Фото из личного архиваФото из личного архива

«Многие бизнесы после локдауна разорились»

— Я проживаю в Бивертоне. Это пригород Портленда, который расположен на северо-западе США в штате Орегон. Как в том же Владивостоке или Благовещенске, наш город разделен на отдельные районы и округа. Почему я уточняю, что живу именно в Бивертоне, потому что здесь не только в каждом штате местные законы могут резко отличаться от федеральных, но даже в городских округах есть небольшие отличия в администрировании и в том, как проводится та же работа с вакцинированием населения от ковида. 

У нас в общественных местах носят маски — это правило соблюдают все. В рестораны ходят, но посетителей мало. В основном люди опасаются публичных мест, особенно пожилые. Здесь пропаганда очень большая в этом отношении. На данный момент усредненный карантинный режим. Так как пандемия уже второй год, есть с чем сравнить.   К парикмахеру уже можно записаться, но в помещение ты сам не заходишь — мастер встречает тебя у дверей. И маску не снимаешь, даже когда тебе красят волосы. Конечно, это некомфортно, но, по крайней мере, у мастера есть возможность работать, а нам — следить за собой. В прошлом году несколько месяцев в городе было закрыто все! После этого многие бизнесы разорились. Недалеко от меня большой фитнес-центр, где была сауна, бассейн. Он тоже обанкротился. 

«Люди метались по городу, чтобы привиться»

— На вакцинацию вначале попасть было очень трудно: люди метались по городу, искали возможность поставить прививку. Вокруг Бивертона были такие точки, но очереди запредельные. Я на вакцинацию в апреле ездила в центр Портленда. Там, в огромной рекреации, где обычно проходили ярмарки и праздники, развернули огромный прививочный пункт, разделенный на зоны передвижными стенами. Медикам помогала армия: военные следили за порядком, проверяли пропуска, информацию — правильно ли заполнена анкета, и отправляли людей дальше по цепочке. У медсестер на столе нет никаких вакцин: сделает прививку и ждет, когда ей поднесут следующую дозу. Это занимало какое-то время. И после прививки еще нужно было отдохнуть 15 минут в специально отведенном большом зале. Люди сидели в креслах на определенном расстоянии друг от друга за перегородками-ширмами. Это для того, чтобы удостовериться: все нормально, ты чувствуешь себя хорошо. Только после этого можно было встать и уехать домой. И таких крупных центров вакцинации, где все по шаблону, в Портленде было несколько.

Людей подталкивают к увольнению, если они не вакцинированы и не хотят этого делать.

Потом уже прививки стали ставить в сети аптек и магазинах, где есть аптечные пункты. И делать тесты на коронавирус тоже. Записываешься по интернету, подъезжаешь к аптеке, тебе через окошечко дают пакет с принадлежностями для экспресс-теста, сделал, и тут же у тебя все забирают, а результат получаешь по интернету. Также и с вакцинацией: записался, приехал в аптеку, тебя приглашают в отдельный кабинет, где поставят прививку. Сейчас это делается свободно, легко и бесплатно. О ковиде говорят уже не так много. Ведутся сравнения, где, в каком штате какой рост заболеваемости. К примеру, в соседней Калифорнии более 60 процентов населения имеет по две прививки, а 30 процентов сделали уже третью, так называемый бустер. Но это почему-то рост заболеваемости не остановило.

«Против вакцинации верующие и русскоязычные»

—  У нас уже начали прививать школьников. Мои внучки ходят в частную школу, им уже сделали прививки, хотя одной всего шесть, а другой восемь лет. Естественно, пока что с разрешения родителей. Тебя вроде не принуждают, но настоятельно рекомендуют. В Орегоне в основном люди настроены на вакцинирование. В штате Вашингтон, где живет моя дочь, тоже. Она — математик, делает расчеты для медицинских страховых компаний. Ей нет сорока лет, но уже поставила третью прививку. Молодежь современная, воспитанная в американских школах при американской пропаганде, полностью доверяет всем указам, которые исходят от правительства. Они уверены: все, что говорится, — это правильно! Дочь говорит: «Мама, никто же не обсуждал, когда нам делали прививки от туберкулеза. Они обязательны, вакцинируют детей маленьких. И мы никогда не задавали вопрос: нужно или нет. То же самое и здесь: так должно быть».

Среди американцев по поводу вакцинации больших противоречий нет, в основном нежелание идет от общин — в нашем случае это славянская община. Я лично знаю многих, кто относится к этому совершенно критично. Люди видят по интернету, что творится в мире, взвешивают и анализируют информацию по поводу вакцин — как их делали, какие опыты проводились. Они считают себя очень умными, образованными, не доверяют ни медиа, ни всему тому, что льется потоком с телеэкранов. Они не вакцинируются принципиально, потому что много знают. Есть и те, кто не желает вакцинироваться на религиозной почве.  И такая возможность у них пока что была.

Люди старше 65 лет отказываются выходить из дома

— Сейчас идет большая пропаганда того, что невакцинированные люди не только тяжело переносят ковид, но еще и являются переносчиками. И многие старше 65 лет отказываются выходить из дома или кого-либо у себя принимать. Какой-то психоз! У меня маленький бизнес по уборке домов, офисов. Когда началась пандемия, примерно половина клиентов отказались от сервиса. Потом четвертая часть из них вернулась, успокоившись. Остальные так и «растворились». Прошел год, как мы снова работаем. Казалось бы, жизнь понемногу налаживается. И вдруг клиенты сообщают: «Все хорошо, но теперь мы хотим, чтобы вы предоставили документ, подтверждающий, что женщина, которая у нас убирает дом, вакцинирована. Иначе мы останавливаем бизнес с вами». И это случилось с несколькими моими клиентами.

«Когда школы переводили на «дистанционку», оказалось, что в Америке у многих детей нет скоростного интернета и компьютеров! За счет школ и горадминистрации всех снабдили лэптопами и компьютерами. Знакомая разъезжала по домам и учила пользоваться аппаратурой, к которой дети не привыкли».

Дело в том, что у меня работают русские женщины из религиозных общин. Многие из них уже немолоды. Они не получили образование у себя на родине, сюда приехали с семьями,  не стремятся получить образование, а ищут возможность подзаработать и помочь мужу, который либо дальнобойщиком на «траке» работает, либо в строительной компании. Они ни в какую не хотят прививаться. Я не могу их заставить, а мои клиенты очень настойчивы: «Либо пусть принесет «бумагу», либо мы будем искать другого человека, кто привился и будет у нас убирать». Люди очень драматично воспринимают все происходящее. Не только сами вакцинировались, но и своим поведением стараются сподвигнуть к этому других. Это позиция. И таких людей немало в Орегоне. Вокруг меня периодически продаются дома. Те, с кем я общалась, говорят, что уезжают именно из-за того, что здесь такая упертая публика и такое упертое правительство. Поэтому уезжают в другие штаты, где ситуация складывается совершенно иначе.

Во Флориде почти все ходят без масок

— У меня подруга живет во Флориде, мы с ней постоянно говорим на эту тему. Она зовет: «Переезжайте к нам, вот где жить легко и хорошо: все работают, без масок ходят и нет никаких мятежей, стычек «черных» с полицейскими. В штатах, которые под властью республиканцев, гораздо больше порядка. А наш штат, как и соседние Вашингтон и Калифорнию, возглавляют демократы. Эти государственные деятели не занимаются решением проблем, а даже провоцируют их: выделяют деньги разным сообществам, как BLM и «Антифа», которые организуют акции протестов, устраивают беспорядки — грабят магазины, жгут машины, громят улицы города. Они у нас потому и базируются, что к ним относятся деликатно: вечером за погромы задерживают, а утром выпускают. И к этим разгильдяям никаких вопросов: как они относятся к ковиду, прививались или не прививались.

В то время как для людей, которые работают, ужесточают правила.  Известная компания NIKE (там работает подруга) объявила сотрудникам: если до такого-то числа не будет двух прививок, то на работу ты не выходишь, а если отсутствуешь такое-то количество дней, то компания освобождается от тебя. То есть человек лишается работы. Мой муж работает в госпитале. И оказалось, что даже среди медиков некоторые отказались от вакцинации — они все в специальных масках ходят. Но долго ли это будет продолжаться, неизвестно. Потому что в государственных учреждениях даже отказавшимся от вакцинации по религиозным соображениям дали лишь временную отсрочку. Итог известен: если не покажешь документ о вакцинации, скорее всего, человек будет исключен с госслужбы.

Сейчас у нас идет большое перераспределение, переселение людей именно из-за того, как они относятся к политике штата и вакцинации. Людей подталкивают к увольнению, если они не вакцинированы и не хотят этого делать. Из Орегона религиозные коммуны, наши славяне массово стали уезжать — во Флориду, Техас, еще куда-то, где руководство — республиканское, больше порядка и не такие жесткие требования по вакцинированию.

Школьникам для удаленки дарили компьютеры  

— После введения карантина, когда школы переводили на дистанционное обучение, оказалось, что у нас в Америке есть проблемы не только со скоростным интернетом, у многих детей нет компьютеров! Очень этому удивилась. Школа и городская администрация выделяли деньги на то, чтобы всех снабдить лэптопами (это портативный компьютер, похожий на ноутбук) или компьютерами. Моя знакомая этим занималась: разъезжала по домам, устанавливала и подключала технику, консультировала, как пользоваться аппаратурой, к которой дети не привыкли.

