• Фото: trueido.com
  • Фото: beautimy.ru

По личной просьбе

«Бесплатная косметическая процедура», «Акция для привлечения новых клиентов» и даже «На ваше имя оставлен подарочный сертификат, приходите за ним» — вариантов заманивания потенциальных клиентов у продавцов хватает. Не сработал один — в следующий раз озвучат новую версию.

— Мне эти косметические услуги уже года два предлагали — звонили регулярно. