Как журналист АП научилась готовить столовский борщ, нарезала таз бутербродов и перемыла 200 тарелок

«Идеальное место: тепло, сытно, спокойно», — размышляла я, когда собиралась в командировку в Михайловскую школу. Казалось, что в этом проекте мне повезло гораздо больше, чем коллегам. Никаких тебе учебных планов, конспектов и вредных деток. Я буду работать в столовой! Просто мечта для тех, кто любит покушать так же сильно, как я. Мыслей о том, что придется много готовить и еще больше мыть, мне как-то в голову не пришло. Аромат свежей выпечки из школьной столовой моего детства живо всплыл в памяти и затмил собой все прочее. К чему это привело, читайте в кухонном репортаже «Амурской правды».

Кто рано встает

Воображение тут же нарисовало меня в белом накрахмаленном фартуке и колпаке, довольно уплетающую «лишние» булочки, запивающую их горячим кофе. Когда я училась в благовещенской школе № 11, мы с подругой Галей Рузановой сбегали с третьего урока на несколько минут раньше остальных. Только так можно было успеть купить и спокойно съесть выпечку с пылу с жару. Самым любимым лакомством у нас была смаженка, после нее — рогалики с какао, пирожки с курагой и булочка с сахаром, как сейчас помню, за 3 рубля 45 копеек.

40

литров борща и 6 килограммов риса приготовил корреспондент АП для школьников.

Мы были верны своим предпочтениям долгие годы и могли питаться только этим, презрительно игнорируя полноценные обеды. Вспоминать это даже забавно, ведь сегодня я не откажусь от картофельного пюре с котлетой ни за какие коврижки и булки. Вместе — можно, вместо — ни за что! Часто слышу от знакомых родителей, что их дети тоже не едят завтраки и обеды в школьных столовых. Интересно, в сельской школе эта тенденция также имеется? Проверим. Лоск идеальности моей будущей работы слегка померк, как только я узнала, во сколько она начинается. Повара приступают к своим обязанностям в 7 часов 45 минут. Чтобы добраться из областного центра до Михайловки, пройти инструктаж и переодеться, мне пришлось встать с постели в 5 утра.

Старые друзья

Окончательно проснулись мы только в школе после полутора часов пути. Здесь было шумно и весело. По коридорам носилась малышня, которую школьный автобус уже привез из Арсентьевки и Георгиевки. Желтый пазик отправился за следующей партией детей — в Петропавловку. А мы — сразу в столовую.

«Садитесь пока завтракать, я уже бегу, скоро буду», — сообщил по телефону директор школы Рамиль Зуфарович Каюмов, а для учеников и коллег — просто Виктор Александрович. Новое имя, которое всем легко запомнить и произнести, он придумал себе 37 лет назад. Тогда мужчина впервые переступил порог Михайловской школы в качестве учителя русского языка и литературы, а уже через два года, в 23, стал ее директором.

Борщ, пельмени, макароны, сосиски, булочки — любимая еда школьников в столовой. Хуже всего ребята едят печень, рыбу, суп с сайрой.

Каждое утро педагог обливается холодной водой во дворе своего дома. Односельчане знают, что эта полезная привычка с ним уже больше 25 лет и он не изменяет ей ни при каких обстоятельствах. Даже если приехали журналисты.

Нас, как родных, встречает завхоз школы Ольга Гончарова. Мы успели породниться с работниками и детьми этого учебного заведения еще зимой. Ребята нарисовали одну из самых лучших ледовых открыток для нашего конкурса «Чудеса на льду». Трудолюбивые дети и прекрасные педагоги тогда сильно запали мне в душу, поэтому и покормить обедом захотелось именно их.

Столовая и кухня «с иголочки»

На столе в просторном зале столовой нас дожидались бутерброды с сыром и колбасой, конфеты и чай. Все вокруг блестело чистотой. Только в прошлом году здесь провели капремонт: заменили окна, плитку на полу, обновили потолки, стены, освещение, вытяжную вентиляцию, закупили новое кухонное оборудование. Как отдельный вид искусства — роспись стен. Рисунки деревьев, овощей и фруктов здесь делал заслуженный художник России Василий Семенихин.

Слышу, как мои сегодняшние напарницы по кухне уже начинают чистить картошку. Наскоро допиваю чай и бегу переодеваться. Вместо накрахмаленного халата из моей мечты мне выдают синий сарафан и одноразовую шапочку. У остальных девчат такие же наряды, только бордовые. Меня встречают смущенными приветливыми улыбками и сразу отправляют мыть руки.

— Сегодня в меню борщ, рис с подливой и сосиской, чай с лимоном, бутерброды с маслом и сыром, — докладывает повестку главный повар Екатерина Грищенко. — Для детей борщ и сосиски — это самые вкусные блюда, их хорошо едят.

Слезы радости

Я нетерпеливо потираю руки, потому что тоже люблю борщ, а столовский — особенно. Чтобы сильно не радовалась, мне выдают разделочную доску, нож и пять крупных луковиц. Красиво, быстро и мелко резать лук кубиками — моя суперспособность. Поэтому я с важным видом берусь за дело, но уже на второй луковице начинаю плакать.

119

детей из Михайловки, Арсентьевки, Георгиевки, Петропавловки учатся в Михайловской СОШ

— Ножик помочи в холодной воде, — советует фотокор Алексей Сухушин, сочувственно глядя на меня, но фотографировать не прекращает.

Чувствую, как слезы вместе с черной тушью уже стекают по подбородку. Алексей с азартом снимает меня крупным планом. Понимаю, что в этой смешной шапочке и с красными глазами красивых фотографий мне не видать.

За соседним столом помощник повара Галина Неретя мастерски шинкует капусту. Рядом размораживается ящик сосисок для второго блюда. На огромной плите уже парит огромная 40-литровая кастрюля. В ней варится куриный бульон, на котором мы приготовим борщ. Не успеваю отодвинуть от себя подальше тазик с нарезанным луком, как мне вручают два новых — с морковью и свеклой.

— Девочки, поторопимся, уже зажарку делать надо, — гремит кастрюлями главный повар и выкладывает нарезанный картофель в бульон.

Терка мастера боится

Я в панике хватаюсь за терку, и следующие десять минут на моем диктофоне, который висит на шее, слышно только яростное шорканье и обрывки разговоров. Еще иногда стук диктофона о металлический таз. В это же время по кухне разливается сочный цитрусовый аромат. Это повар Наталья Андриянова мелко режет лимоны для чая. Звонок на первый урок уже прозвенел, значит, через 35 минут мы будем кормить завтраком детей с ограниченными возможностями здоровья. Хотя работницы признаются, что на трели звонка уже давно не обращают внимания: часы как будто встроены в «оперативную память».

— Привет, девчат, кофейку нальете? — появляется в раздаточном окне неприлично бодрое для восьми часов утра лицо.

Это водитель школьного автобуса Сергей Федюков заглянул к нам перекусить и пообщаться. Он живет в Пояркове и, чтобы привезти на учебу в Михайловку ребят из трех близлежащих сел, каждый день просыпается в полчетвертого утра! Позавтракать дома не успевает, поэтому после рейса сразу идет в школьную столовую. Знает в лицо и пофамильно каждого своего пассажира. «А шкодливых — особенно. Тех, кто кнопки понажимать любит или фантики после себя оставить», — лукаво улыбается Сергей.

— Ой, да я сам такой же был! Когда из школы выпускался, клялся, что больше сюда ни ногой, даже на родительские собрания ходить не буду. Так сильно не любил учиться, — признается собеседник. — А вот как жизнь повернулась! Третий год уже здесь работаю и всегда бегу сюда радостный.

Секреты чеснока

Пока я отвлеклась на беседу, напарницы промыли 6 килограммов риса, залили водой и поставили на плиту вариться. Натертые мной овощи отправились в раскаленный сотейник вместе с томатной пастой.

— Кать, тут список отсутствующих принесли: нет 12 ребят из 119, — исписанный листок бумаги идет по рукам, и в глазах поваров читается, что работы нам сегодня предстоит много.

«Я работал и ел во всех школах района. Здесь готовят вкуснее всего», — уверен водитель школьного автобуса Сергей Федюков.

Моя правая рука все еще в шоке от терки овощей. Ощущение, что я хорошо потренировалась в спортзале, но почему-то только одной рукой. Хочу предложить коллегам выпить кофе, чтобы подзарядиться энергией. Но мне уже подсунули очередную разделочную доску с чесноком. Я почистила его и начала резать на мелкие кубики. «Ты его дави сначала, так он станет мягче и ароматнее», — показала мастер-класс с ножом в руках Галина Неретя. Ей есть чем поделиться с такой дилетанткой, как я. Сейчас она учится на повара в колледже в Тамбовке, а здесь — проходит производственную практику.

Сосиски — в пекло

После чеснока, который сразу же отправился к зажарке, я перехожу к столу с сосисками. С них нужно снять пленку и плотно уложить друг к другу на противень для запекания. Разморозиться полностью они не успели, поэтому мои пальцы окоченели уже на двадцатой сосиске. А «раздеть» нужно все сто. За этим занятием даже не заметила, как наступила первая перемена. Десять минут пролетели быстро: дети умяли свои яблоки, печенье и чай, затем вернулись в классы.

