Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №41 (28983) от 21 октября 2021 года
Издается с 24 февраля 1918 года
26 октября 2021,
вторник

Когда сын за партой: журналист АП провела урок литературы в родной школе

Спецпроекты

Последний раз я стояла перед классом студенткой Благовещенского педуниверситета. С тех пор красный диплом учителя русского языка и литературы сиротливо лежит на полке. 15 лет назад отказала себе в призвании и выбрала другую дорогу. Никогда об этом не сожалела, но нет-нет да и шевельнется червячок сомнений: «А каким бы была учителем?» Накануне профессионального праздника педагогов, благодаря спецпроекту «Амурской правды», мне посчастливилось ответить на этот вопрос. Несмотря на наличие образования и жизненный стаж, выполнить задачу оказалось вдвойне волнительно — встать у доски пришлось в родной школе в селе Грибском, а урок литературы давать в 5-м классе, где за первой партой сидит мой 11-летний сын.

С чего начинается школа

— Давайте и возьмем пятый класс, где ваш Степан. Тема — басня Крылова «Волк на псарне». Мы с детьми читаем, тренируем выразительное чтение, и разыграть по ролям можно. Цель урока сами поставите? — откликается на мой запрос учитель начальных классов Инна Владимировна Байденкова.

Мы несколько раз пытаемся созвониться — с работы она приходит поздним вечером. Кроме своего второго класса, дает уроки литературы у 5-го и 6-го, а еще трудится социальным педагогом и ведет театральный кружок. По словам Инны Байденковой, в сельской школе, где учеников немного, каждый педагог совмещает несколько разных «ролей».  

Получив тему урока, прикидываю, сколько времени мне нужно выделить на написание конспекта и «прогон». Как учили преподаватели в вузе, делать это нужно перед зеркалом и засекая время. Понимаю, что мои знания слегка покрылись пылью, поэтому пользуюсь преимуществом времени — отыскала несколько вариантов конспектов в интернете. С такой экономией быстро ухватила суть и составила конспект «под себя». Затем мне попалась история создания басни «Волк на псарне», захотелось показать детям и иллюстрации к произведению, а в конце рассказать о памятнике Крылову… И вот я уже вспоминаю навыки создания презентации и готовлю ее к уроку. Этим я убью еще одного зайца — не придется писать своим «трудным» почерком мелом на доске.

Дома пробую урок на муже и вижу его заинтересованное лицо: «Ты знаешь, я узнал много нового», — признается он. Ну, думаю я, может, и пятиклассники будут довольны.

— Когда у нас только появлялись проекторы, интерактивные доски, для детей это было так интересно, так захватывающее. Сейчас их уже ничем не удивишь, хотя наша школа оснащена по последнему слову техники, — говорит Инна Владимировна. — А что касается подготовки, на моей памяти никогда не было двух абсолютно одинаковых уроков! Есть помощь — электронные ресурсы, где можно найти чей-то урок, сразу с иллюстрациями, есть диски к учебникам, сайт «Учи.ру», там наглядно и ярко дети с интересом сами проведут какой-то опыт. Если раньше было картинку трудно найти, чтобы повесить на доску, то сейчас возможностей много. Ни разу еще не использовала свой готовый конспект. База у всех классов разная, и под каждый, конечно, подгоняешь.

Мне в этом плане сложнее — я увижу класс впервые, а потом не беру слишком сложные вопросы, но и не упрощаю. Например, решила оставить понятие «аллегория», как учила мой прекрасный педагог на практике — нужно дать немного больше: хоть кто-то, но запомнит.

Конспект распечатываю на принтере (спасибо технологиям!) и тут же от руки делаю пометки, ставлю восклицательные знаки в самых важных местах. Дома пробую урок на муже и вижу его заинтересованное лицо. «Ты знаешь, я узнал много нового», — признается он. Ну, думаю я, может, и пятиклассники будут довольны.

Еще один этап — внешний вид. Учитель пример во всем, как банально бы это ни звучало, а потому заранее наглаживаю выбранное платье. Урок прогоняю еще раз утром и снова делаю пометки.

