О том, стоит ли доверять итогам соцопросов и чем они важны, наше интервью с директором центра изучения общественного мнения «Мониторинг» Германом Желябовским. - Герман Леонидович, вы достаточно часто проводите опросы общественного мнения в городах и районах, публикуете различные рейтинги. Для чего это делается и что в результате получают жители наших городов, сел? - Во-первых, публикация результатов социсследований общественного мнения по тому или иному вопросу способствует большей открытости и гласности. В некоторых научных публикациях «об опросах» говорится даже как об обязательном атрибуте демократии и правового государства, как об «одной из самых важных технологий, открытых в ХХ веке». Во-вторых, для представителей целого ряда профессий - политиков, экономистов, журналистов, менеджеров, рекламистов, политтехнологов и многих других, рейтинг - это предмет вполне материального интереса, благополучия, индикатор качества работы, основание для принятия решений. И, в-третьих, рейтинги и опросы стали неотъемлемой частью нашей новой жизни, а выборы без социологических опросов или тем более рейтингов кандидатов, по мнению многих людей, просто пустая трата времени и сил. - Существует ли, на ваш взгляд, опасность манипулирования общественным сознанием с помощью опубликования «нужных» данных или фиктивных рейтингов? - К нашему большому сожалению, растет число непрофессионально выполненных исследований, а липовые рейтинги становятся для некоторых граждан и организаций средством решения своих проблем. Последний тому пример - выборы в городе Белогорске, где редакция газеты «7 дней Белогорска», озаботившись рейтингами кандидатов на пост главы города, накануне первого тура выборов самостоятельно «провела» электоральное исследование общественного мнения. Очень хотелось бы верить, что только абсолютный непрофессионализм доморощенных «социологов» газеты привел их к публикации совершенно неверных рейтингов кандидатов. Более того, при публикации материалов «исследования» газета нарушила статью закона «об опросах общественного мнения» и допустила множество технических ляпов, самый невинный из которых - это «наглядность» статьи, где гистограмма была названа диаграммой. - Ваш центр отслеживает ход выборной кампании в Белогорске, как она проходит? - Вы знаете, белогорцев искренне жаль: избирательная кампания проходит в очень жестких условиях. Город буквально захлестнули реки «выборной грязи», распространяется большое количество печатных материалов с откровенно ложными сведениями только об одном кандидате. Изготовители этой «чернухи» цинично обливают грязью уважаемых людей города, разбрасывая свою продукцию даже в день выборов. Применяемые грязные технологии уже негативно отразились на явке избирателей в первом туре - она была значительно ниже предполагаемой. Свою лепту в создании «избирательного хаоса» в Белогорске, к сожалению, вносят и кандидаты на пост главы города. В нарушение Конституции РФ, ст. 29 п. 4, кандидат Николай Водолагин препятствовал работе нашего центра, пытаясь сорвать проведение социологического исследования «Exit poll» (опрос на выходе). Он лично вырывал папку у нашего интервьюера и организовывал провокации на других избирательных участках, где проводилось исследование. Он же в своем интервью, опубликованном в своей же агитке, позволяет себе высказывание, которое дискредитирует все социологическое сообщество, заявляя, что ему «предлагали заплатить энную сумму денег с несколькими нулями, а взамен в рейтинге кандидатов его фамилия будет стоять на первом месте». Не следует «играть» высказываниями, которые обижают избирателя, ведь каждый нормальный гражданин понимает, что рейтинги не покупаются, а достигаются трудом и доверием избирателей. И последнее, что хотелось бы отметить по выборам в Белогорске. Опубликованные ранее в газете «Амурская правда» рейтинги кандидатов на пост главы (которые замерял центр изучения общественного мнения «Мониторинг». - прим. «АП») полностью совпали с итогами голосования. Справка «АП» Герман Желябовский. Директор центра изучения общественного мнения «Мониторинг». С 1990 по 2001 год преподавал в вузах Благовещенска курсы социологии, политологии, конфликтологии и социальной психологии. С 2001 по 2005 год - руководитель аналитической службы администрации Благовещенска. Эксперт ряда российских и международных социологических и маркетинговых центров.

Возрастная категория материалов: 18+