• Фото: Арина Шевченко
  • Фото: Арина Шевченко
  • Фото: Арина Шевченко
  • Фото: Арина Шевченко

Инструктаж от спеца

Обычно сотрудники охранного агентства «Авангард», которое обеспечивает безопасность более десяти школ областного центра, заступают на дежурство в семь утра, мне же позволили прийти в полдесятого. Но последующих часов пребывания на вахте хватило, чтобы иметь представление о сути работы школьного секьюрити. На инструктаж от школьного охранника у меня было всего двадцать минут тишины, а потом началась перемена. За это время Андрей научил открывать турникеты на вход и выход, показал мониторы. На один из них были выведены изображения 36 камер наблюдения, которые показывали все, что происходит в коридорах, фойе, раздевалке, на спортивной площадке и школьном дворе. А на втором отображался владелец карточки, проходивший в тот момент через турникет, — фамилия, имя, отчество ребенка или учителя, и время.

Параллельно Андрей объяснил, что за «волшебная палочка» лежит у него столе. Оказывается, это ручной металлодетектор, которым охранник пользуется, если посетитель пришел с объемной сумкой — для проверки ее содержимого на наличие предметов из металла. И еще дал подержать в руках брелок с кнопкой вызова сотрудников Росгвардии, которой, кстати, однажды воспользовался. Руководство образовательного заведения тогда проводило учебную проверку — выясняло, насколько быстро специалисты правоохранительного ведомства отреагируют на вызов. Сработали оперативно.

Второй год в охране

Обязательный документ в работе охранника — книга приема и сдачи дежурств. Именно с нее начинается каждый будний день школьного секьюрити. За смену в журнале обычно делается две записи: в 7.00 — дежурство сотрудник ЧОО принял, и в 19.00 — дежурство сдал. Ну и описывается вкратце, что происходило на смене.

— Сегодня, например, я заступил на пост в 6.40 утра, подменял коллегу в Алексеевской гимназии, а так работаю в 16‑й школе. Режим работы у нас одинаковый. С утра я принял доклад сторожа, как прошла ночь. Затем, пока он оставался на посту, обошел здание, проверил запасные выходы, целостность стекол в окнах, наличие замков и пломб на некоторых кабинетах, осмотрел территорию школы на наличие каких‑то подозрительных предметов. Также «пропикал» картой турникеты, чтобы они были исправны. Вообще, наш руководитель старается закрепить сотрудников за конкретным образовательным учреждением, чтобы мы знали лично руководство школы, педагогов и детей. Когда знаешь всех, сразу заметишь чужого человека. А в охранной деятельности это крайне важно.

Сколько раз в день Андрей Захаров говорит «здравствуйте» и «до свидания» — не сосчитать.

Охранником 39‑летний Андрей работает второй год. Говорит, что его устраивает режим работы — 12 часов в день. В Амурскую область отец троих детей с семьей переехал из Забайкальского края, где работал электромонтером связи. «Школа в отличие от торговых или промышленных баз — сложный объект, нужно быть внимательным к посетителям, к детям, а они сейчас гиперактивные и ходят с объемными сумками. Акцент в работе мы делаем на свою зрительную память», — признается охранник.

Перемена и «потеряшки»

Перемена ворвалась в нашу беседу школьным звонком и криками ребят. Сложилось впечатление, что дети подпирают двери класса, чтобы при первых же звуках звонка вырваться наружу. Так уж стремительно ребята заполнили фойе первого этажа, где находится охранный пост. Но на творившийся вокруг шум-гам Андрей Иванович как будто не реагировал. Спокойно продолжал нажимать на пульт, управляющий турникетом, смотреть в монитор и общаться с проходящими вдоль поста людьми. «Я привык к большому скоплению людей и фоновому шуму, а в первое время, честно сказать, морально уставал на работе», — вспоминает охранник.

Сколько раз в день Андрей говорит «здравствуйте» и «до свидания» — не сосчитать. «Детей надо приучать к вежливости, прививать культуру», — убежден мужчина.

В 10 утра закончились уроки у первоклассников, и они потянулись на выход. Пока свежеиспеченные школьники еще не получили пропуска, поэтому каждого приходилось выпускать «вручную». К турникету их подводили учителя, а на крыльце ждали родители. Но не успевала малышня покинуть здание школы, как возвращалась снова: «Здравствуйте! Пропустите, пожалуйста, я рюкзак в классе забыла». И таких Маш-растеряш — поток.

Вот сотрудница гардероба, который находится рядом, положила на стойку охранного поста пару перчаток — подняла с пола. Их маленький хозяин быстро нашелся, точнее его мама, — перчатки потерял сын учителя.

— Забывают все: рюкзаки, спортивную форму, шапки, перчатки, телефоны, ручки, тетрадки, деньги. За день можно насобирать целый пакет. Вещи я передаю гардеробщице, она уже возвращает их владельцам, когда те объявляются, — говорит Андрей.

Охранник признается, что панибратства среди старшеклассников не признает. Говорит, что школьники быстро начинают злоупотреблять дружеским к ним отношением. «Здрасте, а можно я сегодня без карточки пройду?», «А можно я здесь сумку у вас оставлю?» То есть наглеют, как все детки. Поэтому я стараюсь держать дистанцию. А вот с прогульщиками беседую по‑отечески, чтобы не сбегали с уроков. Кстати, сам не прогуливал, учился с тройками — не бежал впереди всех, но и не отставал», — смеется Андрей.

Обед в школьной столовой

Обед у школьного охранника не по расписанию, но в обеденные часы. Питается Андрей чаще всего в столовой, чтобы не таскать на работу «чеплашки». Нравится ему школьная кухня — котлетки мясные с гарниром, биточки рыбные. Чаще всего берет второе и салат, в среднем это выходит на 100—130 рублей. «А спать после обеда не хочется?» — спрашиваю Андрея. «Знаете, не хочется! Наверное, в школе особая энергетика», — удивляет он. 

Есть недовольные

На время обеда или дневного обхода территории школы на посту охранника подменяет сотрудница гардероба — Нина Плотникова. Она призналась, что удивляется терпению коллеги: как он спокойно реагирует на возмущение родителей по поводу стоящих на входе в школу рамок металлодетектора. «У меня самой есть внуки, так я, наоборот, за то, чтобы они были как можно лучше защищены в школе. Но некоторым родителям ничего не докажешь. Они не проходят турникет и температурный режим», — делится подробностями сотрудница школы.

— Всегда есть недовольные граждане, которых не устраивает порядок, введенный в школе. Некоторые с напором пытаются попасть в учебное заведение: «Мне к учителю надо», «Я на работу устраиваюсь» и так далее. Приходится объяснять, что таковы требования безопасности, ждите, когда за вами спустится учитель или кто‑то из администрации. Вдобавок я обязан проверить их документы. Возмущений много — человеческий фактор присутствует в работе. Но если будешь реагировать на каждого такого посетителя, надолго тебя не хватит, — замечает Андрей.

Мне хотелось сбежать, а охранник стоял рядом — невозмутимый и свежий.

Поскольку мы с охранником дежурили в День учителя, то поток посетителей с цветами и подарками не кончался до вечера. Шли представители администрации, бизнеса, коллеги и просто родители учеников. О некоторых гостях школьное руководство предупредило охрану заранее, а других он пропускал после того, как те предъявили ему свои документы, сделав запись в журнал. «В праздники приходится быть еще более внимательным, просить открывать большие пакеты и показывать подарки, применять ручной металлоискатель», — признается Андрей Захаров.

Позже на деле он показал, как работает прибор — мы проверили красиво упакованные подарки. Оказалось, что учителям физкультуры Алексеевской гимназии в честь праздника их преподнесли сотрудники городского управления физической культуры. «От имени нашего управления мы пришли поздравить педагогов. В Алексеевской гимназии учителя физкультуры только женщины, поэтому мы дарим баночку меда и цветок», — пояснили пришедшие гости.   

Поздний ужин, дом, семья

Понажимав на кнопки пульта турникета с час, мои пальцы уже не хотели слушаться. Честно сказать, надоело такое однообразие, я устала от шума, мелькающих туда-сюда лиц, разговоров и записей в журнале. Перемена в школе — это вообще ад. Мне хотелось сбежать, а охранник стоял рядом — невозмутимый и свежий. И дело, наверное, тут совсем не в привычке — работу надо любить.

У школьных охранников шестидневная рабочая неделя. В субботу дежурство короче — с 7 до 17 часов. Школа затихает только к концу дня. Уборщицы моют полы, окошки на этажах постепенно темнеют, включается подсветка здания школы. Свой пост охранник передает ночному сторожу и спешит домой. Туда попадает к горячему ужину — супруга с работы приходит раньше. Отужинав, глава семьи проверяет уроки у среднего сына (Сергею 13 лет), общается со старшим — 16-летним Вадимом, укладывает спать младшую 6-летнюю Ангелину — любимицу всех. Трудовой день позади.

В шесть утра у него будет подъем — начнется новая смена. Школа находится рядом с детским садом, поэтому по пути он иногда отводит дочь в группу. И опять — на свой охранный пост. «Весь день на одном месте я не сижу, как думают об охранниках. Через каждые два часа прохаживаюсь в фойе, несколько раз в день обхожу территорию, двигаюсь, в общем», — признается охранник.

— А не считали в шагах, сколько длина холла? — спросила Андрея, когда мы прохаживались с ним в вестибюле школы.

— Хороший вопрос! Но пока не измерял.

Охранник в школе незаменим

Наталья Фурсова, директор Алексеевской гимназии города Благовещенска: 

— В плане организации образовательной деятельности, конечно, такой специалист в школе просто необходим, потому что административный корпус гимназии несет ответственность за создание безопасности. Ни директор, ни замдиректора, ни учитель функции охраны выполнять не будут, поэтому охранник нам нужен в помощь. Для того чтобы встретить детей, родителей и гостей (а приходит большое количество людей в школу); чтобы вовремя остановить неизвестных лиц. Когда службу несет подготовленный специалист, у него глаз наметан на то, чтобы увидеть в постороннем человек ту потенциальную опасность, которую он может нести. Кстати, наша гимназия — самая первая в городе установила турникеты. Когда мы устанавливали их, проходили большую экспертную оценку и в плане пожарной безопасности о том, что в случае ЧС данная система не помешает эвакуации детей из школы.    

В отличие от бабушек-вахтеров на посту подготовленные специалисты

Александр Ахремчук, генеральный директор ООО ЧОО «Авангард»:

— Функции школьного охранника — обеспечение пропускного и внутриобъектового режима. Он контролируют пропуск всех входящих в школу. Посторонних лиц наш сотрудник должен остановить, проверить документы, выяснить цель прихода в школу. В отличие от бабушек-вахтеров охранники — это подготовленные специалисты, прошедшие специальное обучение. В школу допускаются охранники с 4-м (имеет право на работу со спецсредствами — резиновой палкой и наручниками), 5-м (разрешается ношение травматического оружия) и 6-м (имеет право нести службы со служебным оружием) разрядами. Но в основном в школах работают охранники с 4-м разрядом. После недавних ЧП в учебных заведениях с нашими охранниками были проведены дополнительные инструктажи и методические занятия — как действовать в случае подобного нападения и взаимодействовать с сотрудниками Росгвардии.  

Антитеррористическую защищенность благовещенских школ обеспечивают четыре охранных предприятия

Согласно требованиям постановления Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» в 20 школах Благовещенска проведены следующие мероприятия.

* На объектах осуществляется физическая охрана частными охранными организациями на основании заключенных договоров и лицензий на данный вид деятельности — ООО ЧАО «Р.О.С.С.», ООО ЧОО «Авангард», ООО ЧОА «Гепард», ООО «ЧОО Безопасник». В ночное время здания охраняются сторожами.

* Пропускной и внутриобъектовый режим обеспечивается на основании Положения о пропускном и внутриобъектовом режимах, включающий в себя порядок пропуска (прохода) в здания и на территорию обучающихся, сотрудников и иных посетителей, порядок допуска на территорию транспортных средств, порядок вноса (выноса) и ввоза материальных ценностей.

* Здания оснащены системой передачи тревожных сообщений с выходом сигнала на пульт централизованной охраны Благовещенского филиала ФГКУ «Отдела вневедомственной охраны войск национальной гвардии по Амурской области», системой оповещения и управления эвакуацией, системой видеонаблюдения, интегрированной в правоохранительный сегмент АПК «Безопасный город», системой наружного освещения, системой контроля управления доступом (турникет).

* В каждом здании установлен арочный металлодетектор, на посту охраны имеется ручной металлоискатель. Наличие рамок металлодетектора и турникетов в школах и других учебных заведениях является обязательным, в связи с высокой террористической угрозой.

* Территории общеобразовательных организаций имеют ограждение по всему периметру.

* Система охранной сигнализации установлена в школе № 2.

На 2022—2023 годы запланировано провести замену ограждения в 9 образовательных учреждениях, в четырех — модернизацию пожарной сигнализации, в 7 — ремонт наружного освещения, в 19 — установку системы охранной сигнализации.

Фото: Арина Шевченко


 

СПЕЦПРОЕКТ АП: 

  1. Журналист у доски, на вахте и у плиты: спецпроект «Амурки» о том, как живет современная школа
  2. О чем мечтает директор: откровения о школьном хозяйстве, дружбе с детьми и дистанционке
  3. Когда сын за партой: журналист АП провела урок литературы в родной школе
  4. Как я была физруком: журналист АП провел урок, сохранив здоровье детей и свою психику
  5. Как журналист АП научилась готовить столовский борщ, нарезала таз бутербродов и перемыла 200 тарелок
  6. Как Льву Толстому конкурировать с Даней Милохиным: АП побывала в школьной библиотеке
  7. Школьный охранник рассказал АП о профессиональных секретах, забывчивых детях и недовольных гостях

Возрастная категория материалов: 18+