Пенный бизнес
«Живое» пиво рождается в стенах заброшенного маслобойного завода. Пенное производство здесь организовали трое предпринимателей еще летом 2007-го. Участники проекта планировали занять свободную нишу на рынке. Перспективы казались многообещающими. Однако вскоре стало ясно, что пивной бизнес не так прост.
Александр Селькин — один из учредителей Свободненской пивоваренной компании — термин «живое пиво» недолюбливает. Пиво не может быть живым или мертвым, считает он. Оно либо настоящее, либо нет. Поэтому идея покорить пивной рынок качеством пенного напитка показалась предпринимателю здравой и перспективной.
— Мы составили бизнес-план, заключили с одной из китайских компаний контракт о поставке оборудования. Подписали его в марте, а получили свой заказ только в июле, — вспоминает Александр Васильевич. — Сначала что-то не ладилось с отправкой, потом возникли сложности на таможне. В итоге начало производства затянулось на несколько месяцев. Затем пришлось докупать мелкое оборудование, налаживать технологию и подгонять под себя то, что предлагали китайцы. В общем, процесс становления занял чуть ли не целый год.
Изначально «живое» пиво планировали варить по китайской технологии. Специалист из КНР даже провел для свободненских коллег две пробные варки. Однако на начинающих пивоваров пенный продукт впечатления не произвел. От методики из Поднебесной пришлось отказаться и искать свой особый путь.
ГОСТ доброй воли
В производственном цехе влажный, сладковатый, пропитанный солодом воздух. Пиво готовится в шести специальных емкостях, на сленге технологов именуемых «танками», объем каждой — тонна. Согласно техническому паспорту, производительность одной емкости — 500 литров в сутки. Свободненцы уменьшили эту цифру в 10 раз и больше 50 литров не выпускают — все потому, что китайцы готовят пиво лишь 15 дней, а местное попадает на прилавок только спустя месяц с начала производства.
Главный «дирижер» процесса — технолог Татьяна Пучнина. Она — легенда свободненского пивоварения — не один десяток лет отработала на местном пивзаводе. С пенным напитком ее жизнь тесно связана с 70-х годов прошлого столетия. Сама его не пьет, но о тонкостях вкуса, аромата и качестве пива знает все.
— Технология производства классического пива интернациональна, — уверена Татьяна Ивановна. — Ведь это действительно живой продукт, в нем особый химический состав. Поэтому не важно, где оно готовится, важно — как. В пиве — ферменты, которые при одних условиях будут жить, а при других разрушатся, и тогда это будет уже какой-то другой напиток. Впрочем, сейчас каждый пивовар вносит какие-то свои нюансы в технологический процесс. Например, в последнее время стало модно к солоду, которое составляет основу пива, добавлять дробленый рис или ячмень. Мы же предпочитаем варить пиво по ГОСТу, существовавшему еще в советское время, — только из солода.
Для производства пенного напитка свободненские пивовары используют так называемый евросолод, который завозят из Санкт-Петербурга. Хмель — сейчас немецкий, раньше привозили из Башкирии. Местным сырьем не пользуются, говорят, подходящего нет.
Начинается процесс в дробильном цеху. Здесь измельчают солод, который потом с добавлением хмеля варят на родниковой воде. Процесс варки очень кропотливый. Все рассчитано по минутам и градусам. Помешивание, выдерживание, процеживание — тонкости, вникнуть в которые с ходу невозможно.
Отвар охлаждают и перекачивают в другой «танк», где пиво на добавленных в него дрожжах будет бродить в течение недели. Процесс брожения регулируется — пивовары задают определенную температуру, при которой формируются специальные пивные ферменты.
Отбродившее пиво освобождают от дрожжей, сливая их в течение трех дней, и затем оставляют его в емкости еще на 21 день. За это время пиво созревает и, по словам технолога, из горьковатой жидкости превращается в настоящий классический пенный напиток. Зреет пиво в спартанских условиях — при температуре от 0 до плюс 2. Храниться тоже должно в холоде. Считается, что срок «жизни» такого пива — всего неделя.
Розничные хлопоты
Неделя на реализацию продукции — задача не из легких. Поэтому хозяева стараются не ошибиться в объемах производства. Неприветливое лето не позволяло изготавливать более 6 тонн напитка в месяц, при максимальной мощности пивоварни — 8 тонн. Зимой объемы производства и вовсе сокращались в 2—3 раза.
— Это не столько из-за снижения интереса к пиву во время холодов, сколько из-за неразвитости нашей собственной сети реализации, — считает Александр Васильевич. — Мы над этим работаем. Вышли на областной центр, и сейчас только в Благовещенске у нас договоры с 15 торговыми точками, и мы будем расширять этот круг. Свободненцы «живое» пиво покупают не очень активно: у людей в нашем городе слишком невысокие доходы, а конкурировать по цене с баночным и бутылочным завозным пивом мы не можем.
Почем пиво для народа
Кстати, в торговых точках предприятия, «на родине», пенный напиток продается по цене 45 рублей за литр. В Благовещенске — дороже почти в два раза: транспортные расходы плюс наценка самих магазинов. В итоге литр обходится покупателю в 70 — 90 рублей. Однако пивовары считают, что областное будущее у их продукта есть, и в ближайшее время планируют расширять производство. К осени максимальную мощность пивоварни планируется довести до 12 тонн в месяц.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии