Для бизнеса — добровольно необязательное
Позволить себе комплексное страхование рисков на регулярной основе могут крупные структуры. Для государственных и частных компаний федерального масштаба страховая защита — естественный инструмент хеджирования рисков. Поэтому среди первых получателей выплат от страховщиков стали госструктуры, имеющие базы отдыха на берегу Зеи. Застрахованы были и крупные инфраструктурные проекты. Так, СОГАЗ озвучило АП цифру 70 процентов — такая доля выплат приходится на пострадавшие застрахованные объекты РЖД и электросетевых предприятий.
Ни одна страховая компания, к которой обратилась АП, не упоминала про выплаты по добровольному страхованию объектов представителями малого и среднего бизнеса. Более того, страховщики признают, что и после снятия режима ЧС внимания со стороны амурского бизнеса на продукты защиты от рисков стихийного бедствия нет.
Плачевнее ситуация со страхованием урожая. По данным страховой компании «Альянс», всего около 5 % всех посевов Амурской области было застраховано в 2013 году. Этот страховщик продолжает принимать документы для оформления страхового возмещения, на момент запроса АП он произвел авансовые платежи по пострадавшим зерновым культурам в размере 3,4 млрд рублей. Окончательная сумма еще не скоро будет озвучена. Однако в «Альянсе» обращают внимание на следующее: при страховании урожая с господдержкой они пользуются перечнем рисков, установленных законом 260-ФЗ, где риск наводнения (паводка) не обозначен. Только при внесении изменений в действующее законодательство компании пересмотрят продукты по агрострахованию. Других мотиваторов, кроме введения обязаловки, для страхования бизнесом риска стихийных бедствий нет.
Для населения — настоятельно рекомендуемое
По всем обращениям амурчан, пострадавших от наводнения, страховщики ведут активную работу, отчитываясь перед центральным офисом и контролирующими органами в регионе. Благо для местных филиалов страховых компаний, что сумма выплат населению в общем масштабе ущерба от бедствия — несущественна. Один из страховщиков даже признался корреспонденту АП, что им было рекомендовано по максимуму удовлетворить обращения пострадавших в качестве хорошего пиара.
И снова, как в случае с бизнесменами, со времени снятия режима ЧС роста обращений по добровольному страхованию домов и дач не зафиксировано. У страховщиков свой ответ на такую пассивность населения: дестимулирование развития страхования из-за действий государства.
— О низкой страховой культуре населения сейчас говорят не только представители страховых компаний, но и властных структур. Полагаю, что печальный опыт этого года должен отразиться на уровне страховой культуры жителей не только ДФО, но и России в целом, — рассказывает территориальный директор ОАО «СОГАЗ» по Дальневосточному федеральному округу Сергей Мезенин. — Парадоксально, но одним из сильных демотиваторов для страхования населения (в первую очередь страхование имущества, в том числе и недвижимости) является государство, которое готово возмещать собственникам ущерб, полученный в результате природных и стихийных катаклизмов. В этих условиях задача страховых компаний — популяризировать страхование, предлагая на рынке разнообразные конкурентные продукты и услуги. Чтобы граждане самостоятельно проявляли заботу о своем имуществе, страховали его, а не надеялись при очередной катастрофе на помощь государства. Потому что нет такой нормы закона, обязывающей государство выплачивать гражданам компенсации за утраченное имущество.
В этой связи долгосрочный проект Минфина по разработке системы добровольного страхования жилья вновь обратил на себя внимание. Его положения уже активно обсуждаются экспертами в СМИ, главный вывод которых проходит под лозунгом: спасение утопающих окажется в их застрахованных руках. Новый порядок выплаты компенсаций пострадавшим планируется увязать с наличием страховки на объект недвижимости. Законопроектом предусмотрено участие регионов в субсидировании страховых платежей. Сама сумма взносов по страховке будет оплачиваться в составе коммунальных платежей по одной квитанции. Главное, что подчеркнуло руководство Минфина, что такая страховка будет носить статус «добровольной», но система софинансирования со стороны региона может стать стимулом для участия граждан в защите апартаментов. И главная оговорка министра Силуанова на этот счет, что ежемесячная плата по страховке будет в пределах 100—200 рублей.
Но страховщики склонны взвешенно подходить к государственной инициативе законодательного закрепления страхования жилья гражданами. Нет единой методики оценки стоимости жилья, велика доля аварийного и ветхого, в неравных положениях могут оказаться жители разных регионов. Хотя и без принятия закона сегодня предлагается достаточное количество экспресс-продуктов по добровольному страхованию квартир и загородных домов. Главный призыв представителей страховых компаний тот же: с софинансированием региона или без, но стимулов для добровольного страхования имущества у амурчан предостаточно.
Крымск после трагедии страхуется
На сегодняшний день региональные программы страхования жилья действуют в Москве, Екатеринбурге, Ярославле и Краснодарском крае. В последнем принялись за разработку программы стимулирования страхования недвижимости после наводнения в Крымске в 2012 году. В сентябре этого года руководство Краснодарского края озвучило концепцию единой системы добровольного страхования жилья. Согласно ей, квартиру или дом можно будет застраховать от риска наводнения, взрыва, пожара, аварии систем водопровода или теплосетей на сумму 500 тысяч или 1 миллион рублей. Тариф страхового взноса для владельцев квартир установлен в размере 0,09 % от выбранной суммы страхования, для частного дома — 0,11 %. Предусмотрена ежемесячная уплата взносов. В случае наступления страхового случая возмещение на 70 % будет идти за счет страховой компании, 30 % — за счет бюджета края.
ЦИФРЫ
14 сельхозпроизводителей области застраховали в этом году урожай на общую сумму 487 миллионов рублей. Площадь застрахованных посевов составила 39,5 тысячи га.
3,7 миллиарда рублей составляет общий ущерб от неблагоприятных природных явлений по всем секторам АПК Приамурья. Из них 1,2 миллиарда рублей составили прямые потери области в сфере полеводства.
Добавить комментарий
Комментарии