Как сделать работу системы начального профобразования более эффективной, обсуждали вчера на совещании у губернатора. Первое, на что обратили внимание специалисты — обучение в профучилищах длится три года, хотя сама профессиональная подготовка занимает всего год. Следовательно, ПУ частично берут на себя функции среднего образования, когда принимают учащихся на базе 9 классов.
— Нужно, чтобы эта система работала более точечно. Уже после 11-го класса большинство ребят четко определяются, с какой профессией они хотели бы связать жизнь, — говорит и. о. министра образования и науки Амурской области Елена Ковальская. — Сейчас большинство учащихся в ПУ — школьники после 9-го класса. В итоге обучение длится почти три года, а ведь на профессиональную подготовку необходимо порядка года.
Поэтому предполагается, что в результате модернизации училища начнут работать по новой схеме. Уже в нынешнем году набор на базе 9 классов будет частично сокращен. По планам, в новом учебном году таких абитуриентов будет порядка 1250, в то время как на базе 11 классов планируется набрать 2025 человек. В 2012 году уже около 80 процентов учащихся будут набирать после 11 классов.
Планируется, что в текущем году будет создано несколько профильных объединенных лицеев, где подготовка специалистов будет вестись с учетом требований современного рынка и потребностей предприятий Приамурья на основе заключения договоров с работодателями.
— Материальная база нашего училища позволяет готовить кадры, востребованные строительной отраслью Приамурья, — говорит директор благовещенского ПУ №1 Станислав Данильянц. — У нас есть оборудованные мастерские — сварочные, слесарные, две мебельных мастерских (по изготовлению шаблонов и сборочная), есть база для подготовки штукатуров, каменщиков, печников, плиточников. Сейчас оснащаем базу по новым технологиям ремонта по примеру хабаровского филиала фирмы «КНАУФ».
В училище оборудование обновляется постоянно. Правда, признается директор, это удается делать исключительно за счет внутренних резервов. То есть из средств, полученных учебным заведением от переподготовки кадров, выпуска и реализации продукции, сдачи в аренду помещений. Но если с этой проблемой училище справляется, то гораздо сложнее наладить работу с потенциальными работодателями.
— У нас есть социальные партнеры — «Амурстрой», «Благовещенскстрой», компания «Блок», судостроительный завод и другие, куда ребята идут на практику, — продолжает директор. — Но у этих крупных фирм должна быть заинтересованность, определенная локальными законодательными актами, например налоговыми послаблениями для тех, кто будет брать учащихся на практику, а затем трудоустраивать выпускников.
Начало модернизации намечено на 2011 год. Возможно, уже с сентября профучилища области будут работать по обновленной схеме. Министерство образования и науки области готовит свои предложения по созданию условий, чтобы каждый выпускник ПУ был гарантированно трудоустроен. С 2013 года предполагается работа по созданию образовательных кластеров в системе начального, среднего профессионального и высшего образования.
Сегодня профучилища в сис-теме образования несут максимальную социальную нагрузку — именно сюда поступает большинство выпускников детских домов, сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Здесь им дают общежитие, обеспечивают горячим питанием. Кроме того, большая часть учащихся — ребята, приехавшие из сельской местности, из малоимущих семей. До 40 процентов в бюджете училищ составляют социальные затраты, включая разовые выплаты нуждающимся. Поэтому профучилища оказываются в невыгодном положении даже на фоне колледжей, где социальный статус учащихся более прочен.
— Несмотря на предполагаемую реорганизацию, мы обязательно учтем интересы незащищенных категорий, — отметила и. о. министра образования и науки Елена Ковальская. — Предполагается, что будет определенный переходный период, когда часть ребят сможет обучаться в профучилищах , как и прежде, на базе 9 классов. Но самая-то главная конечная цель модернизации — так подготовить выпускника, чтобы он был востребован и трудоустроен на конкретном предприятии.
Олег Кожемяко: «Профучилища не должны дублировать школы»
— Сегодня мы сталкиваемся с такой проблемой — система начального профобразования работает сама по себе, промышленные предприятия, которые нуждаются в рабочих руках, — сами по себе. Очень много в ПУ дублирующих специальностей или таких, которые вообще никому не нужны. Это положение дел необходимо менять. Профучилища нуждаются в серьезной модернизации; оборудование, на котором учатся ребята, в большинстве своем морально устарело. Кроме того, там должна быть пересмотрена структура учебного процесса, с тем, чтобы акцентировать ее на практические занятия. Уже через год профессиональной подготовки работодатель должен получать квалифицированного рабочего. Сейчас система НПО работает по другим принципам. Почти два года ребят учат предметам школьной программы, от этого необходимо уходить. Школа должна давать среднее образование, училище — профессиональное.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии