Выиграют ли от этого педагоги? Посчитать деньги в чужих кошельках попытался журналист «АП». Молодежь и русоведы в плюсе Школа в Святоруссовке Ромненского района - типичная для Приамурья сельская школа: 102 ученика и 19 педагогов. Валентина Якунина руководит школой почти четверть века. В новой системе оплаты труда, на которую школа перешла в порядке эксперимента с 1 сентября, директор видит немало плюсов. - Средняя зарплата по школе в целом повысилась на тысячу и составляет 7984 рубля, - рассказывает Валентина Семенова. - Кроме того, освободился один рабочий день - мы перешли на пятидневку. Но по субботам школа не пустует - здесь проходят внеклассные мероприятия, работают кружки. Особо ощутили добрые перемены в кошельках, по словам директора, молодые специалисты. Ведь стаж теперь учитывается минимально. - У нас второй год работает молодая учительница, если год назад у нее была зарплата 3854 рубля, то сейчас - 6525. Я уверена, что теперь приток молодежи в школу будет. Кроме базовой части зарплаты, которая напрямую зависит от «ученико-часов» (количество учеников в классе и количество уроков), педагоги получают надбавки из стимулирующего фонда. Эту «премию» распределяет управляющий совет школы. - Учителя это быстро поняли, убеждать особо не пришлось, - рассказывает директор. - Они же видят, если учитель вкладывает больше труда в воспитание и образование, у него и зарплата увеличивается. У нас внеклас-сные мероприятия проходят теперь каждую неделю, и даже не по одному. Дети от этого только выиграли. Учитель русского языка Марина Гринева тоже считает, что в выигрыше все: - Мы реально получаем то, что заработаем. Нам платят теперь не за отведенные часы, а за подготовку детей к экзаменам, за внеклассную работу. Уравниловка из школы ушла. Лично у меня нагрузка осталась примерно такой же, а зарплата выросла на полторы тысячи рублей. Физрук в унынии Но не все в школе настроены так оптимистично. Учителя так называемой «пониженной категории» (грубо говоря, те, кто не проверяет тетрадки) остались в проигрыше. Это физруки, трудовики, учителя музыки. - У меня зарплата стала меньше, - возмущается учитель физкультуры Елена Мостовая. - Уменьшилась нагрузка - была 24 часа, стала 16. Раньше получала 9 тысяч, а сейчас 5 плюс стимулирующие надбавки, которые сегодня есть, завтра - нет. Начальник районного отдела образования Валентина Зима считает такие заявления распространенным заблуждением учителей: - Да, они получают меньше, так ведь и работы меньше. Оптимизировать расходы нам пришлось бы в любом случае. Если бы у физрука эти 16 часов оплачивались по единой тарифной сетке, ее зарплата была бы еще меньше. Какая теперь перспектива у святоруссовского физрука? Вести спортивные секции и получать за это по линии дополнительного образования. Готовить детей на соревнования разного уровня и получать за их успехи стимулирующие надбавки. Кроме того, с этого года святоруссовская школа готовит нормативные документы на создание на своей базе социо-культурного центра. Пять лет школа работает в новом, специально для нее построенном здании. Школа строилась почти десять лет и была запроектирована на 200 учащихся. Демо-графический кризис никто не предвидел. Сегодня школьников - ровно половина от плана. Поэтому разместить в здании библиотеку, кружки и секции для детей и взрослых реально. А это не только обогащение общественной жизни селян, но и возможность для педагогов подзаработать. Тревожит директора святоруссовской школы небольшая численность детей: год от года их все меньше. Прирост ожидается не раньше 2012 года, когда за парты сядут ровесники «материнского капитала». Сегодня же «ученико-час» в Святоруссовке равен 5,7 рубля. Будет ли он расти пропорционально снижению количества детей - большой вопрос, и если да - то за счет каких резервов? Потому что изнутри уже оптимизировали все, что только было можно. И еще одну проблему назвала Валентина Якунина: перемены коснулись только педагогов, а у технического и обслуживающего персонала зарплата как была низкой, так и осталась. Директор на уроки не спешит Директора школ и их заместители однозначно выиграли при новой оплате труда. - Я всегда считала социальной несправедливостью при ЕТС, что директора школ получали меньше, чем учитель первой категории, - говорит Валентина Зима. - Ведь у директора голова болит и за кочегарки, и за автопарк, и за подвоз школьников, и за то, каким образом снизить стоимость питания детей. В святоруссовской школе, например, работает группа предшкольного обучения - детсада в селе нет. Тоже директору забота - организовать пребывание и питание дошколят. По словам руководителя районного образования, год назад директор школы получал 5700 рублей. И чтобы увеличить себе зарплату, директор был вынужден вести уроки: чем больше - тем приятнее потом расписываться в ведомости. Но как это сочетать - и качественное преподавание, и полноценное управление школой? - Сейчас у директоров школ зарплата повысилась вдвое и составляет 10600 - 10800 рублей, - продолжает Валентина Зима. - Они могут больше посвятить себя управленческой деятельности, а чтобы не потерять педагогические навыки, взять себе 4 - 6 часов и качественно провести эти уроки. 