Фото: Алексей СухушинФото: Алексей Сухушин

Директор в 29 лет 

Я всю жизнь в этой школе. Сначала была ученицей — я родилась и выросла в Белогорске — потом учителем, а затем стала директором. На выбор профессии повлияли наши учителя. У нас был замечательный классный руководитель Валентина Никитична Сидорова. Она вела русский язык и литературу. Ее стиль общения с нами просто заманил меня в эту профессию. В пятом классе я думала, что буду учителем русского, но потом математика стала как-то интереснее и ближе. 

Я окончила школу в 1990 году и уехала учиться в Хабаровский педагогический университет. Окончила его с отличием и этим горжусь. Кстати, в школе тоже получила медаль, только серебряную. Шла на золотую, но в выпускном сочинении пропустила одну запятую и получила четверку. Поэтому в аттестате у меня тоже четверка — честно заработанная. Кстати, недавно в архиве с удивлением нашла свое сочинение, могу вам показать.

После вуза вернулась в родную школу, а в 29 лет стала ее директором — в те времена это было очень необычно. В коллективе директоров Белогорска были возрастные, опытные люди. Но благо, что все доброжелательные — они мне очень помогали. И я старалась чем-то помочь, у молодости ведь тоже есть свои плюсы.

Стресса не было — видимо, это по молодости. Вот сейчас бы мне предложили должность директора, я бы, наверное, еще подумала. (Смеется.) А тогда меня просто поставили перед фактом: вот ключи от кабинета, вот ключи от сейфа. Заявление утром написала и пошла домой. Пока шла, минут через 10 пришло осознание. Мне очень повезло, что я была в своем коллективе — все мои родные учителя, все помогали. Скоро 20 лет, как работаю директором.

В 90-е жили трудно, но дружно

Мое назначение пришлось на 90-е годы — они были непростые. Нам подолгу не платили зарплату. Но, знаете, никто не был злым. Помню, в столовую привезут мешки с макаронами, с сахаром — все делили между коллективом под обещанную заработную плату. У многих учителей в то время были маленькие дети, у меня тоже. Так мы устраивали праздники, ходили друг к другу в гости, наряжались Дедами Морозами и Снегурочками. Все жили дружно. Нет, уйти из школы не хотелось — безденежье было везде, все жили одинаково плохо. Но почему-то все были добрые. В дружбе, согласии мы пережили эту ситуацию, а потом все стало налаживаться. 

И школа, и детский сад

Наша школа всегда была железнодорожной. Ее открыли в 1926 году, в Белогорске как раз началось строительство железной дороги. Для детей строителей ее и возвели. Конечно, этого здания не было, были избы, но территориально школа находились здесь. Из-за реформ на железной дороге у нее несколько раз менялись номера, после создания ЗабЖД школа получили номер 200.

Здание школы состоит из трех времен. Серединочка осталась с 1940-х годов — в прошлом году мы ее капитально отремонтировали. В 60-е годы для школы построили одну пристройку, в 1995-м — третью. Во время реформирования системы образования, когда школы укрупняли, к нам присоединили детский сад № 62 — тоже железнодорожный. Уже все школы и детсады снова разделили, а у нас садик так и остался.

Четыре года назад муниципалитет передал нам бывшее здание гимназии. Туда мы перевели всю начальную школу. Сейчас у нас 1 144 ученика, 121 детсадовец, 108 сотрудников (педагоги, воспитатели, повара, охранники, уборщицы, прачка). 

У нас разные бюджеты по питанию для школы, начальной школы и детсада. Мы сами занимаемся закупкой продуктов, каждый день три разных меню. Очень много договоров, приказов, планов, дорожных карт. Да, мно-о-о-го бюрократии, к сожалению. Вот у меня на столе еще проект пристройки к зданию начальной школы, вот договор на закупку скамеек для спортзала, вот расписание кружков (перечисляет: «Реченька», «Карате для малышей», «Тестопластика» и другие). Это я, честно говоря, еще прибрала документы перед вашим приездом. Девчонки утром зашли и говорят: «Можно сфотографировать?» (Улыбается.) Я с рабочего стола не убираю документы до того, пока все не отработаю. Только с глаз уберешь — все, можно забыть.

