Когда сын за партой: журналист АП провела урок литературы в родной школе

Последний раз я стояла перед классом студенткой Благовещенского педуниверситета. С тех пор красный диплом учителя русского языка и литературы сиротливо лежит на полке. 15 лет назад отказала себе в призвании и выбрала другую дорогу. Никогда об этом не сожалела, но нет-нет да и шевельнется червячок сомнений: «А каким бы была учителем?» Накануне профессионального праздника педагогов, благодаря спецпроекту «Амурской правды», мне посчастливилось ответить на этот вопрос. Несмотря на наличие образования и жизненный стаж, выполнить задачу оказалось вдвойне волнительно — встать у доски пришлось в родной школе в селе Грибском, а урок литературы давать в 5-м классе, где за первой партой сидит мой 11-летний сын.

С чего начинается школа

— Давайте и возьмем пятый класс, где ваш Степан. Тема — басня Крылова «Волк на псарне». Мы с детьми читаем, тренируем выразительное чтение, и разыграть по ролям можно. Цель урока сами поставите? — откликается на мой запрос учитель начальных классов Инна Владимировна Байденкова.

Мы несколько раз пытаемся созвониться — с работы она приходит поздним вечером. Кроме своего второго класса, дает уроки литературы у 5-го и 6-го, а еще трудится социальным педагогом и ведет театральный кружок. По словам Инны Байденковой, в сельской школе, где учеников немного, каждый педагог совмещает несколько разных «ролей».  

Получив тему урока, прикидываю, сколько времени мне нужно выделить на написание конспекта и «прогон». Как учили преподаватели в вузе, делать это нужно перед зеркалом и засекая время. Понимаю, что мои знания слегка покрылись пылью, поэтому пользуюсь преимуществом времени — отыскала несколько вариантов конспектов в интернете. С такой экономией быстро ухватила суть и составила конспект «под себя». Затем мне попалась история создания басни «Волк на псарне», захотелось показать детям и иллюстрации к произведению, а в конце рассказать о памятнике Крылову… И вот я уже вспоминаю навыки создания презентации и готовлю ее к уроку. Этим я убью еще одного зайца — не придется писать своим «трудным» почерком мелом на доске.

Дома пробую урок на муже и вижу его заинтересованное лицо: «Ты знаешь, я узнал много нового», — признается он. Ну, думаю я, может, и пятиклассники будут довольны.

— Когда у нас только появлялись проекторы, интерактивные доски, для детей это было так интересно, так захватывающее. Сейчас их уже ничем не удивишь, хотя наша школа оснащена по последнему слову техники, — говорит Инна Владимировна. — А что касается подготовки, на моей памяти никогда не было двух абсолютно одинаковых уроков! Есть помощь — электронные ресурсы, где можно найти чей-то урок, сразу с иллюстрациями, есть диски к учебникам, сайт «Учи.ру», там наглядно и ярко дети с интересом сами проведут какой-то опыт. Если раньше было картинку трудно найти, чтобы повесить на доску, то сейчас возможностей много. Ни разу еще не использовала свой готовый конспект. База у всех классов разная, и под каждый, конечно, подгоняешь.

Мне в этом плане сложнее — я увижу класс впервые, а потом не беру слишком сложные вопросы, но и не упрощаю. Например, решила оставить понятие «аллегория», как учила мой прекрасный педагог на практике — нужно дать немного больше: хоть кто-то, но запомнит.

Конспект распечатываю на принтере (спасибо технологиям!) и тут же от руки делаю пометки, ставлю восклицательные знаки в самых важных местах. Дома пробую урок на муже и вижу его заинтересованное лицо. «Ты знаешь, я узнал много нового», — признается он. Ну, думаю я, может, и пятиклассники будут довольны.

Еще один этап — внешний вид. Учитель пример во всем, как банально бы это ни звучало, а потому заранее наглаживаю выбранное платье. Урок прогоняю еще раз утром и снова делаю пометки.

Сюрприз для сына

Подхожу к родной школе с чувством, словно сегодня мой первый рабочий день. Знакомые коридоры, охранник на входе улыбается — это папа моей одноклассницы. В спортзале шум и гам, а я иду по коридору к кабинету, из которого уже высовывает любопытный нос мой сын. Он не знает, зачем я пришла — для него это такой же сюрприз, как и для его одноклассников. Звучит второй звонок (сейчас в школе, как в театре), и передо мной встает класс. Пока учитель представляет меня, замечаю лицо сына — он смущенно и гордо краснеет.

Еще одно «новшество» — маска на лице, работать в ней тяжело, Инна Владимировна подсказывает, что у доски можно приспустить. И вот 15 пар глаз устремлены только на меня, и я честно признаюсь ученикам, что в последний раз стояла на месте учителя много лет назад и что очень рассчитываю на их поддержку. Как только задаю первый вопрос по повторению пройденного и вижу лес рук — меня отпускает. Поехали!

После записи темы урока — «Волк на псарне»: исторические события в басне И. А. Крылова» — мы разбираем новые слова. После прочтения текста спрашиваю, что осталось неясным. Школьники озадачивают вопросом, кто такие «гончие». Объясняю, что это собаки, которые использовались на охоте, попутно сожалею о том, что ребята вряд ли представляют особенности русской национальной охоты. «Эх, можно было бы показать картины на эту тему», — мелькает в мыслях.

«Замечательные дети, — думаю я. — Надеюсь, тик-токи и ютьюбы их и дальше не испортят».

Но мы уже идем дальше и пытаемся понять героев, их характеры, обсуждаем смысл произведения. Рассказываю об истории создания басни, о войне 1812 года, о том, как Крылов вдохновился отказом Кутузова принять мир от Наполеона.

С детьми о серьезном

После энергичного обсуждения замечаю, что активность школьников упала, пытаюсь их расшевелить, в итоге сама «помогаю» ответить на важные вопросы. Следом переходим к басне «Ворона и лисица», она ребятам уже знакома из начальной школы, поэтому предлагаю прочитать по ролям, надев маски животных. И тут снова лес рук, а кое-кто просто выскакивает на авансцену.

Кирилл, Вова и Святослав стараются, включают актерские данные, чем заслуживают аплодисменты класса. Остальные расстроились, что успеваем разыграть только один «комплект» актеров, но время урока поджимает. «Замечательные дети, — думаю я. — Надеюсь, тик-токи и ютьюбы их и дальше не испортят».

Перед детьми ты всегда должен быть умным, собранным и честным.

Задаю самый важный вопрос: «Зачем нам нужны басни Крылова?» — и сразу получаю очевидный ответ: они показывают «плохих людей».

— Ребята, а только ли для того, чтобы мы видели плохое в других людях?

— Нет! Для того, чтобы мы увидели пороки и в себе! — подсказывает мне с первой парты сын, и другие ребята вливаются в обсуждение. «Фух! Главное сделано!» — думаю я. Не хочется, чтобы дети считали, что литература — это просто чтение, которое современное поколение терпеть не может. В настоящей литературе можно найти ответ на любой вопрос, и именно она заставляет человеческую душу трудиться.

Поглядываю на часы и выставляю оценки, приходится оценить и сына. По этому поводу переживаю, но он действительно очень старался — на пятерку. Даю домашнее задание и прощаюсь с классом, чувствуя, как энергия покидает меня. «Успела выдать все!» — ликую внутри.

Рефлексия и выводы

Сорок минут пролетели как один миг. Ко мне с улыбкой уже спешит Инна Владимировна: «Ну что, Мария Николаевна, сошло 20 потов?» Я сразу признаюсь, что заметила «провис» в середине урока.

— Они еще маленькие, просто устали. Мы обычно делаем динамическую паузу, можно было почитать по ролям, «порычать» волком, — подсказывает она.

— Точно, упустила, — расстраиваюсь я. — А еще хотелось спросить всех, но работают одни и те же, а оценку-то нужно всем потом ставить! А некогда — нужно же все успеть. И писали мы мало — я вижу, что пишут медленно, это тоже время.

— Вот вы и видите все наши сложности. Есть костяк — те, кто всегда работает. А кто-то вообще не поднимает руку, хотя знает ответ. И успеть нужно все: и тему выдать, и учить рассуждать, и понять, что ребята усвоили. В каждом классе есть ребенок, который занимается по индивидуальной программе, нужно и ему время уделить. Так и пытаемся каждый раз охватить необъятное, — улыбается Инна Владимировна и тут же меня хвалит: — Вы задачу какую ставили? Выполнили? Вот!  

Инна Байденкова: «Учителя, которые остались в школе, работают не ради денег. Слова высокие, но это смысл жизни. Ты не «урокодатель» — ты знаешь, чем живет ребенок, что у него в семье, переживаешь за каждого. Работа у нас круглосуточная».