«Теперь не хватает школьных автобусов. Многие водители не вакцинированы, их стало меньше. За время пандемии разучились работать, хотят жить на пособиях, которые выше зарплаты. Подают заявления, что чувствуют себя плохо, лишь бы оставаться на господдержке. Многие учителя тоже получали гораздо больше, находясь на дистанционном обучении. И после того, как им сказали: «Надо выходить», они не хотят. Даже были забастовки».

Сейчас школы открыты, но возникала другая проблема: у нас после пандемии теперь не хватает школьных автобусов. Точнее, их некому водить. Первая причина: очень многие водители не вакцинированы, а значит, не имеют право управлять школьным транспортом. Вторая причина — водителей стало мало. За время пандемии люди разучились работать и хотят жить на пособиях, которые выше их зарплаты. Они подают заявления, что чувствуют себя плохо, ищут другие причины, лишь бы продолжать оставаться на государственной поддержке. Очень многие учителя получали гораздо больше, не работая в школе, а находясь на дистанционном обучении. И после того, как им сказали: «Надо выходить», они не хотят. Даже были забастовки. Буквально недавно в США отмечали День ветеранов, и я видела объявление, что учителя четыре дня не выходили на работу после праздника. Казалось бы, день воинов и учителя — как они пересекаются?! Но почему-то педагоги решили оставаться дома.

«Пандемия многих расшатала: люди не хотят работать»

— Пандемия многих расшатала, выбила из привычной колеи, люди разленились и не хотят трудиться. Кто-то не хочет ставить вакцину. Образование у нас стало весьма «интересное» — с политическим уклоном. Многих родителей это не устраивает. Они стараются своих детей обучать самостоятельно, что тоже трудно. Потому что родители работают — как за всем уследить. Жизнь усложнилась, особенно в вопросах воспитания детей. У меня внучки, которых надо развивать, а мы не можем найти секцию, где бы дети могли заниматься гимнастикой, танцами или музыкой. Все нужно делать только в индивидуальном порядке. Раньше к нам на дом приезжала учитель русского языка, но она переехала во Флориду. Сейчас занимается с девочками по интернету, что, конечно же, отличается от персонального обучения. Но я не могу на данный момент найти ей достойную замену. Все очень сложно.

В Латвии ввели комендантский час

— У меня еще есть опыт того, как делать тест перед международной поездкой. Недавно я слетала в Ригу. Это оказалось не так-то просто. Перелет занимает полтора дня с пересадками. В том же Амстердаме обязательно нужно показывать тест, что я не ковидная. Он действует всего 3 дня. Можно было сделать тест бесплатно, но никто не гарантировал, что мне выдадут результат уже завтра. Многие люди в связи с этим испытывают стресс: а если задержат? Пришлось воспользоваться платной организацией: заплатив 90 долларов, я получила бумагу и успокоилась, потому что на следующий день вылетала. На обратном пути потом было то же самое.

Многие согласны даже на переезд, готовы начать все заново в другом штате,  только не вакцинироваться,  считают, что будет обязательно чипирование.

В Риге меня не пустили в несколько заведений общепита, потому что не было местного QR-кода, который получают жители этого города. Я показывала свою американскую бумагу, где написано, что я сделала обе прививки. Никто на нее практически смотреть не хотел. Повезло с администратором театра, благодаря чему я попала на концерт Раймонда Паулса. К слову, у одной из моих рижских подруг сын живет в Лондоне.  Когда он прилетел к родителям, его точно также никуда не пускали без рижского QR-кода. Он смог получить его только незадолго до вылета обратно. Даже у местных жителей это занимает много времени, а я, проживая в Америке, скорее всего, его бы не получила. Даже и не пыталась. В ресторанах меня усаживали только на улице, но я нисколько не расстроилась: погода в сентябре стояла в Риге замечательная. Да и залы везде практически пустые: местные по ресторанам не ходят, а с туристами большой напряг — мало кто летает во время пандемии. После того как я уехала, в Риге ввели большой карантин: после 22 часов по улицам никто не ходит, во всей Латвии ввели комендантский час. У них большой всплеск заболеваемости. Когда я там была, нигде не видела большого скопления людей — мероприятия никакие не проводились, жизнь города замедленная. Где столько людей перезаражалось, не понятно. 

У нас в Бивертоне активность жизни тоже снизилась. Раньше были еженедельные базары, празднества в центре города каждую субботу и воскресенье. Все исчезло. Изредка бывают концерты. Андреа Бочелли недавно в Портленд приезжал, все были в восторге, но в зале сидели через одного. А 8 ноября приезжал из России писатель Дмитрий Быков. Когда развесили объявления, что в зал запустят только привитых, в русскоязычной среде поднялся большой шум и гам: «Что за дискриминация?!» Из русскоязычных очень многие непривитые.


 

«МИР ПОД МАСКОЙ

Возрастная категория материалов: 18+