52 ставки под сокращение К переходу на нормативно-подушевое финансирование в Ромненском районе готовились начиная с марта, хотя вступили в эксперимент с 1 сентября. Дополнительных средств никто не выделял, рассчитывать приходилось лишь на внутренние резервы. Школы района перешли на пятидневку - это позволило высвободить некоторые средства. Еще один ресурс - оптимизация штатного расписания. - Когда была возможность, мы старались в каждой школе содержать штаты не всегда те, которые были прописаны в штатном расписании, - говорит Валентина Зима. - Жили по велению времени: нужен психолог или социальный педагог - мы их принимали на работу. Сейчас мы оптимизировали штатное расписание на 52 ставки. При этом, подчеркивает Валентина Степановна, не сократили людей. Допустим, в маленькой школе были завуч и замдиректора по воспитательной работе. Понятно, что если в школе сто учащихся, то достаточно одного замдиректора. - Кое-где были преподаватели-организаторы и замы по воспитательной работе. Зачем, если вся школа по размеру как четыре городских класса? При этом мы не говорили директорам: уберите того или этого. Каждый директор принимал решение сам, без кого он может в учебно-воспитательном процессе обойтись. Говоря о том, выиграли педагоги в результате эксперимента или нет, Валентина Степановна еще раз отметила, что одна из целей эксперимента - уменьшить нагрузку учителя, но не уменьшив при этом зарплату. - Зарплата в сравнении с прошлым годом, может, и не выросла, зато уменьшилась нагрузка. У педагога больше времени на подготовку к урокам и занятия с детьми во внеурочное время. Если бы оптимизировали структуру, а зарплату оставили по ЕТС, они получали бы гораздо меньше. По словам руководителя, зарплата у педагогов района повысилась в зависимости от количества детей: от 500 рублей до четырех тысяч. «Есть у нас учителя, которые получают и по 14 тысяч вместе со стимулирующими надбавками», - говорит Валентина Зима. Стоимость «ученико-часа» в Ромненском районе колеблется от 3,80 до 10,67 рубля в зависимости от числа учащихся. Чем больше детей в школе, тем ниже стоимость педагогической услуги. - Естественно, есть проблемы, которые надо решать, и что-то надо менять на будущий год, - признает Валентина Зима. - Это касается школ, где нет деления классов по иностранному языку, физкультуре, трудовому обучению. Некоторые директора выравнивают зарплату «пострадавшим» педагогам за счет стимулирующих надбавок, хотя это не совсем правильно. Проблемы, конечно, есть, и надо думать, как их решить. Одну рубашку на всех не примерить В областном министерстве образования и науки новую систему оплаты труда, внедренную в семи пилотных территориях, считают амурской «изюминкой». - Мы сделали ставку не просто на подушевое финансирование, как в других регионах, - поясняет замминистра Елена Ковальская. - Чтобы не ставить учителя в затрудненное положение в связи с тем, что наполняемость классов не соответствует норме в большинстве сельских территорий, мы разработали свою систему оплаты труда. Кроме пресловутого «ученико-часа», есть еще различные поправочные коэффициенты, которые выводят базовую часть оплаты труда на уровень не ниже, чем был рассчитан ранее по ЕТС. Сегодня в Приамурье из 426 школ 181 относится к числу малокомплектных. 70 процентов школ - сельские, их наполняемость ниже общероссийской нормы. Специфика области определяется и ее географией: кроме малого количества детей, в сельских школах есть еще одна проблема - отдаленность населенных пунктов в северных районах. Поэтому одну и ту же финансовую «рубашку» на все школы никак не примерить. - Несмотря на особенности территории, - продолжает Елена Александровна, - качество образования должно быть обеспечено, независимо от того, где ребенок учится. Кстати, оптимизируя ставки, мы стремились, чтобы была погоня не за количеством часов, а за качеством образования. Чтобы педагог из «урокодателя» превратился в учителя. Школы сегодня переходят на пятидневку и разгружаются от «лишних предметов», не заложенных в государственном образовательном стандарте. Ведь в последние годы в школьную программу (в зависимости от возможностей образовательного учреждения и наличия специалистов) чего только не включили - от мировой культуры до восточных языков! Сегодня другой подход - за государственные деньги преподают только то, что заложено в Гособрстандарт, а что сверх него - за отдельную плату. - Может, это и плохо, - размышляет Елена Ковальская. - Но пока экономика не встанет на свои рельсы, пока мы являемся глубоко дотационными, мы не можем рассчитывать на большее. Школа не может решить все проблемы, которые стоят перед поселением, городом, областью. Мы только несем на себе отпечаток общественных проблем. Нет в селе работы, люди уезжают, детей все меньше - не школа в этом виновата. Пытаемся, как можем, сохранить ее, сохранить образовательный процесс. Ромненский район. КСТАТИ 1 сентября 2007 года в эксперимент по внедрению новой системы оплаты труда педагогов вступили семь пилотных территорий. Это Зея, Тында и Свободный, Архаринский, Октябрь-ский и Ромненский районы, ЗАТО Углегорск.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии