Федеральные государственные образовательные стандарты рассчитаны на начальную школу и работают в Приамурье второй год. Правда, поначалу их внедрение носило пилотный характер и затрагивало лишь определенную часть учебных заведений. С нынешнего учебного года ФГОС стали повсеместными. Учителя признают — в ряде случаев потребовались перестройка учебного процесса и даже крушение фундаментального подхода к преподаванию. Но в целом школьное сообщество оценило новшества по достоинству. Теперь даже к привычным школьным предметам нестандартный подход.
— Сороковой год пошел, как я работаю в школе. Пережила массу экспериментов и, конечно, могу сравнить: что хорошо, а что не очень, — рассказывает учитель начальных классов средней школы села Тамбовка Любовь Бабай. — Раньше мы давали отличные знания, и главным принципом учителя оставался «делай как я». То есть ребенок зацикливался на определенной модели учебы, поведения. С одной стороны, это хорошо, а с другой — в жизни бывают всякие ситуации, и человеку сложно перестроиться. Сейчас мы в первую очередь уже задаем вопрос: «А как ты думаешь?»
При новых стандартах учитель уже не диктует ученику свою волю, а выступает в роли координатора. Ребенок самостоятельно принимает те или иные решения, ему дается больше самостоятельности и простора. Подход деятельный и очень эффективный, отмечают педагоги. Упор — на саморазвитие личности.
— Масса примеров, когда круглые отличники в школе в жизни становятся безнадежными неудачниками. Это, конечно, не повсеместное явление, но такое действительно случается, — добавляет учитель Валентина Черпак. — Потому что в школе сидели как «по струнке». Так же и в жизни — идет четко обозначенным курсом. Вовремя измениться, предпринять какие-то нестандартные решения человек уже не может.
Однако по-настоящему революционным выглядит появление в учебных планах учителей так называемой внеурочной деятельности. Проще говоря, кружки по интересам превратились в обязательный элемент школьной программы. Даже игра в «снежки» на школьном дворе теперь не просто пустое развлечение. Все строго регламентировано учебным процессом. На радость ребятне и педагогам.
Таким образом, в расписании занятий нашли свое место «Танцы», «Хоровое пение», «Информатика в играх и задачах», «Театральная студия» и прочие, казалось бы, нетипичные школьные дисциплины. На подоконниках нашлось место даже такому предмету, как «Сад и огород своими руками». В классах растут бобовые, но особенно пристальное внимание к репчатому луку. Согласно исследованиям юных аграриев, магазинный лук прорастает гораздо хуже домашнего. А это уже повод для серьезных выводов.
— У меня самой ребенок в первый класс пошел, поэтому есть возможность оценить новые стандарты не только с точки зрения педагогики, — подчеркивает завуч Татьяна Саяпина. — Внеурочная деятельность дает большой плюс хотя бы в том, что даже после обычных уроков ребенок остается под присмотром преподавателей, более того, он занят любимым делом. Кроме того, дети в течение всего учебного процесса обязательно кушают, а учителя, занятые в работе по внеурочной деятельности, получают соответствующую надбавку к зарплате. В связи со специфичностью некоторых внеурочных дисциплин пришлось прибегнуть к помощи специалистов нового Центра детского творчества, который недавно открылся в нашем райцентре. Детей туда доставляем на школьном автобусе.
Основные проблемы, связанные с ФГОС, носят организационный характер, но в целом все они решаемы. Плюсов у новой системы гораздо больше, чем минусов. Это подчеркивают не только педагоги, но и родители учеников. Что касается детей, то их не нужно долго уговаривать заняться чем-то ярким, веселым и любимым.
Добавить комментарий
Комментарии