Если с юмором проблем нет, то с прессой ситуация в стране гораздо печальнее. Во времена, когда правительство сокращает расходы и закрывает государственные СМИ, региональные издания учатся выживать и зарабатывать самостоятельно. В этом убедилась делегация АРС-ПРЕСС, приехавшая на остров Крит медиатуром. 20 редакторов российских газет побывали в Институте региональных СМИ, познакомились с работой критского издания «Ханьотика Неа» и пришли к выводу, что местные газеты на острове остаются тиражными, популярными и, что самое интересное — прибыльными.
Цель не заработать, а помочь
12
тысяч экземпляров составляет ежедневный тираж газеты «Ханьотика Неа». По данным редакции, в руки ее берут свыше 60 тысяч человек
Институт региональных СМИ Греции — удачный пример объединения профессиональной журналистики и успешного менеджмента. Его руководитель и идеолог — Яннис Гаридакис. В прошлом журналист, при поддержке Министерства печати Крита, общества национальных СМИ и частных инвесторов он организовал профессиональную организацию, ставшую площадкой по подготовке и обмену опытом региональных акул пера.
— Государство не дает нам ни копейки, ссылаясь на кризис, поэтому мы зарабатываем сами, и достаточно неплохо, — не скрывает Яннис Гаридакис. — Но институт — это не коммерческая организация, ее цель не заработать, а помочь СМИ и оправдать расходы.
Институт проводит семинары и тренинги на актуальные для местной прессы темы: от филологии до новых технологий печати. На его базе встречаются представители федеральных и зарубежных СМИ, работающие в Греции, организация подписала меморандум о сотрудничестве с главными вузами на подготовку студентов-журналистов, поэтому в институт приезжает немало молодежи. Недавно гостями стали студенты Бостонского университета. Помимо курсов, им организовали культурную программу: американцы сами готовили и дегустировали традиционные греческие блюда.
Просторный комплекс, где располагается институт, имеет не только учебные аудитории, современный конференц-зал с живописным видом на критские «белые горы», библиотеку, но и гостиничные номера для слушателей: они могут жить, как говорится, без отрыва от учебы.
Не исключено, что в будущем институт региональных СМИ Греции примет российских коллег — с предложением укрепить международное сотрудничество выступил старший советник посольства России в Греции Владимир Майстренко, который сопровождал делегацию АРС-ПРЕСС.
— Раз институт налаживает сотрудничество с другими странами, почему бы российской и критской профессиональным организациям журналистов не подписать меморандум о сотрудничестве? — озвучил идею российский дипломат. — Такой опыт ценен не сам по себе, а своей реализацией — на площадке института в 2016 году, когда будет отмечаться Год России в Греции и наоборот, можно провести совместное мероприятие для журналистов двух стран. Я обещаю политико-дипломатическую поддержку со стороны посольства России.
— Подобные встречи способствуют не только общению, журналисты из разных стран начинают лучше понимать друг друга, обмениваться культурным опытом, — поддержал идею Яннис Гаридакис.
— Наш министр иностранных дел Сергей Лавров называет это народной дипломатией, — подчеркнула руководитель АРС-ПРЕСС Софья Дубинская. — Ведь в таких случаях люди идут навстречу друг другу. Я думаю, наши журналисты вновь с удовольствием приедут в гостеприимную Грецию.
Руководитель округа Ханья, вице-губернатор острова Крит, присутствующий на встрече, также поддержал идею и пообещал поддержку.
Многие знают наших журналистов в лицо, поэтому степень доверия изданию очень высока.
Вера, газета, любовь
Помимо развития института СМИ, Яннис Гаридакис остается одним из самых успешных издателей Крита. Он владеет газетой «Ханьотика Неа», которая стала смыслом жизни Гаридакиса. Сегодня она входит в число самых популярных изданий острова. Притом что в регионе Ханья живет 120 тысяч человек, ее ежедневный тираж достигает 12 тысяч экземпляров (по данным редакции, в руки ее берут свыше 60 тысяч человек). «Это стандартный тираж афинской газеты, где живет четыре миллиона человек», — отметил Владимир Майстренко.
По словам Янниса Гаридакиса, секрет успеха прост — критский менталитет. На острове нет единой газеты, которая рассказывала бы о жизни всех четырех регионов. Все дело в том, что жители острова любят именно местные газеты, которые рассказывают новости их родного города или деревни, дают возможность общаться и делиться впечатлениями. Кроме того, газета — это рабочие места для местных жителей, а это тоже играет большое значение для критчан.
— Многие знают наших журналистов в лицо, поэтому степень доверия изданию очень высока! — подчеркивает Гаридакис.
Яннис убеждал членов АРС-ПРЕСС, что в Греции газета — прибыльный бизнес. Российские редакторы, которые каждый день ведут борьбу за выживание, не могли в это поверить, но и не верить поводов не было.
— Региональные газеты в Греции — это издания номер один, поэтому, несмотря на кризис, они чувствуют себя уверенно и пользуются огромной поддержкой читателей, — заявил Яннис Гаридакис.
Уникальный музей встречает туристов и школьников
60
евроцентов — стоимость одного номера газеты «Ханьотика Неа»
Помимо газеты, у Гаридакиса есть еще одно дело жизни — он открыл на острове музей типографии. В этом уникальном для Греции учреждении собраны редкие печатные станки 19 и 20-го веков, типографское оборудование, инструменты, фотографии и архивные материалы о развитии печатного дела в Греции и на Крите. За отдельными экспонатами Яннис гонялся по всей Европе, отдавая за них сумасшедшие деньги. Члены АРС-ПРЕСС переходили от одного станка к другому, не скрывая восхищения. Самое невероятное — все печатные станки работают, посетителям показывали их в действии.
— Я уверен, что такого музея нет во всей Европе! — не мог сдержать эмоций главный редактор газеты «Республика Татарстан» Александр Латышев.
Музей типографии уже стал одним из популярных туристических объектов на Крите. Впрочем, не реже иностранцев в это уникальное место приезжают школьники.
— В эпоху гаджетов подрастающее поколение забывает, что такое печать, типография, бумажная газета, — отмечает руководитель музея. — Поэтому мы рассказываем детям об истории типографского дела, показываем, как печатаются газеты, показываем фильмы об истории печати.
Гости из России серьезно пополнили коллекцию экспонатов музея — Яннис Гаридакис получил в подарок газеты и сувениры из Амурской, Нижегородской областей, Республики Татарстан, Екатеринбурга, Саратова и других регионов-членов АРС-ПРЕСС. Кроме подарков, Яннис получил приглашение посетить Россию.
— Я был в Москве, Ленинграде, Киеве во времена СССР. Честно говоря, мне показалось, что у вас была тяжелая жизнь. Но я хочу опять приехать и обновить впечатление, — признался на прощание издатель-энтузиаст.
Возрастная категория материалов: 18+
Вот интересно, почему за границей печатному СМИ отдается бОльшее предпочтение? Ладно, не бОльшее, но весьма существенное? Каким-то грекам интересно читать про себя, свой городок, а вот нашим амурчанам, похоже. больше по нраву желтая пресса с кровищей или скандалами любовными, интригами...
Почему так?
Или это наш менталитет, или наши журналисты работать не умеют?
— печать_на_лице (гость)