У православных верующих сорокадневный пост, предшествующий празднику Рождества, в эти дни вступает в самую строгую фазу. После Рождества наступят святки — святые дни с 7 по 19 января, в течение которых отмечается праздник.
Христос рождается, славите!
«Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» (1 Тим. 3,10). Более двух тысячелетий звучат в Церкви эти слова святого апостола Павла, обращенные к его ученику Тимофею. Апостол напоминает ему, а вместе с тем и всем нам о великой истине — Тайне воплощения Сына Божия, искупившего от греха и смерти род человеческий. Святой апостол Лука возвещает нам о том, как ангелы Божии воспевали Младенцу Христу хвалебную песню: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение» (Лк. 2, 13-14). Христос Спаситель родился на земле, и с Его Рождеством на землю пришло Царство Божие, которое находится среди нас, рядом с нами и внутри нас (Лк. 17, 21).
В день Рождества Христова Оно было еще неведомо людям, и только вифлеемские пастухи поспешили к убогой пещере, где Пресвятая Дева Мария склонилась над яслями, в которых лежал рожденный Ею Богомладенец. Значение этого величайшего в истории человечества события люди осознали позднее. Оценивая его, Святитель Григорий Богослов в своем слове на Рождество Христово восклицал: «Ныне родился Христос, возсиял миру свет разума. Бог сошел на землю, дабы земные люди вознеслись к нему ... тот, кто есть сияние славы Отца, образ Ипостаси Его, образ милости, ради нашего спасения умалил Себя, воплотился и родился от Девы».
Мир, в котором родился Христос, коренным образом изменился: человек, обреченный на смерть, пребывавший в рабстве, освободился. Начался новый период истории. Ведь Христос явился нам, как возлюбивший нас Бог, как Страж нашего достоинства и Блюститель правды для жизни вечной. Преподобный Ефрем Сирин подчеркивает: «ныне Божество приняло на Себя печать человека, дабы человечество украсилось печатью Божества». Спаситель наш воспринял человеческую плоть и кровь (Евр. 2, 14) и не стыдится называть нас Своими братьями (Евр. 2. 11). Посему наш священный долг — быть достойными благодатного Божественного родства. Своим пришествием в мир Христос Спаситель не просто приблизился к человеку, но Сам воспринял плоть человеческую.
Возлюбленные братья и сестры! Мы живем в светском государстве, но его здоровые, разумные силы сегодня сознают: земное благоденствие невозможно без следования тем нравственным принципам, которые проповедует Церковь и которое необходимо для спасения человека. Еще более глубокий смысл приобретают теперь слова преподобного Серафима Саровского: «Стяжи мирен дух, и вокруг тебя спасутся тысячи». Речь уже идет о спасении всего общества, народа, государства. Спасительный путь — это духовное возрождение, опора на отеческую веру, возвращение к живительным истокам. Именно потому все более востребованным в решении многих социально-экономических проблем общества становится опыт нашей Церкви. И в этом мы видим глубокую закономерность.
В Рождество Христово мы всегда с особой силой чувствуем, что с нами Бог, ощущаем присутствие чуда. Ведь Боговоплощение — это «великая благочестия тайны» (1 Тим. 3.16), открывшая нам путь в вечность. Рождество — это чудесное обновление, это возможность начала новой жизни для человечества и для отдельного человека. Да будут сердца наши открыты словам Апостола: «Возлюбленные! Если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга» (1 Ин. 4.11). Будем верны этому христианскому идеалу и долгу служения ближним своим, невзирая на тяжелые испытания наших дней.
Радуюсь с вами и поздравляю всех вас с преславным Рождеством Христовым, и чтобы радость вифлеемских пастухов и восточных мудрецов непрестанно пребывала среди нас. Благословение Богомладенца Христа да пребудет со всеми нами. Христос рождается, славите! Гавриил, архиепископ Благовещенский и Тындинский.
Расписание Рождественских богослужений
В Рождественский сочельник, 6 января, богослужение в кафедральном соборе Благовещения Пресвятой Богородицы на Релочном и в храме Гаврило-Архангельского монастыря на Горького начнется в 18 часов.
7 января праздничная Божественная литургия в кафедральном соборе начнется в 10 часов. Ожидается, что ее возглавит архиепископ Благовещенский и Тындинский Гавриил. По окончании службы состоится церемония вручения Патриаршего знака материнства пяти амурчанкам. В храме на Горького богослужение начнется в 9 часов утра.
В этот же день, 7 января, в 15 часов в театре актера и куклы пройдет архиерейская рождественская елка. На нее пригласят детей из интернатов, приютов и воскресной школы при кафедральном соборе. Детей поздравят с праздником Рождества представители духовенства. После хороводов вокруг лесной красавицы и просмотра спектакля все гости архиерейской елки получат сладкие подарки, подготовленные Благовещенской епархией.
Как провести сочельник
Приближается Рождество. Когда заканчивается пост, как провести Рождественский сочельник и чем заняться в святки? На эти вопросы отвечает священник Благовещенской епархии иеромонах Василий (Обухов):
— В какой момент заканчивается Рождественский пост и можно садиться за праздничную трапезу? Ведь даже в рекламе говорилось «так ведь пост — до первой звезды нельзя»... 6 января, в Рождественский сочельник, то есть в день, предшествующий празднику Рождества, мы держим сугубый, то есть самый строгий пост. Мы уже постились сорок дней, чтобы подготовиться к великому празднику Рождества Христова, чтобы этой подготовке не мешали посторонние мысли. Наиболее строгий пост 6 января готовит нас к грядущей радости праздника. Весь день мы пребываем в особом состоянии духа, в ожидании торжественной вечерней службы. Идем на нее не спеша, без суеты. А вернувшись домой из храма, можно немного подкрепить свои силы заранее приготовленным сочивом или другой скромной едой. Я понимаю, что когда говорится «до первой звезды нельзя», имеется в виду Рождественская путеводная звезда, которая привела волхвов к новорожденному Богомладенцу. Но садятся за стол в сочельник обычно не с появлением звезд на небе, а по возвращении из храма. За праздничную рождественскую трапезу благочестивые христиане садятся обычно 7 января после Божественной литургии. Всякий православный человек ради того духовного, что дает храм, в начале трапезы вкушает просфоры и запивает ее глотком святой воды. Потом можно приниматься за праздничный обед. В еде ограничений в эти дни уже нет — мы и так 40 дней постились, отдали Богу Богово, можно позволить себе немного расслабиться.
— Как нужно проводить эти дни, предшествующие Рождеству?
— К сожалению, у нас гражданский Новый год предшествует Рождеству, а не следует за ним, как было до революции. Он попадает как раз на то время, когда у православных наиболее строгий пост. Тут нужно поступать по мере своей совести — чтобы и близких не обидеть, и против Бога не согрешить. В это время детям дарят подарки и сладости, но если семья воцерковленная, то детям лучше с поеданием конфет потерпеть до Рождества. А если не получается — в любом случае можно с ребятишками побеседовать о насущном и духовном, рассказать им о приближающемся празднике, разучить рождественские стихи и колядки. Сегодня почему-то принято считать, что дети — это трудно, дорого, и лучше обойтись без них. Но ведь Богородица родила Сына, исполнила свой долг и дала всем урок материнства. Об этом тоже нужно говорить детям. А еще на примере Иисуса Христа учить их скромности — сам Господь, несмотря на то, что был велик, родился не во дворце и даже не в доме, а в пещере, в кормушке для домашних животных. Он своим рождением явил нам пример скромности.
— Вслед за Рождеством Христовым наступают святки, святые вечера, которые продлятся до Крещения. Как нужно их проводить?
— В эти святые дни в первую очередь нужно поздравлять друг друга с Рождеством Христовым. Знаю, что в эти дни распространены гадания. Но это дело вредное и ненужное. Это попытка заглянуть в будущее, люди пытаются уподобиться колдунам и ворожеям, которых православная Церковь осуждает. В эти святые дни сами небеса раскрываются и ангелы прославляют родившегося Господа. А люди по незнанию в эти дни обращаются к бесам. Все мы под Господом ходим. И во все дни, а особенно в святые, надо обращаться к Нему.
Сочельник
Само название происходит, как полагают, от слова «сочиво» (то же, что коливо — вареные зерна риса или пшеницы). Вкушать сочиво, или коливо, положено в канун праздника только после литургии, которая соединяется с вечерней. Таким образом, часть Сочельника проходит в полном неядении. Традиция не вкушать пищи до первой вечерней звезды связана с воспоминанием о явлении звезды на Востоке, возвестившей о рождении Христа, однако уставом эта традиция не предписана.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии