Почему я не слышу? Лишь когда девочке исполнилось три года, мама заподозрила неладное: речь дочки за два года почти не изменилась, словарный запас не стал богаче. Если бы Катя была единственным ребенком, то, возможно, неопытная мать не обратила бы внимания на это. Но спустя год после рождения у Катюши появилась двоюродная сестренка Иришка. Девочки росли вместе. И в свои два года Иришка бойко разговаривала, а ее трехлетняя сестренка беспомощно лопотала что-то малопонятное. Встревоженная мать обратилась к врачу. Но специалист, обследовав ребенка, поспешила успокоить: - Причин для волнения нет. Все дети индивидуальны. Придет время, и девочка заговорит. Отдайте ее в садик, пусть больше общается со сверстниками. Послушав совет врача, мама отдала дочку в детский сад... Громом среди ясного неба прозвучали для Катиной мамы слова воспитательницы спустя полгода: - А ведь ваша Катя не слышит. - С чего вы взяли?! - Она, пока не увидит, что ее зовут, не откликается. Вы разве сами этого не замечали? Но родные ничего особенного в поведении девочки действительно не замечали. Дома рядом с Катей всегда была младшая сестренка. Она-то и давала понять старшей, что к ней обращаются. А в садике сестренки рядом не было. И вновь мать и дочь в кабинете врача: - У девочки аденоиды. Они закрывают слуховой проход, поэтому ребенок плохо слышит. Нужна операция. Никаких дополнительных обследований. Почти два года девочку готовили к операции - лечили анемию. Наконец Катю прооперировали. Но ожидаемых результатов не получили: слух не восстанавливался. И только теперь ребенка отправили на полное обследование. Диагноз звучал, как страшный приговор: окончания слуховых нервов атрофированы, восстановить их функцию невозможно! Судьба жестоко подшутила над ней: нажала на кнопку "звук". Единственное, что можно сделать, это сохранить остатки слуха. Иначе тугоухость может смениться полной глухотой. Сколько упущено драгоценного времени! Ведь именно в раннем возрасте ребенок получает огромную информацию об окружающем мире, развивается его речь. Пятилетняя Катюша не могла даже выйти во двор поиграть с ровесниками. Дети смеялись над ее неумением внятно говорить, дразнили неслышащую их девочку. Нет-нет, да и спросит Катя: - Мама, почему я не слышу? И мать с трудом сдерживает слезы. Возмездие Убитая горем женщина много лет мучается вопросом: "Почему? Почему не уберегла?". А вот ответ на вопрос, за что, она знает. ...В детстве мама Кати была здоровым ребенком. И окружали ее такие же жизнерадостные сверстники. Но однажды в их компании оказалась девочка, которая с трудом произносила простые для ровесников слова, речь ее была корява и непонятна. "Глухая" - эта кличка была самой безобидной из тех, что дали ей дети. Наша героиня не только не пыталась остановить жестоких подруг, но и сама принимала участие в травле несчастного ребенка. Сегодня женщина с болью вспоминает о том позоре: - Жизнь каждому выставляет свой счет... Я не ищу виновного. Лишь теперь поняла, что человек сызмальства должен расти не только в любви, но и в вере. Наше поколение, лишенное этого, жестоко наказано. Несправедливо лишь то, что за мой грех должна расплачиваться дочь. Правда, судьба не оставила нас. Она подарила встречу с замечательными людьми, которые помогают нам справляться с бедой. Я благодарна детскому лор-врачу Марии Богдановой, именно она помогла мне в самую трудную минуту. А какие заботливые и опытные специалисты работают в детском реабилитационном центре "Соната", который возглавляет Тамара Кихлер! Чип Слезами горю не поможешь. Катя постепенно училась жить со слуховым аппаратом. Но этого было недостаточно. Мама и бабушка работают. Как оставлять слабослышащего ребенка дома одного? Кто заменит говорящий мир? И у Катюши появился четвероногий друг - звонкоголосый лохматый щенок по кличке Чип. Жизнерадостный, игривый, он ни на минуту не оставляет маленькую хозяйку наедине с ее грустными мыслями. Громким лаем оповещает о том, что звонит телефон или кто-то стучит в дверь, зовет с улицы. Но однажды любимец семьи чуть было не стал причиной гибели ребенка. Вечером, как обычно, мама, дочь и Чип вышли на прогулку. Неожиданно собака вырвала из рук девочки поводок и выбежала на дорогу. Катя бросилась за ней... Она не слышала ни крика матери, ни сигналов летящих на нее машин. Ребенок метался по дороге, пытаясь поймать собачонку. Страх парализовал женщину, она не могла даже шелохнуться. Катю, поймавшую Чипа, буквально из-под колес выхватил проходивший мимо милиционер. Что он потом кричал ее матери, девочка тоже не слышала... Два мира Когда Катя должна была пойти в первый класс, в школе-интернате N 8 впервые открыли класс для слабослышащих детей. - Нам снова повезло, - считает Катина мама. - Иначе дочке пришлось бы идти в общеобразовательную школу. Я знала, что таким детям, как моя Катерина, там нелегко: повышенный интерес к аппарату (часто ломают), насмешки, издевки. Кроме того, слабослышащим ребятишкам программа дается труднее, их часто оставляют на второй год. А это стресс для больного ребенка. В школе Катя узнала, что она не одна такая. Постепенно для нее начал открываться новый мир - мир слабослышащих и глухих. - Дети в интернате живут одной дружной семьей, - заметила мама девочки. - У Кати появились новые друзья. Все свободное время они проводят вместе, ходят друг к другу в гости. К нам домой часто приходит Кирилл - Катин друг. Очень красивый парень. Он на четыре года старше ее, но разница в возрасте им нисколько не мешает. После встречи с Кириллом дочка ходит счастливая: "Болтала с ним целых два часа". К сожалению, "болтают" ребята лишь с помощью жестов. Кирилл после перенесенной в раннем детстве травмы совсем не слышит. Катя легко освоила жестовую речь, даже песни научилась петь с помощью жестов. Песни, к которым привыкли мы, слышащие, Катя тоже умеет петь. Но после концерта, в котором принимали участие Катя и ее одноклассники, девочка твердо заявила маме: "Петь больше не буду, не хочу. Над нами смеются". Артистичная, общительная от природы, она все больше и больше замыкается в своем мире. Словно бросая вызов миру слышащих, ребята отказываются разговаривать, в свободное от занятий время используют только язык жестов. - Руки так и мелькают, - вздыхает Катина мама. - Все труднее заставить дочь говорить. Она, как и многие глухие, может и должна разговаривать, ведь этого природа ее не лишила. Молчать ребенок не должен, он глухой, а не глухонемой. Но многие не понимают этой разницы. Мир говорящих для таких, как Катя, слишком жесток. Обязательно найдется человек, который не упустит возможности посмеяться, ткнуть пальцем, поиздеваться, унизить. Некоторые подробности из жизни двенадцатилетней девочки потрясли меня до глубины души. - Катя очень любила со мной ходить в театр, - с грустью рассказала женщина. - Теперь отказывается: "Аппарат снова будет свистеть. Надо мной все смеются". Я ее уговариваю, убеждаю не обращать на это внимания. А у самой ком в горле. Лишней чувствует себя Катя и среди подруг сестры. Из кино, кафе, где любят проводить свободное время подростки, она возвращается грустная. "Девочки со мной не хотят разговаривать. Я с ними больше никуда не пойду", - категорически заявила она однажды, вернувшись из кафе. А чего стоит нам с Катей обычная поездка на общественном транспорте? Два года назад мы пользовались единым проездным билетом, помеченным зеленой полосой. Кондуктору достаточно было увидеть эту полоску. Сегодня же Катя должна предъявить тете-кондуктору три копии - свидетельства о рождении, справки ВТЭК и справки из школы-интерната. Я же обязана показывать каждый раз паспорт, тем самым доказывая принадлежность своему ребенку. Интересно, чиновник, который принял такое решение, хоть раз проделывал такую процедуру? Думаю, нет. Можно представить, во что за год превратится документ. Легче заплатить за проезд, чем пользоваться такой льготой... Бороться с миром невежества нет смысла. Зачем, если есть другой мир, где человек чувствует себя комфортно, где его понимают. От нашего мира девочка отказалась уже сегодня. Мы ей не нужны. Что можем дать мы таким, как она, детям и взрослым, кроме насмешек и равнодушия? Льготы, унижающие человеческое достоинство? Хорошо, если есть близкий человек, который может выступить в роли связующего звена между глухими и слышащими. А если нет?
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии