкрикивает он.

Танки и чудо-девушка

Сахалянцы с изумлением наблюдали за советской техникой — многие впервые видели танки. Но больше всего их потрясла молодая девушка-офицер.

«Из-за угла появляется советская девушка. Она в военной форме, на правой стороне груди — орден Отечественной воны, на левой — три медали. Не зная, как реагировать на это чудо, все, как по команде, низко кланяются, — продолжает Буртасов. — Каждая минута полна для жителей того берега новыми впечатлениями. Они поражены и тем, что высокий капитан идет, как равный, рядом с рядовым красноармейцем, прикуривая от его зажигалки».

Вход низшим расам запрещен

Японцы десятилетиями держали местное население в нищете и страхе. Квалифицированные рабочие получали 22 фунта хлеба в месяц, остальные — не более восьми. Маньчжуры жили в грязных лачугах, в то время как оккупанты селились в комфортабельных кварталах с запретом входа для низших рас.

17-летний Борис, сын русского эмигранта и китайца, рассказал, как японцы грабили рабочих: «Нарубишь леса на рубль — получишь 10 копеек, остальное забирает японский хозяин».

«Из разговоров выясняется, что японцы тщательно скрывали от местных жителей все о жизни Советского Союза и вели бешеную пропаганду против нас, — пишет корреспондент. — Они запрещали молодежи читать русских классиков, пичкая их фашистской литературой».

Русская Юлия, окончившая харбинскую гимназию, была уверена, что в Ленинграде снесли памятник Петру I, а Горький и Маяковский — плохие писатели.

Сожгли, разбили, уничтожили

Сахалян поразил советских офицеров нищетой и антисанитарией.

«Мы идем по городу. Только что покинув Благовещенск и вступив на тротуары Сахаляна, мы почувствовали, как велика разница между этими двумя городами, стоящими на разных берегах Амура, — вспоминают в своих заметках майор А. Терехин и старший лейтенант В. Байдерин. — В Сахаляне нет ни прямых улиц, ни ровных дорог, нет той зелени, которой славится Благовещенск. Улицы Сахаляна — кривые и узкие — состоят из самых разнотипных домов. В хижинах — полумрак, сырость, пахнет затхлостью, мышами.

Грязь — всюду. По узким улочкам текут зловонные ручьи. На тротуарах, покрытых гнилыми, поломанными досками, валяются кучи морковной и свекольной ботвы, всевозможный хлам и мусор, к которому здесь, по-видимому, привыкли.

Японские купцы, торговцы, содержатели публичных домов и прочие мастера жульничества подожгли магазины, некоторые дома. Все, что могли, они вывезли, чего не смогли вывезти — разбили, уничтожили.

Сейчас советская военная комендатура прилагает все усилия к тому, чтобы жизнь города вошла в нормальную колею, чтобы предприятия и учреждения работали нормально, чтобы были изжиты случаи грабежа и краж».

Возрастная категория материалов: 18+