Сюрприз для сына

Подхожу к родной школе с чувством, словно сегодня мой первый рабочий день. Знакомые коридоры, охранник на входе улыбается — это папа моей одноклассницы. В спортзале шум и гам, а я иду по коридору к кабинету, из которого уже высовывает любопытный нос мой сын. Он не знает, зачем я пришла — для него это такой же сюрприз, как и для его одноклассников. Звучит второй звонок (сейчас в школе, как в театре), и передо мной встает класс. Пока учитель представляет меня, замечаю лицо сына — он смущенно и гордо краснеет.

Еще одно «новшество» — маска на лице, работать в ней тяжело, Инна Владимировна подсказывает, что у доски можно приспустить. И вот 15 пар глаз устремлены только на меня, и я честно признаюсь ученикам, что в последний раз стояла на месте учителя много лет назад и что очень рассчитываю на их поддержку. Как только задаю первый вопрос по повторению пройденного и вижу лес рук — меня отпускает. Поехали!

После записи темы урока — «Волк на псарне»: исторические события в басне И. А. Крылова» — мы разбираем новые слова. После прочтения текста спрашиваю, что осталось неясным. Школьники озадачивают вопросом, кто такие «гончие». Объясняю, что это собаки, которые использовались на охоте, попутно сожалею о том, что ребята вряд ли представляют особенности русской национальной охоты. «Эх, можно было бы показать картины на эту тему», — мелькает в мыслях.

«Замечательные дети, — думаю я. — Надеюсь, тик-токи и ютьюбы их и дальше не испортят».

Но мы уже идем дальше и пытаемся понять героев, их характеры, обсуждаем смысл произведения. Рассказываю об истории создания басни, о войне 1812 года, о том, как Крылов вдохновился отказом Кутузова принять мир от Наполеона.

С детьми о серьезном

После энергичного обсуждения замечаю, что активность школьников упала, пытаюсь их расшевелить, в итоге сама «помогаю» ответить на важные вопросы. Следом переходим к басне «Ворона и лисица», она ребятам уже знакома из начальной школы, поэтому предлагаю прочитать по ролям, надев маски животных. И тут снова лес рук, а кое-кто просто выскакивает на авансцену.

Кирилл, Вова и Святослав стараются, включают актерские данные, чем заслуживают аплодисменты класса. Остальные расстроились, что успеваем разыграть только один «комплект» актеров, но время урока поджимает. «Замечательные дети, — думаю я. — Надеюсь, тик-токи и ютьюбы их и дальше не испортят».

Перед детьми ты всегда должен быть умным, собранным и честным.

Задаю самый важный вопрос: «Зачем нам нужны басни Крылова?» — и сразу получаю очевидный ответ: они показывают «плохих людей».

— Ребята, а только ли для того, чтобы мы видели плохое в других людях?

— Нет! Для того, чтобы мы увидели пороки и в себе! — подсказывает мне с первой парты сын, и другие ребята вливаются в обсуждение. «Фух! Главное сделано!» — думаю я. Не хочется, чтобы дети считали, что литература — это просто чтение, которое современное поколение терпеть не может. В настоящей литературе можно найти ответ на любой вопрос, и именно она заставляет человеческую душу трудиться.

Поглядываю на часы и выставляю оценки, приходится оценить и сына. По этому поводу переживаю, но он действительно очень старался — на пятерку. Даю домашнее задание и прощаюсь с классом, чувствуя, как энергия покидает меня. «Успела выдать все!» — ликую внутри.

Рефлексия и выводы

Сорок минут пролетели как один миг. Ко мне с улыбкой уже спешит Инна Владимировна: «Ну что, Мария Николаевна, сошло 20 потов?» Я сразу признаюсь, что заметила «провис» в середине урока.

— Они еще маленькие, просто устали. Мы обычно делаем динамическую паузу, можно было почитать по ролям, «порычать» волком, — подсказывает она.

— Точно, упустила, — расстраиваюсь я. — А еще хотелось спросить всех, но работают одни и те же, а оценку-то нужно всем потом ставить! А некогда — нужно же все успеть. И писали мы мало — я вижу, что пишут медленно, это тоже время.

— Вот вы и видите все наши сложности. Есть костяк — те, кто всегда работает. А кто-то вообще не поднимает руку, хотя знает ответ. И успеть нужно все: и тему выдать, и учить рассуждать, и понять, что ребята усвоили. В каждом классе есть ребенок, который занимается по индивидуальной программе, нужно и ему время уделить. Так и пытаемся каждый раз охватить необъятное, — улыбается Инна Владимировна и тут же меня хвалит: — Вы задачу какую ставили? Выполнили? Вот!  

Инна Байденкова: «Учителя, которые остались в школе, работают не ради денег. Слова высокие, но это смысл жизни. Ты не «урокодатель» — ты знаешь, чем живет ребенок, что у него в семье, переживаешь за каждого. Работа у нас круглосуточная».

Обнимает меня на прощание и тут же бежит в соседний кабинет — ее ждет следующий урок, а затем заполнение электронного дневника, проверка тетрадей, подготовка к следующему учебному дню.

По пути из школы пытаюсь сдержать слезы. Понимаю, что это выплеск энергии и новый ее заряд. Но главная награда дня ждала меня дома вечером.

— Мама, мои друзья очень удивились, что ты так хорошо ведешь урок. Они спрашивали, сколько у тебя образований. Мне тоже понравилось, было круто! Тебе надо быть учителем, ؅— говорит Степан, и я чувствую, как начинаю улыбаться до ушей с чувством праздника внутри.

«Я никогда не хотела уйти из профессии» 

Один урок отнял все мои силы, но для учителя же нет перерывов. Инна Байденкова вернулась в родную грибскую школу больше 25 лет назад. Профессия учителя с детства была мечтой. Кстати, трудится она рядом с супругом.

— Мой первый рабочий день — 15 августа, и через два года 15 августа вышла замуж, — смеется Инна Владимировна. — Мы хотели ехать на родину мужа, в Свободный, а тут в моей школе освободилась ставка учителя физкультуры для мужа, нам сразу жилье дали, да и к городу близко. Остались! Наверное, если бы муж не работал рядом, тяжелее мне было бы. А так придешь расстроенная, поделишься чувствами, а он советом поможет или скажет: «А давай-ка прогуляемся», — или позовет в огород или на лыжи. И как-то легче становится. Когда идешь на работу с негативом, то со временем выгораешь. Из-за ответственности излишней бывает выгорание. Поэтому нужно уметь спланировать свой день и быстро перестроиться. Но я никогда не хотела уйти из профессии, — делится со мной своей историей педагог.  

Работа в школе отнимает силы и дает огромный заряд энергии, когда видишь заинтересованные лица учеников.

Сама она об этом не скажет, но я всю жизнь знаю их семью. Они с супругом вырастили прекрасных детей, стараясь быть примером во всем. Хотя Инна Байденкова говорит, что успевала больше следить за учениками, чем за сыновьями.

— Когда росли мальчишки, вставали на заре: детей собрать, со скотиной управиться, еще и обед готовила до начала уроков. Все бегом! Я сыновей в школе не видела — больше знала, чем заняты мои ученики. Дети были приучены к самодисциплине. Мы и сейчас родителям говорим, что нужно давать школьникам больше самостоятельности. Если не записал домашнее задание — пусть спрашивает одноклассников. Но у меня после работы начинается «вторая смена» — придешь вечером, и родители начинают писать, звонить. С каждым нужно поговорить, успокоить, объяснить. В основном проблемы касаются межличностных отношений, — говорит Инна Владимировна. — Но я благодарна всем родителям за то, что доверили мне своего ребенка, ведь для каждого свой — самый лучший. И стараюсь это доверие оправдать. У меня в классе уже «внуки» сидят — дети моих первых учеников. Во все времена дети озорные, есть любопытные, были всегда слабее и сильнее в плане учебы. Но дети сейчас другие в плане мышления. Другой словарный запас, они не знают сказок, героев, дома родители не читают. Мало знают окружающий мир — в советское время узнавали о мире из передач и кино. Сейчас сами понимаете, что они смотрят.  Да, мы говорим с ними о положительных примерах, даем направление в жизни, но есть такая пословица: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому». И если здесь мы учим тому, что нужно стремиться чего-то добиться в жизни, а ребенок видит дома совсем другое — мы бессильны. Грустно, когда родители пишут, что не знают, кем хотят видеть своего ребенка в будущем.