Обнимает меня на прощание и тут же бежит в соседний кабинет — ее ждет следующий урок, а затем заполнение электронного дневника, проверка тетрадей, подготовка к следующему учебному дню.

По пути из школы пытаюсь сдержать слезы. Понимаю, что это выплеск энергии и новый ее заряд. Но главная награда дня ждала меня дома вечером.

— Мама, мои друзья очень удивились, что ты так хорошо ведешь урок. Они спрашивали, сколько у тебя образований. Мне тоже понравилось, было круто! Тебе надо быть учителем, ؅— говорит Степан, и я чувствую, как начинаю улыбаться до ушей с чувством праздника внутри.

«Я никогда не хотела уйти из профессии» 

Один урок отнял все мои силы, но для учителя же нет перерывов. Инна Байденкова вернулась в родную грибскую школу больше 25 лет назад. Профессия учителя с детства была мечтой. Кстати, трудится она рядом с супругом.

— Мой первый рабочий день — 15 августа, и через два года 15 августа вышла замуж, — смеется Инна Владимировна. — Мы хотели ехать на родину мужа, в Свободный, а тут в моей школе освободилась ставка учителя физкультуры для мужа, нам сразу жилье дали, да и к городу близко. Остались! Наверное, если бы муж не работал рядом, тяжелее мне было бы. А так придешь расстроенная, поделишься чувствами, а он советом поможет или скажет: «А давай-ка прогуляемся», — или позовет в огород или на лыжи. И как-то легче становится. Когда идешь на работу с негативом, то со временем выгораешь. Из-за ответственности излишней бывает выгорание. Поэтому нужно уметь спланировать свой день и быстро перестроиться. Но я никогда не хотела уйти из профессии, — делится со мной своей историей педагог.  

Работа в школе отнимает силы и дает огромный заряд энергии, когда видишь заинтересованные лица учеников.

Сама она об этом не скажет, но я всю жизнь знаю их семью. Они с супругом вырастили прекрасных детей, стараясь быть примером во всем. Хотя Инна Байденкова говорит, что успевала больше следить за учениками, чем за сыновьями.

— Когда росли мальчишки, вставали на заре: детей собрать, со скотиной управиться, еще и обед готовила до начала уроков. Все бегом! Я сыновей в школе не видела — больше знала, чем заняты мои ученики. Дети были приучены к самодисциплине. Мы и сейчас родителям говорим, что нужно давать школьникам больше самостоятельности. Если не записал домашнее задание — пусть спрашивает одноклассников. Но у меня после работы начинается «вторая смена» — придешь вечером, и родители начинают писать, звонить. С каждым нужно поговорить, успокоить, объяснить. В основном проблемы касаются межличностных отношений, — говорит Инна Владимировна. — Но я благодарна всем родителям за то, что доверили мне своего ребенка, ведь для каждого свой — самый лучший. И стараюсь это доверие оправдать. У меня в классе уже «внуки» сидят — дети моих первых учеников. Во все времена дети озорные, есть любопытные, были всегда слабее и сильнее в плане учебы. Но дети сейчас другие в плане мышления. Другой словарный запас, они не знают сказок, героев, дома родители не читают. Мало знают окружающий мир — в советское время узнавали о мире из передач и кино. Сейчас сами понимаете, что они смотрят.  Да, мы говорим с ними о положительных примерах, даем направление в жизни, но есть такая пословица: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому». И если здесь мы учим тому, что нужно стремиться чего-то добиться в жизни, а ребенок видит дома совсем другое — мы бессильны. Грустно, когда родители пишут, что не знают, кем хотят видеть своего ребенка в будущем.

Фото: Владимир Воропаев


 

СПЕЦПРОЕКТ АП: 

  1. Журналист у доски, на вахте и у плиты: спецпроект «Амурки» о том, как живет современная школа
  2. О чем мечтает директор: откровения о школьном хозяйстве, дружбе с детьми и дистанционке
  3. Когда сын за партой: журналист АП провела урок литературы в родной школе
  4. Как я была физруком: журналист АП провел урок, сохранив здоровье детей и свою психику
  5. Как журналист АП научилась готовить столовский борщ, нарезала таз бутербродов и перемыла 200 тарелок
  6. Как Льву Толстому конкурировать с Даней Милохиным: АП побывала в школьной библиотеке
  7. Школьный охранник рассказал АП о профессиональных секретах, забывчивых детях и недовольных гостях

Возрастная категория материалов: 18+