- Эдуард Сергеевич, недавно введен единый стандарт обслуживания налогоплательщиков. Что это такое и для чего он необходим? - Наши многочисленные призывы честно платить налоги известны сегодня каждому. Так вот, чтобы добросовестный налогоплательщик мог без ущерба для себя и своего бизнеса исполнить этот долг, мы стремимся создать все необходимые условия. Единый стандарт - это наш внутренний свод правил работы. Вообще-то они были разработаны раньше и регламентировались различными документами. Сегодня лишь собраны вместе и являются своеобразным законом, который мы стремимся выполнять. Если говорить более конкретно, то здесь прописан, например, норматив нахождения налогоплательщика в очереди - не более 30 минут. Хотя должен заметить, что в последние дни представления отчетности норматив этот будет соблюсти непросто. Проблему решаем иным путем - активным развитием системы телекоммуникаций и сбора налоговой отчетности в электронном виде по каналам связи. ФНС России определила для каждой услуги точный срок исполнения. Пять дней дается налоговым органам на регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Бухгалтерская отчетность должна быть принята в день ее получения, о чем налогоплательщик должен быть извещен в этот же день. На регистрацию контрольно-кассовой техники дается пять дней. А внесение в паспорт отметки об ИНН производится в день обращения в присутствии самого гражданина. Еще одно нововведение - прием в специально оборудованных операционных залах, где налогоплательщик получает консультацию, оставляет документы для постановки на налоговый учет, сдает отчетность, проводит сверку расчетов с бюджетом. Пока в области действуют три таких зала - в Благовещенске, Свободном и Новобурейском. До конца года они появятся во всех остальных инспекциях: в Белогорске, Тамбовке, Тынде и Зее. - Вы сказали о возможности общаться с налоговиками по Интернету, насколько готовы к этому наши земляки? - Отчетность в электронном виде, безусловно, облегчает жизнь налогоплательщику, помогает избежать ошибок, сокращает бумажный вал. И все-таки пока срабатывает некий стереотип - человек привык доверять подписи на бумажке, штампику, что его отчет принят. Нет прецедентов предъявления электронных документов в судах, в правоохранительных органах. Да и в другие инстанции приходится нести отчет на бумажном носителе. Но мы работаем над тем, чтобы современные способы взаимоотношений активнее входили в нашу жизнь. Замечу, что ведется это в рамках национальной программы «Электронная Россия». Заключили договоры с четырьмя специализированными операторами связи, считаем, что демонополизация этой услуги позволит со временем снизить ее стоимость. Результаты всей этой работы, как говорится налицо - организации области 61 процент своей отчетности представляют нам в электронном виде, в том числе 9 процентов - по каналам связи. Что касается индивидуальных предпринимателей, то они в электронном виде представили лишь 12 процентов отчетности, в том числе по каналам связи - один процент. До Европы, где налогоплательщик общается с фискальными органами исключительно через Интернет, нам пока далеко. Возможно, сказывается достаточно высокая стоимость использования каналов связи и программного обеспечения. - Эдуард Сергеевич, для вас, наверное, не секрет, что едва ли не каждый предприниматель воспринимает проверки налоговой как большую неприятность на собственную голову. Говорят о настрое проверяющих непременно найти нарушение, а также о неправоте налоговых инспекторов. Насколько эти мнения соответствуют действительности? - Думаю, плох тот солдат, который не мечтает быть генералом. Грош цена тому налоговому инспектору, который не стремится наиболее полно проверить исполнение налогового законодательства. Для этого он обязан применять все свои знания, опыт, а также учитывать наработки коллег. Считаю, что это нормальный профессиональный подход к работе. Важно лишь, чтобы это было сделано аргументированно и корректно. Хочу заверить, что не существует специальной установки «любой» ценой найти хоть что-то. А для тех, кто не согласен с проверяющим, есть определенная процедура подачи разногласий. И по сути дела любая проверка - это такой микросуд, где две равноправные стороны доказывают друг другу свою позицию. И побеждает тот, у кого аргументы сильнее. В тех случаях, когда разногласия не удалось устранить, результаты проверки рассматриваются в судебном порядке. Ответственно заявляю, что в большинстве случаев правота на стороне наших инспекторов. Так, из рассмотренных за девять месяцев судами 7780 заявлений налоговых органов области о взыскании сумм недоимок удовлетворено 7692 на сумму более 22 миллионов рублей. Чтобы быть справедливым, приведу и другие цифры. За этот же период рассмотрено 44 иска налогоплательщиков к налоговым органам, удовлетворено 20 из них на сумму более 13 млн. рублей. Если говорить о причинах удовлетворения этих жалоб, то они связаны, с одной стороны, с предоставлением дополнительных документов, не фигурировавших в ходе проверок, с другой - с неправильной квалификацией совершенных налоговых правонарушений. К сожалению, подчас закон допускает неоднозначность трактовок. Случается, что позиция судов меняется на основании судебной практики других регионов или рассмотрения аналогичных дел в Верховном и Высшем Арбитражном судах. Бывали прецеденты, когда в разных федеральных округах суды принимали диаметрально противоположные решения. Есть и банальный человеческий фактор. - Налоговые проверки довольно часто заканчиваются доначислениями налогов. Отчего это происходит? Наши налогоплательщики не очень грамотны или это злой умысел? - В общей массе наши граждане законопослушны и добросовестны. И если они что-то не выполняют, то это, как правило, связано с незнанием либо недопониманием. Поэтому основной упор мы делаем на разъяснение. Но в каждом государстве есть определенная группа граждан, которые демонстративно по каким-то причинам (политическим или экономическим) отказываются выполнять законы. Вот здесь мы обязаны ради безопасности государства и интересов всего общества применять фискальные меры. На основе личных наблюдений хочу заметить, что в крупных компаниях, которые имеют сильных юристов и финансистов, случаи нарушений довольно редки. Но когда они выявляются - как правило, значительны и не связаны с незнанием и неопытностью. С чем это связано, надо разбираться в каждом конкретном случае. Возможно, со стремлением на грани закона минимизировать налоговые платежи, используя различия в толковании законодательства. Что касается предприятий малого бизнеса, то здесь присутствуют разные причины - от уклонения до ошибок из-за некомпетентности. Не всегда такие предприятия могут себе позволить иметь персонального бухгалтера, и заключают договоры со специалистом, который обслуживает три-четыре фирмы. Естественно, при этом качество снижается. - Но кто-то же ведет двойную бухгалтерию намеренно. Вы таких выявляете? Конечно. И это одна из основных наших целей. Здесь мы тесно взаимодействуем с правоохранительными органами, потому что сама по себе двойная бухгалтерия - (недокументированные проводки и выплата зарплаты в конвертах) - это административное нарушение. Но, как правило, она приводит к сокрытию налогов, и в достаточно крупных размерах, что подпадает уже под уголовное наказание. В результате осуществления мероприятий налогового контроля наши специалисты за девять месяцев 2005 года дополнительно начислили платежей в бюджеты всех уровней с учетом санкций и пеней 1,2 миллиарда рублей. Пользуясь случаем, хочу от лица руководства управления ФНС России по Амурской области поздравить всех налоговиков Амурской области с профессиональным праздником - Днем работника налоговых органов Российской Федерации. Его мы будем отмечать в понедельник. Надеемся, что и впредь они будут достойно и профессионально выполнять задачи по контролю за своевременностью и полнотой уплаты налогов в бюджеты различных уровней. Крепкого вам здоровья и семейного благополучия!
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии