Как я была физруком: журналист АП провел урок, сохранив здоровье детей и свою психику
СпецпроектыВ того, кто скажет, что провести урок физкультуры — проще простого, я первая кину… мяч. На дальность. С правильной техникой — мне ее пришлось полночи изучать, конспектировать, зубрить наизусть (учитель физкультуры со шпаргалкой — это несолидно) и еще тренироваться перед зеркалом под хохот домашних. Идею стать учителем именно физкультуры предложили коллеги, пребывая в уверенности, что «это несложно: ты же ходишь в спортзал». Но оказалось, что подготовка здесь занимает довольно много времени, специфика работы требует от педагога немало сил, а еще — железные нервы и громкий голос. Как провести урок, сохранив здоровье детей и свою психику, почему нормативы с каждым годом становятся все более лояльны к подрастающему поколению и кто лучше всех кидает мяч — в материале «Амурской правды».
Особый предмет
«Арина, я так до конца и не поняла, как кидать этот мяч! Но я, честно, учила», — в панике шепчу я нашему фотокору. В спортивный зал школы № 16 Благовещенска заходят ученики шестого «Б» класса. Некоторые из них выше меня ростом. «Обязательно вставь это в текст. И не трясись, на тебя дети смотрят» — тихо отвечает коллега. Я бы хотела написать, как оригинально, ярко и почти профессионально первый раз в жизни провела урок физкультуры. Но честно — я переволновалась, пару раз запуталась и, если бы не помощь моего наставника в этом эксперименте, учителя физкультуры Константина Михайловича Мануйлова, позорно сбежала бы где-то с середины занятия.
3
раза в неделю в среднем занимается школьник физкультурой
Физкультура — особый предмет. Пусть над заданиями здесь не надо сидеть ночами, а после уроков бежать к репетиторам и со страхом ждать результатов ЕГЭ. Но именно эти занятия дают возможность укрепить и развить физическое здоровье ребенка. Три урока в неделю (стандарт в расписании) достаточно, чтобы поддерживать минимально необходимую активность. А с учетом образа жизни современных школьников физкультура становится едва ли не единственным местом, где большинство детей получают необходимую для растущего организма нагрузку.
При этом мотивировать ребенка на этом уроке непросто. Экзамен по физкультуре сдают единицы, а стараться только ради оценки в журнале готовы далеко не все. «Заинтересуйте их. Расскажите, что они стали участниками журналистского проекта и теперь об их занятии узнает вся область», — наставляет меня Константин Михайлович. Пока он проводит перекличку, зычным голосом называя фамилии, все кажется не так сложно. Ровно до момента, когда мне приходится выйти в центр зала.
Разминка для учителя
Во-первых, громко говорить — это очень тяжело. После первых десяти минут я начала хрипеть. «Здесь еще акустика есть, а на улице, чтобы тебя услышали все дети, куда сложнее. Первое время, когда пришел, я после работы чай пил, спреи пшикал в горло. Сейчас ничего, уже привык», — говорит Константин Мануйлов.
Во-вторых, не все шестиклассники рвались демонстрировать примерное поведение. Думаете, просто выстроить всех в шеренгу, привлечь внимание, чтобы рассказать о теме занятия («Метание спортивного мяча на дальность»), а затем отправить на разминку? Когда двое мальчишек решили немного потолкаться и в итоге развалили часть строя, а моего голоса не хватало, чтобы услышала дальняя часть шеренги, на помощь пришел волшебный свисток. Да, в школьном возрасте он меня всегда раздражал, честно. Но теперь я поняла, что это не прихоть учителя, а единственное средство, которое точно привлечет внимание всех.
Теоретическую часть рассказала на отлично: и про навыки, которые развивает метание мяча, и про правильную технику (мяч нужно держать пятью пальцами, большой и мизинец — по бокам, указательный, средний и безымянный — сзади, мяч не должен касаться ладони, кисть расслаблена, но держать его нужно крепко). И встала в положение натянутого лука — все строго по конспекту. А потом перепутала право и лево и попыталась отправить шестиклассников бежать на разминку в обратную сторону.
Спорт как жизнь
Еще одно открытие — быть учителем физкультуры очень непросто физически. Хочешь, чтобы ученики старательно выполняли разминочные упражнения? Показывай и сам беги рядом. Нужно успевать смотреть сразу на всех: интенсивность выполнения заданий прямо пропорциональна внимательному взгляду учителя на каждого ученика. В общем, в конце разминки я пыталась отдышаться вместе со всем классом.
15-20
процентов учеников в классе в среднем занимаются в спортивных кружках и секциях
Основная часть урока ребятам понравилась. Мне тоже, хоть я и боялась попасть под обстрел из теннисных мячей. Правда, демонстрация «положения вытянутого лука», переходящего в «бросок хлестким движением руки с переносом массы тела на впереди стоящую ногу» одновременно со «скрестным шагом», удалась так себе. На всякий случай я напомнила ребятам, что, согласно нормативам, девочки должны кинуть мяч на 23 метра, а мальчики — на 36. И попыталась этот норматив продемонстрировать. Судя по силе броска, пятерку за это упражнение я бы не получила.
«Я работаю учителем с девяностых годов, — отмечает Константин Михайлович. — Для современного поколения нормативы более мягкие, чем в советские годы. Как правило, в классе только 5—6 человек, кто действительно занимается в спортивных секциях, — это сразу видно по ребенку. В целом же каждое новое поколение чуть слабее предыдущего в физическом плане».
По совету Константина Михайловича объяснила ребятам, что кидать мяч нужно в серединную планку окна спортзала (стекла защищает натянутая сетка). Идея ребятам пришлась по вкусу — мяч по команде они кидали с энтузиазмом. Настолько сильным, что у парочки человек инвентарь повис за сеткой. И снова потребовалась помощь учителя — доставать мячи, болтающиеся на высоте больше пяти метров, жизнь меня не готовила.
Также я должна была контролировать и при необходимости поправлять технику класса. Даже не представляю, как это удается учителям физкультуры: я успевала в основном уворачиваться от мячей. Разглядеть правильность выполнения одновременно у трех десятков детей, которые в азарте метают их в стену и окна, при этом контролировать, чтобы они не попали друг в друга, не передрались за выданный инвентарь (а пара попыток была) и еще работали под счет… Правда, с этого дня учителя физкультуры для меня — волшебники.
— Нельзя забывать, что мы, учителя, несем ответственность за жизнь и здоровье ребенка на уроках, — отмечает Константин Михайлович. — И если, сидя за партой, возможностей разбить себе голову и подвернуть ногу немного, то на уроках физкультуры очень важно контролировать, чтобы дети соблюдали технику безопасности. В силу возраста им сложно помнить об этом постоянно, поэтому учитель физкультуры должен постоянно держать под контролем дисциплину в классе.
Игра на выбивание
Еще один способ мотивации детей — игра. «Играть любят все дети. Причем зачастую в игре необходимые навыки оттачиваются лучше, чем просто при выполнении заданий, — говорит Константин Мануйлов. — Шестой «Б» у нас играет не всегда: если дисциплина «хромала» весь урок — извините, времени на игру вы сами себе не оставили».
Я объявляю конец упражнениям: переходим к «перестрелке»! Делю класс на две команды, сделав капитанами тех, кто лучше всего себя показал на уроке. Ребята встают по разные стороны волейбольной сетки и получают мяч. Задача — выбить противника. Те, в кого попали, переходят на другую сторону зала и оттуда все равно помогают своим: пытаются завладеть мячом и тоже выбить игроков противоположной команды.
150
граммов весит метательный мяч
Самыми активными, как ни странно, оказывается парочка драчунов. Выясняется, что и мяч метать умеют прекрасно, и бегают быстро, и вообще вполне спортивные ребята. Игра оказывается настолько азартной, что школьники забывают про независимый «взрослый» вид и с увлечением носятся по залу. «Дети», — с улыбкой констатирует учитель.
За пять минут до звонка я собираю всех в строй, благодарю за участие в важном проекте, отдельно хвалю тех, кто отлично показал себя на занятии. Первый в строю парень смущенно и удивленно улыбается. Он еще не знает, что именно благодаря ему я не «запорола» разминку: он внимательно слушал задания и действительно старался выполнить все, о чем я говорила, за счет чего и держал строй.
Попрощалась, отправила ребят переодеваться, успокоила дрожащие руки. Тщетно попыталась «прочистить» горло: я буду ходить охрипшей еще пару дней. А потом от всего сердца поблагодарила Константина Михайловича и всех учителей физкультуры в его лице: для такой работы действительно необходимы большие знания, стальные нервы и бесконечная любовь к детям.
Камни в домашнем задании
Домашнее задание по физкультуре тоже отличается от остальных уроков. По совету учителя я предложила детям в свободное время, если будет возможность, покидать камушки в реку. Это занятие также развивает и меткость, и силу, и при этом не похоже на скучную «домашку».
Конспект урока
Обучение начинают с 4 шагов разбега:
- мяч в правой согнутой руке над плечом, левая нога впереди;
- делаем два шага вперед с одновременным отведением руки назад;
- третий шаг скрестный (правая нога перед левой), правая стопа развернута наружу, корпус развернут вправо;
- 4-й шаг: левой ногой, стопа параллельно правой стопе – положение «натянутого лука»;
- бросок хлестким движением руки с переносом массы тела на впереди стоящую ногу.
Как только спортсмен добегает до контрольной отметки, он должен приступить к броску. Хлестообразным движением предплечья и кисти руки выпускается мяч.
Фото: Арина Шевченко
СПЕЦПРОЕКТ АП:
- Журналист у доски, на вахте и у плиты: спецпроект «Амурки» о том, как живет современная школа
- О чем мечтает директор: откровения о школьном хозяйстве, дружбе с детьми и дистанционке
- Когда сын за партой: журналист АП провела урок литературы в родной школе
- Как я была физруком: журналист АП провел урок, сохранив здоровье детей и свою психику
- Как журналист АП научилась готовить столовский борщ, нарезала таз бутербродов и перемыла 200 тарелок
- Как Льву Толстому конкурировать с Даней Милохиным: АП побывала в школьной библиотеке
- Школьный охранник рассказал АП о профессиональных секретах, забывчивых детях и недовольных гостях
Возрастная категория материалов: 18+
Фото: Арина Шевченко
Амурская правда
от 07.10.2021
Материалы по теме
Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было
Добавить комментарий
Комментарии