«Ученики знают, что поблажек не будет»

Галина Алексеева, учитель русского языка и литературы школы № 2, Благовещенск:

— Несомненный плюс в том, что одаренные, умные, талантливые дети из провинции могут поступить в ведущие столичные вузы. Выпускники поступают в вузы на бюджетной основе только за счет своих знаний — разве это плохо? Так что ЕГЭ — это хороший стимул учиться, если ребенок думает о своем будущем.

Когда школьники, в том числе и мои собственные дети, готовятся к ЕГЭ, они повторяют весь материал, у них появляется ответственность — они знают, что никакого протежирования, никакой помощи, льгот и поблажек не будет. Все в их руках.

Устный экзамен — это всегда межличностные отношения. Экзаменаторов можно разжалобить или обаять, и хорошая оценка обеспечена. Или в коридоре кто-то экзаменатора поймает, скажет: вы знаете, надо этому ребенку помочь, у него трудная ситуация… И мы, чего греха таить, на что-то закрывали глаза, «натягивали» тройки. Сейчас это невозможно. При ЕГЭ субъективность и эмоциональность уходят. Остается объективная оценка знаний.

По русскому языку знания учеников оцениваются объективно — для этого есть часть С, сочинение. Выпускники пишут эссе сами, его ниоткуда не спишешь, потому что темы даются только на экзамене. Здесь они могут показать и свою эрудицию, и свою грамотность. А по литературе большая часть вопросов требует развернутых письменных ответов, где тоже можно показать знания, умение анализировать и творчески мыслить.

«ЕГЭ удобен для проверяющих»

Светлана Красовская, доктор филологических наук, профессор кафедры литературы БГПУ:

— Иногда в КИМах по литературе я сталкиваюсь с некорректной постановкой вопросов. Второй и главный момент: в литературе мы оцениваем не только информативную и аналитическую составляющую подготовленности учащихся и не только письменную речь. Не факт, что человек с хорошей информационной базой и памятью также хорошо развит эмоционально и способен глубоко понимать текст и свободно размышлять по его поводу. Литература — это искусство слова, в том числе звучащего слова. Для филолога, для преподавателя литературы одно из главных требований — владение навыками устной речи, приемами красноречия. К сожалению, эти способности и навыки с помощью ЕГЭ проверить невозможно.

Справедливости ради надо сказать, что ЕГЭ совершенствуется. Стало больше творческих заданий, предполагающих свободу мышления и заставляющих думать. Но главный недостаток — отсутствие устной речи — остается.

Не могу не заметить: все, что является унификацией, на мой взгляд, имеет больше недостатков, чем достоинств. А ЕГЭ — это как раз форма унификации и нивелирования личного и субъективного. ЕГЭ ввели для того, чтобы удобно было измерять и проверять уровень и качество знаний, сводить всех участвующих в нем к единому знаменателю. Это удобно для проверяющих и измеряющих, а не для тех, кто жизненно заинтересован в результатах ЕГЭ — для выпускников и абитуриентов.

 

Возрастная категория материалов: 18+