• Сырье получают в результате глубокой переработки древесины. Фото: Сергей Лазовский
  • В лаборатории проверяют качество продукции на каждом этапе. Фото: Сергей Лазовский

На вкус он и правда оказывается горьковатым, но это не главное его свойство — новый регулятор роста «ЭкоЛарикс» на основе натуральных веществ дигидрокверцетина и арабиногалактана, которые входят в состав БАДов амурского производства, повышает урожайность сои примерно на 30 процентов. В прошлом месяце его начали производить на фабрике компании «Аметис». Одновременно с этим фирма запустила производство еще одного удобрения — «БиоБеСтА», в названии которого зашифрованы инициалы его разработчика — ученого из ВНИИ сои Степана Бегуна, который трудился над его составом около 40 лет. Этот препарат заменяет дорогостоящие азотные удобрения, так как в его состав входят живые бактерии, позволяющие сое максимально эффективно поглощать атмосферный азот.

«ЭкоЛарикс» и «БиоБеСтА» — первые удобрения, в промышленных масштабах выпускаемые в Амурской области. Оба препарата, хоть и зарегистрированы как регулятор роста и агрохимикат, практически безвредны для почвы. В основе первого — дигидрокверцетин, или экстракт из комлей лиственницы даурской. Около 90 процентов этого вещества в стране производит ЗАО «Аметис».

В здании фабрики, притаившейся на городской окраине, витает едва уловимый запах древесины. Дигидрокверцетин и арабиногалактан фирма выпускает с 2003 года. Максимальное количество этих веществ содержится в комлях (пнях) даурской лиственницы, из которых их по особой технологии извлекают в цехах «Аметиса». Экстракт лиственницы в компании используют для производства трех видов БАДов и трех видов кормовых добавок для домашней птицы и скота, но большую его часть продают российским и зарубежным компаниям, которые делают на его основе БАДы, пищевые добавки, натуральные консерванты.

В названии препарата зашифровали инициалы разработчика — ученого из ВНИИ сои Степана Бегуна, который трудился над его составом около 40 лет.

Его также используют для производства косметики. В прошлом месяце смесь дигидрокверцетина и арабиногалактана под названием «ЭкоЛарикс» получила свидетельство о регистрации в качестве регулятора роста. Основа удобрения полностью совпадает с той, что используется для выпуска БАДов. Но, несмотря на это, компания запустила его производство в отдельном цехе.

— Около пяти лет назад на основе дигидрокверцетина мы начали производить удобрение «Лариксин» — его формулу разработали в Новосибирском НИИ цитологии и генетики. Затем лицензию на препарат купило другое предприятие — сейчас они производят его, закупая дигидрокверцетин у нас. Мы разработали свой препарат на основе того же вещества и запатентовали наукоемкую технологию его производства, — рассказывает гендиректор «Аметиса» Владимир Остронков. — Весь прошлый год шел процесс регистрации — в нем были задействованы научные институты, экспертные организации и контролирующие органы.

Агрохимикат без химии

Получение свидетельства о регистрации на удобрение Владимир Остронков сравнивает с процедурой регистрации лекарства. «В ходе испытаний на токсичность эксперты выявляли, как препарат воздействует на окружающую среду — на птиц, насекомых», — поясняет он. Регистрация обошлась предприятию в сумму более миллиона рублей. Согласно результатам полевых испытаний, «ЭкоЛарикс» увеличивает урожайность сои примерно на треть — в среднем на 3,6 центнера с гектара, а кроме того, почти на шесть процентов увеличивает количество белка в бобах и на восемь процентов — количество жира.

«ЭкоЛарикс» — легкий, похожий на муку порошок коричневатого цвета, который человек может съесть не то что без страха, но даже с пользой для здоровья, укрепляет иммунитет и у сои — она становится более стойкой к болезням. Его разводят в воде и этой смесью опрыскивают семена перед посадкой. Стоимость одного килограмма удобрения — шесть тысяч рублей, 20 граммов достаточно для обработки примерно одной тонны семян, которой хватает, чтобы засеять около семи гектаров.

Одна из авторов нового регулятора роста — главный технолог предприятия Виктория Кузнецова. Работая в лаборатории «Аметиса», она параллельно проводила в БГПУ исследования для своей кандидатской работы по ферментам сои и решила проверить, как дигидрокверцетин влияет на главную амурскую культуру. Оказалось — хорошо. С 2012 года во дворе предприятия они с коллегами засевают соей несколько грядок, чтобы лично оценить эффект от удобрения.

— Вручную собираем все бобы, подсчитываем их, — улыбается она. — Работа над препаратом началась в 2009 году и завершилась только в прошлом месяце, когда мы получили свидетельство о регистрации. У «ЭкоЛарикса» есть аналоги на рынке — наши аграрии завозят за большие деньги импортные препараты или удобрения из других регионов, но их эффективность не доказана для нашей сои и наших климатических условий. А наш препарат испытывали именно в полях Амурской области. Обычные удобрения делают на основе химикатов, и они вредят почве. Наш препарат — полностью из натурального сырья.

Удобрение амурского производства уже нашло покупателей — партии препарата заказали несколько крупных хозяйств области, еще несколько более мелких предприятий получили пробные партии, чтобы испытать «ЭкоЛарикс» в ходе этой посевной. Для «Аметиса» выпуск препарата скорее дополнительный доход, потому что это сезонное производство. Его будут выпускать с февраля по август, так как им можно обрабатывать сою и в период вегетации.

— В этом году мы дополнительно проведем испытания препарата еще на трех культурах — ячмене, кукурузе и пшенице. Причем на пшенице его будут тестировать в Алтайском крае. Там этой культурой занят почти миллион гектаров, и мы надеемся, что алтайские хозяйства заинтересуются нашим удобрением, — говорит Владимир Остронков.

14

тысяч рублей — цена одного литра «БиоБеСтА», его хватает на 100 гектаров

Удобрение с амурским характером

Параллельно с запуском производства «ЭкоЛарикса» компания наладила выпуск другой новинки — микробиологического удобрения «БиоБеСтА». Это препарат с многолетней историей и с амурским характером: в его основе — бактерии, выведенные из клубеньков именно амурских сортов сои.

— В корнях сои и всех бобовых образуются клубеньки, в которых поселяются бактерии, они помогают растению поглощать необходимый для него азот из почвы, — объясняет главный технолог «Аметиса». — Чистую культуру этих бактерий во ВНИИ сои вывели около 40 лет назад. С тех пор в институте собрали целую коллекцию различных штаммов бактерий. Степан Алексеевич Бегун вывел наиболее эффективный штамм, который повышает всхожесть сои и ее урожайность. В течение десятилетий его испытывали на полях в разных районах области, где он показывал хорошие результаты. Но научный институт не мог зарегистрировать этот штамм как агрохимикат, так как он не является производителем удобрений. Нашему предприятию мощности позволяют производить такой препарат, и мы взялись за сертификацию — процесс занял весь прошлый год.

Эксперты после полевых испытаний подтвердили, что на 2—9 процентов увеличивается всхожесть сои и повышается урожайность на 2,6—4,4 центнера с гектара. От применения удобрения соя становится более качественной.

В производственный цех «живого» удобрения без специальной одежды не пускают не то что журналистов — даже директора.

— Там все должно быть стерильно, чтобы не попали никакие посторонние бактерии. Мы сами ходим в бахилах и специальной одежде, — говорит Виктория Кузнецова и поясняет, что в цеху стоит многотонная емкость — ферментатор, в которой в питательной среде и размножаются бактерии.

Микробиологическое удобрение — скоропортящийся товар. По срокам хранения его можно сравнить с кефиром: чем оно свежее, тем полезнее. Срок хранения «БиоБеСтА» — всего два месяца. Препаратом обрабатывают семена перед посевом. У «БиоБеСтА» есть конкуренты на рынке — похожие удобрения производят в Москве и Санкт-Петербурге. В Приамурье завозят аналоги аргентинского производства, которые, согласно этикетке, могут храниться целый год. Вместе с тем обработка одного гектара импортным удобрением обойдется в 400 рублей, амурским — в 140.

— Мы выпускаем препарат в жидкой форме, а конкуренты используют гелеобразную для увеличения срока хранения. Но вместе с тем бактерии очень чувствительны к транспортировке и к перелетам. А мы выпускаем свежее удобрение. Кроме того, и у нас, и в институте сои идет разработка другой формы препарата, которая позволила бы увеличить сроки его хранения, — говорит Виктория Кузнецова.

В производственный цех «живого» удобрения без специальной одежды не пускают не то что журналистов —  даже директора.

Для ученого Степана Бегуна препарат стал делом жизни

Разработка микробиологического препарата на основе клубеньковых бактерий, выделенных из амурской сои, стала настоящим делом жизни для ведущего научного сотрудника лаборатории биологических исследований ВНИИ сои Степана Бегуна. Впервые он выделил чистую культуру этих бактерий в 1975 году.

— С тех пор мы собрали целую коллекцию различных штаммов этих бактерий. Мы испытывали, как они действуют на урожайность и всхожесть сои. Еще в советское время к нам присылали аналогичные препараты из Санкт-Петербурга и Москвы. Мы провели испытания и выяснили, что бактерии в процессе пересылки погибают. А здесь на месте активность наших бактерий довольна высокая, — рассказал Степан Алексеевич. — Мы испытывали их в хозяйствах разных районов области, и везде они давали прибавку в урожае — от 1,5 до 4,6 центнера с гектара. Кроме того, наши штаммы испытывались по всей стране — в Крыму, к примеру, они дали удвоение урожая — с 15 до 30 центнеров с гектара. Для применения «БиоБеСтА» не нужно больших затрат — внесение наших штаммов равносильно внесению 60 килограммов азотных удобрений на один гектар. С таким эффектом со временем можно будет полностью отказаться от химических удобрений. Наши бактерии также действуют положительно и на другие культуры, такие как овес, гречиха, пшеница, ячмень. Они оздоравливают семена и стимулируют их прорастание.

 Минсельхоз: «Местные удобрения позволят фермерам сэкономить»

Амурское микробиологическое удобрение позволит аграриям сэкономить на покупке азотных препаратов, считают в минсельхозе области. Кроме того, местная продукция более экологичная, чем обычные агрохимикаты.

— Выпуск таких удобрений в нашем регионе — это очень целесообразно. Зачастую аграрии завозят дорогостоящие азотные и другие химические удобрения, которые сложны в применении. Наши удобрения помогут снизить затраты и сделать конечный продукт более экологически чистым, — считает начальник управления растениеводства и земледелия амурского минсельхоза Юрий Немилостив. — Что касается микробиологического удобрения, то наши хозяйства и раньше использовали такие препараты. Но бактерии — скоропортящийся продукт, и то, что теперь производство наладят на территории области, гарантирует качество препарата.

Возрастная категория материалов: 18+