«У нас все спокойно»: как Южная Африка переживает пандемию и изоляцию из-за «омикрона»

Британия вернула маски и «красный список», Израиль закрывается от всех иностранцев, в Нидерландах ввели частичный локдаун — так в мире отреагировали на обнаружение в Южно-Африканской Республике нового штамма коронавируса «омикрон». Пока другие страны, включая Россию, закрывают с ЮАР воздушные коридоры, на самом юге африканского континента панические настроения считают необоснованными, а запреты — угодными политикам. «У нас все абсолютно спокойно: нет никакого всплеска заболеваемости, высокой смертности, наоборот — пандемия пошла на спад», — уверяет экс-дальневосточница Марина Дамянова, которая сейчас живет в Йоханнесбурге. «Амурская правда» продолжает рассказывать, как коронавирус изменил жизнь людей в рубрике «Мир под маской».

Изоляция Южной Африки

— Почему закрывают ЮАР, когда этот вирус найден уже на трех континентах, не понятно. Страну надо похвалить за ее продвинутость в расшифровке генома, за быстрое обнаружение нового штамма коронавируса, а ее вместо этого наказывают. Пусть границы закрывают. Дольше помнить будут, как обидели страну-открывателя «конца ковида». А там можно будет и на чувстве вины сыграть, — Марина Дамянова, как и многие в Йоханнесбурге, уверена, что пандемия идет на спад. — У нас все очень спокойно. Смертность и госпитализация низкие, просто увеличилось число идентифицированных случаев.  Все начинают говорить, что это может быть концом пандемии.

Марина уже 26 лет живет в Йоханнесбурге в провинции Гаутенг. Сама она — уроженка Сахалина. Училась во Владивостоке в университете на гидролога, а после распределения работала в Институте океанологии в Москве, где и познакомилась с будущим мужем — болгарином Георги Дамяновым. Вместе исколесили полмира. Жили на Балканах, потом в Германии…

— В ЮАР мы с 1996 года. Здесь нашлась хорошая компания, в которой муж до сих пор работает. Купил дом, потом мы с дочерью к нему приехали. Сначала было странно после Германии, а сейчас — нормально. Привычно, все свое. Про климат местный и говорить нет необходимости. Человек — страшно живучий организм. У нас просто замечательные соседи, с которыми мы подружились. Люди здесь открытые и дружелюбные — и белые, и черные.

Локдаун в районах для бедных и богатых проходил по-разному

—  Для нас все началось, когда наша дочь, которая живет с семьей в Германии, будучи беременной, решила съездить с мужем в Италию. А там как раз пошла первая волна. Мы их отговорили, но было ясно: это придет и к нам. И пришло. 26 марта 2020-го нас как заперли по домам, так и не выпускали до июня. Все перешли на работу онлайн. Муж — сотрудник банка, он до сих пор работает из дома.

Поначалу были открыты только продуктовые магазины — никакого алкоголя, сигарет легально нельзя было купить. Комендантский час, маски, дезинфекция при входе абсолютно всюду. Из дома можно было доехать только до ближайшего магазина. Даже собак нельзя было прогуливать! Никакой полиции не было. Люди сами соблюдали все правила. В бедных районах, конечно, все по-другому — и полиция, и армия. Не обошлось без эксцессов.

Говорят, у нас был один из самых строгих локдаунов в мире. Когда через два месяца нам разрешили выйти из дома, это был один (!) час с 9 до 10 утра, то весь район вышел на улицу. Обычно дороги абсолютно пустые — все передвигаются только на машинах, а прогуливаются с собаками в разное время. А тогда — тысячи людей в одно и то же время в одном и том же месте. Короче, мы решили больше так не гулять. Лучше дома быть.

Преимущество проживания в стране третьего мира — у государства просто нет денег компенсировать людям невозможность зарабатывать. Так что все следующие локдауны в основном ограничивали лишь продажу алкоголя.

Бедные стали еще беднее

— Ковид только обострил проблемы в экономике, которых и раньше в ЮАР было предостаточно. Плохое управление страной и коррупция, в центре которой стоял сам президент (к счастью, уже бывший), привели к страшной безработице. Такого количества бомжей мы никогда не видели. Это не те, у кого нет работы, а именно бомжи, которые раньше могли найти пропитание где-то в других местах, а теперь все на виду. Стало очень грязно — мусор везде.

Из тех, кого мы знаем, никто не пострадал. Как всегда — это бедные становятся беднее. Все делают, кто и что может, чтобы помогать другим — маленьким бизнесам и просто людям. Фонды и отдельные жители Йоханнесбурга организовывали продуктовую и другую помощь. Другие продолжали платить маленьким бизнесам, услугами которых пользовались до ковида, даже если они не работали.  Мы тоже продолжали платить своим gardeners and maids (садовнику и женщине, которая приходит убирать дом), даже если они не могли приезжать и работать. Причем здесь принято платить уборщице не только зарплату, но и платить за обучение ее детей, делать отчисления в пенсионный фонд и всякие подарки. Люди поддерживали таким образом любимые рестораны. 

QR-код нигде не нужен

— Раньше даже внутри страны все было закрыто: нельзя было выезжать из своей провинции. Дороги абсолютно пустые — непривычно. Сейчас салоны, парикмахерские, театры — все работает нормально. Проводятся спортивные мероприятия, все массовые собрания — есть ограничение количества людей в зависимости от вместимости. Все открыто, и никуда никакие коды не нужны.

Когда гуляешь, маски не нужны. В парке, если люди близко, — из вежливости надеваешь.  Но люди надевают маски  перед входом в торговый центр и перед тем, как сделать покупку даже в маленьком магазинчике на улице. На кассах после каждого покупателя протирают поверхности и терминалы оплаты.

Вакцинироваться никого не заставляют: но стараются убедить в необходимости. Прививки ставят только в медицинских учреждениях. Вакцины — «Джонсон и Джонсон» и «Пфайзер». Может быть, скоро разрешат китайскую. Здесь есть специальная медицинская комиссия, которая утверждает (или нет) использование вакцин. «Спутник V» тоже проверяли — не разрешили. Причина — один из векторов может быть проводником HIV (вирус иммунодефицита человека. — Прим. ред.) у мужчин. Здесь такого не могут позволить. И никак не могли добиться, чтобы российская сторона предоставила данные, которые были нужны для оценки безопасности и эффективности вакцины. Китайцы давали сразу, а вот со «Спутником» — никак. Сейчас у нас очень низкие показатели по заражениям. Я никогда не видела и не слышала, чтобы кого-то наказывали за маску. Как-то так обходимся, без полиции. Ей есть чем заниматься и без масок. QR-код можно скачать, но нигде он не нужен. Понадобится, когда можно будет выехать из страны. То есть еще не скоро.

Если ваши близкие и друзья живут за рубежом и готовы поделиться своим опытом, пишите нам на электронную почту [email protected].



 

«МИР ПОД МАСКОЙ»

Возрастная категория материалов: 18+