Фото: Владимир Воропаев


 

СПЕЦПРОЕКТ АП: 

  1. Журналист у доски, на вахте и у плиты: спецпроект «Амурки» о том, как живет современная школа
  2. О чем мечтает директор: откровения о школьном хозяйстве, дружбе с детьми и дистанционке
  3. Когда сын за партой: журналист АП провела урок литературы в родной школе
  4. Как я была физруком: журналист АП провел урок, сохранив здоровье детей и свою психику
  5. Как журналист АП научилась готовить столовский борщ, нарезала таз бутербродов и перемыла 200 тарелок
  6. Как Льву Толстому конкурировать с Даней Милохиным: АП побывала в школьной библиотеке
  7. Школьный охранник рассказал АП о профессиональных секретах, забывчивых детях и недовольных гостях

Возрастная категория материалов: 18+

Материалы по теме

Школьный охранник рассказал АП о профессиональных секретах, забывчивых детях и недовольных гостяхШкольный охранник рассказал АП о профессиональных секретах, забывчивых детях и недовольных гостях
​Педагог на пьедестале: бегунья из Белогорска 5 лет сочетает карьеру учителя и марафонца​Педагог на пьедестале: бегунья из Белогорска 5 лет сочетает карьеру учителя и марафонца
Как Льву Толстому конкурировать с Даней Милохиным: АП побывала в школьной библиотеке
Как журналист АП научилась готовить столовский борщ, нарезала таз бутербродов и перемыла 200 тарелок
Как я была физруком: журналист АП провел урок, сохранив здоровье детей и свою психику
Экс-журналист «Амурской правды» возглавил фракцию в омском Заксобрании
«Крепкого здоровья и благодарных учеников»: губернатор Приамурья поздравил учителей
Журналист у доски, на вахте и у плиты: спецпроект «Амурки» о том, как живет современная школа
О чем мечтает директор: откровения о школьном хозяйстве, дружбе с детьми и дистанционке
«Вы прославили наш регион»: губернатор поздравил «Амурскую правду» с победой в «ТЭФИ-Мультимедиа»

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было
Рыбы изменятся внешне, а Водолеи обратятся за помощью к природе: гороскоп на 26 октябряСоветы
В общественном транспорте Приамурья проверяют соблюдение масочного режимаКоронавирус
Благовещенские МФЦ перешли на режим работы по предварительной записиОбщество
Уложились в полгода: Василий Орлов проинспектировал ремонт на трассе Благовещенск — ГомелевкаОбщество
Заболевших коронавирусом в Приамурье стало больше на 146 человекКоронавирус
В Благовещенске сожгли туши свиней, найденные на берегу ЗеиПроисшествия

Читать все новости

Порядок слов Александра Ярошенко

Спецпроекты

Школьный охранник рассказал АП о профессиональных секретах, забывчивых детях и недовольных гостях Школьный охранник рассказал АП о профессиональных секретах, забывчивых детях и недовольных гостях
Как Льву Толстому конкурировать с Даней Милохиным: АП побывала в школьной библиотеке
Как журналист АП научилась готовить столовский борщ, нарезала таз бутербродов и перемыла 200 тарелок
Как я была физруком: журналист АП провел урок, сохранив здоровье детей и свою психику
Журналист у доски, на вахте и у плиты: спецпроект «Амурки» о том, как живет современная школа
Система Orphus