Вместо привычного звонка на урок у нас играет «Ламбада», песни из советских мультфильмов: «Антошка», «Голубой вагон» — дети сами их выбрали. 

Вот такое в школе большое хозяйство. Но у нас, как в большой и дружной семье, все работает как часики. Никто не жалуется, что трудно, потому что все знают, чем должны заниматься. И мы друг друга выручали в коронавирус — возрастные работники ушли на самоизоляцию, надо было обеспечивать жизнеспособность зданий, организовывать питание, охрану. Крепость семьи как раз проявляется в трудных условиях. 

Такой вот глобальной-глобальной проблемы у нас нет. Есть одна, но она решаемая. У нас в начальной школе столовая находится отдельно — в соседнем здании. Это не очень комфортно для малышей.

Старенькое, но уютное здание столовой начальной школы — директор мечтает о новой пристройке и комфорте для детей.

Как-то был ливень, а детям надо идти на обед — где столько зонтиков взять? Что учителя сделали: разрезали на куски целлофановую клеенку, дали детям и сказали, что сегодня игра в гусеницу. Все выстроились, накрылись клеенкой и побежали в столовую. Было, конечно, забавно. Но мечтаем, чтобы была пристройка. Глава города Станислав Юрьевич Мелюков нам помогает, но есть строительные нюансы. Надеемся, будем чай пить перед Новым годом в новой столовой. Хотим ремонт детсада, потому что он тоже старенький, строился еще в советское время. Но, если честно, столько денег, сколько школа получила последние годы, мы не видели никогда. 

Как понять настроение школы 

Рабочий день у нас начинается с 8 часов, но, как правило, я в 7.30 уже на работе. Живу рядом — 10 минут пешком. Но когда предстоят какие-то поездки, особенно по хозяйственным делам, могу приехать за рулем. Сразу иду в учительскую. Там я в раздевалке переодеваюсь, переобуваюсь вместе со всеми, а уже потом иду к себе в кабинет. Учительская — это живой организм, она сразу передает, с каким настроением учитель пришел на работу. Мы общаемся, обсуждаем дела, ситуации, по атмосфере сразу понятно, каким будет рабочий день.  

 «Справедливая, в меру строгая, очень доходчиво и интересно объясняет!» — говорят после урока ученики Натальи Лотовой. «Ну не знаю, не знаю! — смеется она. — У кого-нибудь по ЕГЭ 100 балов будет или нет?» — «Постараемся!» — отвечает хор голосов. 

Несколько раз в неделю веду математику — у меня один 10 «А» класс. Зачем директору проподавать? Знаете, наверное, без этого я уже не могу. Во-первых, мне просто необходимо общение с детьми, мне важно понимать их настроение. Либо они чем-то недовольны, озабочены, устали, не выспались — значит, что-то неправильно было организовано накануне. На уроках понимаешь, чего они хотят, что их волнует. Иногда просто во время урока появляются какие-то вопросы, я узнаю, что возникли трудности общения с учителями. И тогда могу подойти к педагогу и аккуратно сказать о проблеме. Дети не всегда имеют такую возможность, а я имею. 

Когда много дел, бумажной работы, чтобы поднять поднять настроение — иду на урок! Кто-то пошутит, кто-то похулиганит, пообщаемся. И я уже все проблемы забыла благодаря детям.  

Во-вторых, через уроки я понимаю, чем занят учитель. У нас была платформа «Дневник.ру», а сейчас «Рисобр». И для того чтобы понимать, насколько реалистичные сроки исполнения тех или иных вещей ставлю, я сама должна это делать. Уметь выставить оценки и узнать, сколько времени на это уходит, увидеть, что учителя видят на своей странице, а что — дети. Это мое мнение. 

В учительской проверяет тетради молодой педагог физики и математики Алена Кудрявцева. «Я работаю здесь с 2016 года. Нравится! Обычно, если молодой учитель первые два года не уходит из школы, то остается. Мне здесь хорошо, уютно, спокойно», — призналась она.  

Я в школе допоздна: обычно ухожу домой в 8 или 9 вечера. Тетради беру с собой, дома у меня уголок: все проверю, выставлю оценки, еще детям что-нибудь напишу. По субботам всегда работаю. С одной стороны, по табелю у директора это нерабочий день. Но раз дети учатся, а меня нет — это же неправильно. Ну и что, что не оплачивается. (Улыбается.) К тому же в субботу часто родители приходят с вопросами. Вечерами тоже. Придут в часов в семь, я смеюсь: «Откуда вы знаете, что я еще здесь?» Они: «Вы всегда на работе. И окна у вас горят». 

Мои дети уже выросли. Оба сына тоже нашу школу окончили, физико-математические классы. Младший иногда грозился: «Уйду, а то все, что не сделаешь, ты уже знаешь! Вечный контроль!» (Улыбается.) Они тоже учились в университете в Хабаровске, тоже технари. Старший там остался, на железной дороге работает. А младший в этом году окончил магистратуру МАИ, работает в аэропорту Шереметьево. 

О чем пишут директору  

У меня достаточно неплохой контакт с детьми, они свободно могут задать вопросы, написать. В принципе, мой телефон есть практически у всех. О чем пишут? Спрашивают, например, почему расписание поменяли, что задано, когда каникулы. Могут задать абсолютно любой вопрос. Единственное: когда была дистанционка, они переходили на ночной режим и начали писали мне по ночам. Я старалась поздно не отвечать, хотя они видели, что я зашла и прочитала сообщения. (Смеется.) 

Постоянно на связи с родителями. Есть очень активные мамы, которые чаще других обращаются, обсуждаем самые разные вопросы. Единственное — не очень люблю пессимизм и негатив, с такими родителями не очень хочу общаться. Они спросили — я ответила. В телефоне очень много чатов: мои классы, учителя, родители, есть группы с моими бывшими выпускниками: «Математика 11 «Б», «Математика 10 «А». 

«У нас нет жесткого дресс-кода — просто деловой стиль. Когда возникают какие-то ситуации, я, чтобы никого не обидеть, всегда говорю детям: «Если президент поедет на встречу в таких брюках, тогда, наверное, и мы будем в таких в школу ходить». 

 Мы постоянно отслеживаем все комментарии в Instagram нашей школы. Кто ведет страничку? Я веду. А кто будет отвечать на вопросы родителей в директ? Так оперативнее и достовернее. У школы за 2 000 подписчиков, но было больше — у нас аккаунт украли, пришлось начинать заново. Размещаем новости о жизни школы, объявления. Отслеживаем реакцию: если родители чем-то недовольны, обеспокоены, пытаемся проанализировать, выяснить, какая часть правды в сообщениях и жалобах. Потому что бывает по-разному. Всегда отвечаю очень корректно, хотя иногда приходится сдерживать эмоции. Порой незаслуженно критикуют. Обидно. 

 Что такое школа 

Мне не нравится, когда говорят «образовательная услуга». Нет, школьная жизнь другая. Ее невозможно подогнать под услугу, расписать критерии. Я не могу зайти в класс и сказать детям: «В пять часов вечера мои услуги окончились». Так не бывает! Я хочу сохранить те добрые традиции, которые всегда были в школе. Чтобы учитель был настоящим другом, советчиком.

Так приятно, когда на вечер встречи приходят выпускники и рассказывают о своей жизни. Когда мои выпускники приходят на юбилейные вечера в школе, в этот же день в Краснодаре собираются их одноклассники, шлют фотографии. Они гордятся, что они с Дальнего Востока, из Белогорска, из нашей школы. 

В ожидании кадров  

Сегодня в школе 52 педагога. Нагрузка на коллектив очень большая. Не хватает учителей иностранного языка, физики, математики, да и русоведов тоже. Если нагрузка большая, то и зарплата достойная. Плюс надбавки за стаж, квалификационную категорию, классное руководство. Молодежь не торопится в школу — многие хотят, но боятся конфликтной среды. Их пугает, что надо выходить на контакт с детьми другого поколениям и их родителями. Ведь сегодня любое сказанное предложение может быть перевернуто, интерпретировано. Мы стараемся избегать конфликтов, минимизируем — я не хочу, чтобы учителя и дети испытывали стресс. Не всегда получается, но мы очень стараемся.  

Престиж профессии пока невелик, но уважение мы снова почувствовали на дистанционке. Знаете, очень многие родители поняли, что такое труд учителя. Когда у тебя в классе 32—35 детей и ты должен не только дать знания, но и найти подход к каждому. Но нам самим на дистанционке было очень сложно: работать вживую намного легче, приятнее — есть отдача. А тогда мы не ощущали контакта, а он в нашей профессии — самое главное.  

Я не могу зайти в класс и сказать детям: «В пять часов вечера мои услуги окончились». Так не бывает!

Мечтаем, чтобы к нам возвращались наши выпускники. Два года назад я выпустила класс: так четверо девчонок-баскетболисток-отличниц учатся на учителей физкультуры. Танюшка, наверное, придет мне на замену — она на физмате. Алинка у нас на иностранных языках. Мы их ждем и на практику, и на работу — мы им обязательно поможем. Потому что эта профессия приносит очень много положительных эмоций. Но она для тех, кто не боится стрессов.

«Нет хоббей»  

Усталость, конечно, накапливается. Если я начала что-то важное забывать, значит понимаю — пора сбавить темп. Как? Я всегда говорю коллегам: «Девочки, пойду на пенсию, а у меня нет хоббей». (Улыбается.) Люблю читать статьи на профессиональные темы. Участвовала в «Лидерах России» — просто было интересно, какие там вопросы, интеллектуальные задания, чтобы потом детям рассказать. Нравится следить за развитием других школ, особенно на западе. Что-то интересное можно у них подсмотреть. 

О чем мечтает директор  

— Я так хочу, чтобы у всех все было хорошо и по-доброму. И всегда очень переживаю и хочу, чтобы наши учителя не болели. Ой, сейчас буду плакать... Как было трудно в прошлом году, когда у нас четыре педагога одновременно легли с коронавирусом в больницу, в одну палату. (Расплакалась.) У всех были свои сложности. Как мы переживали за каждого... По вечерам они мне звонили, рассказывали, как их возили на КТ, как увозили в Благовещенск. Все закончилось хорошо. Хотя у нас в коллективе было очень много потерь среди родственников: не стало мам, отцов, мужей. Это очень больно. Поэтому самая главная мечта — чтобы все были здоровы.

Фото: Алексей Сухушин


 

СПЕЦПРОЕКТ АП: 

  1. Журналист у доски, на вахте и у плиты: спецпроект «Амурки» о том, как живет современная школа
  2. О чем мечтает директор: откровения о школьном хозяйстве, дружбе с детьми и дистанционке
  3. Когда сын за партой: журналист АП провела урок литературы в родной школе
  4. Как я была физруком: журналист АП провел урок, сохранив здоровье детей и свою психику
  5. Как журналист АП научилась готовить столовский борщ, нарезала таз бутербродов и перемыла 200 тарелок
  6. Как Льву Толстому конкурировать с Даней Милохиным: АП побывала в школьной библиотеке
  7. Школьный охранник рассказал АП о профессиональных секретах, забывчивых детях и недовольных гостях

Возрастная категория материалов: 18+