Четырехчасовые дебаты исполнительной и представительной власти закончились убедительной победой депутатов: референдума, а следовательно, и передачи поселков не будет. За словесными баталиями наблюдал наш корреспондент.
«Стыдно нам отдавать свои территории!» — почти в один голос заявили депутаты и главы сел Зейского района. А поэтому они буквально засыпали вопросами председателя районного Совета Людмилу Матвеевскую и главу района Николая Лихогруда. Кто инициатор, почему не посоветовались, не поставили в известность? Кто посчитал, в какую сумму выльется отделение поселков? Как и кто проводил опрос?
— Процедуру голосования инициировали депутаты Верхнезейска, — объясняла Людмила Матвеевская. — мы побывали на информационных встречах в северных поселках, и там жители изъявили желание высказать свое мнение по поводу перехода в Тындинский район.
Однако очевидцы происходящего говорят, что мнение населения выяснялось странным образом. Во-первых, не были составлены списки всех жителей, и в опросе приняли участие в основном работники железной дороги, которых руководство обязало заполнить анкету. Во-вторых, не все люди понимали суть происходящего, особенно в Бомнаке. В-третьих, в официальных документах были опубликованы результаты опроса, а вот разъяснения первые лица не давали вплоть до самой сессии.
— Стыдно расписываться в своем бессилии! Я, как и мои коллеги, готов помочь администрации района в составлении стратегического плана развития северных поселков, — заявил глава Огоронского сельсовета Виктор Володин, — например, в Тындинском районе, как я узнал, совершенно иные методы управления, а мы за три года привыкли к самостоятельности, научились распоряжаться деньгами из собственных бюджетов. Другие минусы: перерегистрация автотранспорта, граждан, получение ИНН, прав собственности на объекты недвижимости, оружия, переделка карт. Мы не знаем, сколько на это потребуется денег, но это будут миллионы рублей из бюджета области, Тындинского и Зейского районов. Может быть, эти деньги все-таки потратить на переустройство территорий? Если мы перейдем в Тындинский район, то тогда можно забыть о дороге Зея — Огорон — Верхнезейск, по которой завозятся продукты. Их доставка по железной дороге приведет к росту цен из-за тарифов.
— И, наконец, почему об отделении сел мы узнаем из газет, а не из первых уст? — возмутился глава Огорона. — Лихогруд и Матвеевская отработали большую часть своей жизни в администрации, и с их стороны кощунственно взять и вот так, не по-хозяйски, поступить со своей территорией. Если вы это делаете, значит, расписываетесь в своей некомпетентности? Или не хотите решать проблемы?
Инициатива «снизу»
Все присутствующие главы сельсоветов выразили готовность помогать главе района и депутатам. Однако показалось, что со стороны властей инициатива «снизу» энтузиазма не вызвала. Николай Лихогруд в основном отмалчивался, а Людмила Матвеевская сама себе противоречила: она то требовала от главы района создания программы развития северных поселков, то утверждала, что таковая уже имеется.
— У нас есть и другие проблемные поселки: Береговой, Снежногорский, Октябрьский, давайте их все раздадим и распишемся в своей беспомощности, — обратился к депутатам председатель совета глав поселений Зейского района Олег Рожковский. — Есть трудности, но их можно преодолеть. Да и жизнь не стоит на месте. На днях министр связи объявил, что до 2012 года страна перейдет на электронный документооборот. То есть любой документ можно будет переслать по электронной почте, а ведь у нас уже сегодня все поселения подключены к Интернету, поэтому необязательно будет ехать в райцентр за какой-то справкой. Если проблема в дороге, принимайте программу о ее ремонте, привлекайте нас.
Бомнакские депутаты вообще заявили, что по результатам предварительного опроса 95 процентов жителей их поселка против того, чтобы перейти в Тындинский район. Для людей стало шоком, когда в прессе стал муссироваться этот вопрос. Только географическое положение населенного пункта вовлечет его в процедуру изменения муниципальных границ. И люди из эвенкийского поселка готовы обращаться в Ассоциацию коренных малочисленных народов севера за защитой своих прав, а если понадобится — и в Организацию Объединенных Наций.
Референдума не будет
После четырехчасовых дебатов депутаты почти единогласно проголосовали за то, чтобы референдум не проводить. А главе Зейского района до 1 октября поручено составить проект программы, обеспечивающей доступность райцентра для населения Бомнака, Верхнезейска, Огорона, Дугды, Тунгалы. Николаю Лихогруду также дан наказ провести информационные встречи в этих поселках.
И, кажется, только после голосования были расставлены все точки над i.
— После опроса мы хотели провести голосование, а вторым этапом должно было стать решение о вхождении Зеи в состав Зейского района, — наконец поделилась планами Людмила Матвеевская. — Этот вопрос тоже изучен: есть научная работа выпускника АмГУ, где приводятся плюсы и минусы этой процедуры. Конечно, Зея тогда потеряет статус городского округа, суммы в бюджете, областные дотации, и это городу крайне невыгодно.
В чем выгода от объединения для Зейского района, спикер райсовета не сказала. Но призналась в другом.
— Придется раскрыть все карты: если будет слияние города и района, то численность муниципального образования увеличится на 50 процентов, — объяснила Матвеевская. — Значит, необходимо будет назначать перевыборы, и их надо подтягивать к выборам в городе или районе. Объединение города и района можно проводить и с этими пятью поселками, но Зейский район составляет четвертую часть Амурской области, и если присоединить город с такой же численностью, будет ли территория управляемой?
Неожиданная откровенность вызвала еще большее недоумение: как отметили народные избранники, в период кризиса власти необходимо грамотно подходить к решению экономических и социальных проблем, а не заниматься переделом территорий.
Мнение
Раиса Черная,мэр Зеи:
— Мы с депутатами инициативу слияния города и района не обсуждали, но могу сказать, что экономически это будет неоправданно. Все прекрасно понимают, что для этого решения необходим референдум, а он повлечет очень большие затраты. Рассчитывать на то, что произойдет оптимизация штата чиновников, тоже неверно — такая структура, как администрация, пусть не города, а поселения, все равно останется. Другое дело, что могут выиграть жители района, так как у нас одна ЦРБ, социальная служба, пенсионный фонд, контролирующие органы. Кстати, несколько лет назад, когда главой Зеи был Анатолий Корыткин, подобный референдум проводился по его инициативе. И, что интересно, горожане проголосовали за слияние, а жители района — против. Поэтому не факт, что в этот раз они изменят свое мнение. Наш президент сегодня говорит об укрупнении власти, усилении контроля и более четкой управляемости в регионах, поэтому в принципе мы не против рассмотреть инициативу слияния. Но в конечном счете все равно будем ориентироваться на мнение своих жителей.
Добавить комментарий
Комментарии