Фото: Сергей ЛазовскийФото: Сергей Лазовский

В этом на китайских граждан приходится уже 16 процентов от общего турпотока в РФ. Но для его увеличения придется больше рассказывать китайцам о России, повышать качество услуг, а также бороться со стереотипами о россиянах, отмечают эксперты. Потому что многие до сих пор считают, что Россия — страна небезопасная для посещения.

В этом году Китай вновь станет самым крупным поставщиком» туристов для других стран, пишет «Газета.Ru». С января по июнь 2015 года китайские путешественники совершили почти 62 млн заграничных поездок. По итогам года общее число поездок китайцев за границу может превысить 110 миллионов, прогнозирует туристическая ассоциация «Мир без границ».

Туризм приносит миллиарды долларов, но особенно выгоден в том случае, если в ту или иную страну приезжают китайцы. Граждане КНР — самые расточительные в мире. Среднестатистический турист из Китая, по данным маркетинговых исследований компании GfK, тратит на одну поездку порядка 15 тыс. юаней, что равно $2400, или около 138 тыс. руб. Как сообщает Государственное управление по делам туризма КНР, туристские расходы граждан Китая в первом полугодии 2015 года выросли на 14,5 %, превысив 260 миллиардов долларов.

138

тысяч  рублей тратит на одну поездку среднестатистический турист из Поднебесной

Китайские туристы тратят много денег на поездки из-за того, что в стране поднялся средний класс, который привык к относительно дешевым китайским товарам и не считает их престижными, прокомментировал заведующий Школой востоковедения НИУ ВШЭ Алексей Маслов. По этой причине за рубежом, в том числе и в России, они любят покупать, например, сумки и обувь престижных марок. «Всяких сувениров вроде матрешек, меховых шапок, винтовых альбомов про Россию берут мало. Однако граждане Китая стали покупать предметы роскоши: ювелирные изделия, посуду, ту же одежду. Главное — чтобы на товаре стоял лейбл, — пояснил эксперт. — Кроме того, китайцы тратят много денег на клубы, бары, караоке».

В благовещенских магазинах в конце прошлого года был отмечен небывалый наплыв китайских туристов. Пользуясь ослаблением рубля, соседи активно скупали в торговых центрах амурской столицы мобильные телефоны, ювелирные изделия, брендовую спортивную одежду, алкоголь и шоколадные конфеты. 

По данным Всемирной федерации туристических городов, 57,8 % общего туристического бюджета у китайцев уходит именно на шопинг. Затем идут траты на рестораны, проживание, развлечения, и завершают список экскурсии. Российские курорты также претендуют на часть туристического бюджета Китая. В прошлом году Россию, согласно официальной статистике, посетило на 10 процентов китайских туристов больше, чем годом ранее, а именно 410 тыс. Таким образом, общая сумма, потраченная китайцами на туристические поездки в Россию, составила почти $1 млрд.

Интерес к России как туристическому направлению у китайцев растет, спрос на российское направление в Китае усиливается. За первый квартал в Россию приехало 40,7 тыс. китайских путешественников, что на 27 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. Привлекательной для поездок Россию делает не только географическая близость. Ситуация в российской экономике стала одной из причин роста спроса на поездки в Россию у китайских путешественников. Подешевевший рубль сделал любимое развлечение — шопинг — более выгодным, чем в самом Китае.

Граждане Китая стали покупать предметы роскоши: ювелирные изделия, посуду, ту же одежду. Главное — чтобы на товаре стоял лейбл.

Из-за снижения курса рубля только в октябре — декабре 2014 года число китайских туристов, посетивших Амурскую область для совершения покупок, увеличилось на 54 процента год к году, сообщало управление КНР по инспекции и карантину при ввозе и вывозе продуктов (CIQ). Тогда отмечалось, что потребителей из Китая интересуют «российские изделия из червонного золота, продукция для младенцев, кожаные изделия, шоколад, мед, мука, электронная продукция».

Российский туристический рынок пытается целенаправленно привлекать в Россию путешественников из Китая. Интерес к стране поддерживается активным продвижением российского турпродукта на китайском рынке, рассказала «Газете.Ru» исполнительный директор «Мира без границ» Светлана Пятихатка.

«В прошлом году в Китае состоялось порядка 15 мероприятий, нацеленных на продвижение российского туристического потенциала — это и роуд-шоу, и презентации, и участие нашей страны единым национальным стендом на крупнейших туристических выставках в КНР», — уточнила она. Помимо этого, добавила эксперт, в России стартовала программа China Friendly (размещение в объектах сферы гостеприимства информации на китайском языке, а также предоставление сервиса на нем), а также появилась возможность оплаты картами China UnionPay.

Тем не менее возможности включиться в конкурентную борьбу за туриста из КНР пока что ограничены. Поток туристов увеличивается довольно медленно, особенно в сравнении с общим турпотоком из Китая. Для исправления ситуации придется как менять стереотипы о России, так и усиливать продвижение.

16

процентов  — составил въездной турпоток из Китая в первом квартале 2015 года от общего въездного туристического потока в Россию

Российские маршруты в Китае слабо раскручены, подчеркнул Алексей Маслов. «В основном поездками к нам занимаются китайские фирмы, и целенаправленной развитой российской политики по продвижению услуг в Китае нет», — говорит востоковед. Для увеличения въездного турпотока из Китая в Россию необходимы комплексные меры по продвижению нашего туристического потенциала, соглашается Светлана Пятихатка. «Для российской стороны важно лично взаимодействовать с туристическими администрациями и туркомпаниями китайских провинций, организовывать и приглашать китайских туроператоров и СМИ в информационные туры по регионам нашей страны, а также активнее освещать туристический потенциал России в китайских СМИ и интернете», — пояснила она.

Немалое влияние на китайский турпоток оказывает убеждение, что российские курорты могут быть опасными.

«В китайском интернете широко распространено мнение, что Россия — страна небезопасная для посещения», — прокомментировал Алексей Маслов. По его словам, в Россию приезжают две категории туристов. Это либо те, кто уже побывал на Западе, в Корее, Японии, и Россия для них просто еще один маршрут. Либо же это люди, которые когда-то были тесно связаны с СССР и относятся к нему хорошо, поэтому они сами или со своими детьми едут в Россию. «По этой причине у нас туризм не молодежный, а возрастной — средний возраст туристов составляет 50–60 лет», — уточнил заведующий Школой востоковедения НИУ ВШЭ.

Наконец, китайцев от российского туризма отпугивают высокие цены на целый ряд услуг. Китайцы привыкли к недорогому сервису, поясняет эксперт, и даже туристические гостиницы при более низком уровне услуг оказываются дороже, чем в Китае. «Это их заметно останавливает, — подытожил Алексей Маслов. — В первом квартале 2015 года въездной турпоток из Китая составил порядка 16 процентов от общего въездного туристического потока в Россию. Это очень хороший показатель, однако нам есть к чему стремиться, ведь сейчас в Китае настоящий туристический бум, и России необходимо динамично включиться в конкурентную борьбу за туриста из КНР».

Возрастная категория материалов: 18+