В столовой снова воцарилась тишина. Мы поставили сосиски в духовку запекаться, выловили курицу из кипящего бульона, чтобы остыла. А сами наконец выдохнули и объявили небольшой перерыв. Катерина взялась готовить всем кофе. Сейчас он нам очень понадобится, ведь до большой перемены осталось чуть больше часа. К этому времени нам нужно будет накрыть столы и накормить обедом около пятидесяти детей.

— На меня не надо кофе, я еще свой утренний не допила, — кричит из хлебного шкафа Наталья, нарезая батон для бутербродов. Она устроилась в столовую совсем недавно: когда прошлый повар уволилась, перешла на ее должность с места технички.

Фотосессия с борщом

Старожил этой кухни — главный повар Екатерина Грищенко. Однако назвать ее таким словом язык не поворачивается. Катя — потрясающе красивая женщина, которую не портят даже одноразовая шапочка и маска. Ей всего 33 года, четыре из которых она работает в этой столовой, а до того еще десять — проучилась в Михайловской школе. Сегодня в тех же самых кабинетах получают знания трое ее детей.

— Самый младший Виталик в этом году в первый класс пошел, постоянно ко мне на кухню прибегает: «Мам, я пришел! Как дела?», «А у меня сейчас рисование было» или просто «Дай попить!» — со смехом рассказывает многодетная мама. — Сегодня я специально попросила его не приходить, с друзьями бегать.

2

гектара картошки школа выращивает на своем сельхозучастке. Урожай полностью закрывает потребности школы и детского сада на год

За разговорами кружки не успели опустеть даже наполовину, как их пришлось отставить. Настенные часы неумолимо двигали стрелками, намекая, что пора снова закатать рукава. Вслед за капустой в чан отправилась яркая овощная зажарка. Мне доверили отделить куриное мясо от костей, мелко порезать и вернуть обратно в кастрюлю. Из обилия подписанных досок выбираю маркировку МВ (мясо вареное) и небольшой нож.

— Иди сначала борщ помешай, — командует фотокорреспондент. — Для кадра надо.

Быстро уяснив специфику нашей работы, девочки тут же выдали мне вместо шумовки большую деревянную лопатку. «Это легендарный инструмент», — настоятельно закивали головами коллеги.

Время сервировки

— Кто смелый? Надо рис с плиты снять и воду слить, — спрашивает Наталья, и на помощь ей тут же приходит Галина.

У соседней конфорки Катерина добавляет в борщ последний штрих — сметану. Оказывается, по технологическим картам в детских блюдах не допускается свежая сметана. Перед подачей ее нужно хорошо проварить. После этого в суп добавляют зелень, выключают и оставляют «отдохнуть» около 20 минут.

6

часов длится рабочий день повара в Михайловской СОШ

Я бы тоже от отдыха не отказалась, однако меня зовут делать бутерброды с маслом и сыром. За десять минут мы с Натальей в четыре руки делаем целый таз «бутеров». И я сразу несу их в столовую. Чтобы накрыть на столы, нам на помощь приходят технические работники — Лилия Шкаброва и Олеся Каньшина. Сверяясь с планом рассадки, мы быстро заставляем все тарелками и стаканами с чаем. Его большим половником тоже наливала я, чуть было не макнув диктофон в кастрюлю с напитком.

До перемены около десяти минут. На арену выходит главный герой дня — борщ. Девушки начинают разливать ароматный горячий суп по тарелкам и выставлять в раздаточное окно. Мы аккуратно разносим порции по столам. Я не самый ловкий человек, поэтому справилась только с пятью тарелками. Остальной энтузиазм решила пустить на второе блюдо, которое хотя бы не расплескивается.

Большая и голодная перемена

Звонок прозвенел в тот момент, когда сил моих больше не было. Пустых столов, к счастью, тоже. Все порции стояли на своих местах. Стены столовой загудели, голодные ученики начали заполнять помещение. Малыши скромно усаживались за столы и первым делом кусали хлеб. Ребята постарше кушали быстро и громко: с аппетитом и разговорами.

— Когда я ем, я глух и нем, — звонко напомнила знакомую всем фразу Лилия Шкаброва, и гул слегка стих.

 По наблюдению работников, лучше всего едят ребята с 7-го по 11-й класс.

Я осталась вместе с ней следить за порядком в столовой, лишь бы не браться за мытье посуды. Казалось, девушка знает здесь всех. И даже — сколько каждый из них может съесть. Потому что одних она хвалила за съеденную сосиску, а кого-то отправляла обратно доедать борщ. Все, потому что сегодня Лиля — технический работник, а через пару лет будет Лилией Александровной — учительницей начальных классов. Сейчас она учится в педколледже, но уже знакома со всеми ребятишками.

Посуда после трех вод

Зря я откладывала мытье посуды, потому что, когда шагнула на порог кухни, ее уже была полная раковина. А их здесь — три! В одной — вода с двумя таблетками дисхлора и моющим средством, во второй — только моющее средство, в третьей — чистая вода для полоскания.

63

рубля стоит бесплатный обед для учеников начальной школы, детей с ОВЗ и ребят из многодетных семей

Повара при этом работают как жонглеры: забирают грязные тарелки, моют, расставляют и постоянно меняются местами. Только Катерина бессменно стоит на раздаче: ведь наложить добавки растущему организму — это святое. Честно говоря, я ненавижу мыть посуду. Но эксперимент должен быть честным, и я взялась за это дело с полной отдачей, даже несмотря на аллергию на хлор. Только перчатки надела. Судя по снисходительным взглядам моей напарницы Галины, скорости мне явно не хватало. Когда в моей раковине скапливалось много тарелок, Галя, как вазу, переставляла меня в другое место и быстро бралась за мою работу.

Поясница уже отваливалась, а посуда все не кончалась. Девушки в это время снова накрывают на стол, потому что через пятнадцать минут придет обедать следующая партия детей и учителей.

Обед за знакомство

— Я бы сейчас за три минуты поела! — впопыхах разливая последние порции борща по тарелкам, говорит Катя.

— И я, — еле ворочая языком отзываюсь я.

Мы все быстро переглядываемся и уже бежим за стол, прихватив ложки. Обычно повара обедают после всех, но сегодня исключение, которое мы заслужили. К нашей веселой компании подсаживаются водитель Сергей Федюков и завхоз Ольга Гончарова. По рукам идет банка с ядреной аджикой, принесенной из дома главным поваром Екатериной Грищенко. Ее мажут на хлеб, откусывают и быстро-быстро заедают борщом, причмокивая и мыча от удовольствия. «Теть Кать, ну что ж так вкусно, — качает головой Сергей. — Придется где-то руль новый заказывать. За старый уже не влезу!»

Отметить наше знакомство отменной трапезой удалось за каких-то восемь минут. Затем мы все убрали, доставили порции, а после — еще раз повторили подвиг с мытьем посуды. Только к ней добавились огромные кастрюли, противни и поварешки. На этом моменте эксперимент можно было завершать раз и навсегда. Хотя завтра в меню свежая выпечка, ради которой я сюда и ехала! Может, повторить?

ВСЕ ЛУЧШЕЕ — ДЕТЯМ

Рамиль Каюмов, директор Михайловской СОШ:

— Мы закупаем для столовой продукты местного производства — мясо из «Амурского бройлера», молоко от «Хладокомбината», фермерские овощи. Только картошку выращиваем сами на участке. Каждые 2—3 дня у нас новая поставка продуктов: чтобы все было свежим. Поставщик из Благовещенска проверенный, со всеми документами. Нам, как оптовым покупателям и постоянным клиентам, делает скидку. Бесплатно у нас питаются ученики начальных классов, дети с ограниченными возможностями здоровья и ребята из многодетных семей. Завтраки стоят 25 рублей, обеды — 63 рубля. Они оплачиваются из областного бюджета. Остальные ребятишки кушают за родительскую плату, которую можно сдавать частями. Сумма небольшая, деревенские семьи могут себе ее позволить, зато порции — огромные.

Фото: Алексей Сухушин


 

СПЕЦПРОЕКТ АП: 

  1. Журналист у доски, на вахте и у плиты: спецпроект «Амурки» о том, как живет современная школа
  2. О чем мечтает директор: откровения о школьном хозяйстве, дружбе с детьми и дистанционке
  3. Когда сын за партой: журналист АП провела урок литературы в родной школе
  4. Как я была физруком: журналист АП провел урок, сохранив здоровье детей и свою психику
  5. Как журналист АП научилась готовить столовский борщ, нарезала таз бутербродов и перемыла 200 тарелок
  6. Как Льву Толстому конкурировать с Даней Милохиным: АП побывала в школьной библиотеке
  7. Школьный охранник рассказал АП о профессиональных секретах, забывчивых детях и недовольных гостях

Возрастная категория материалов: 18+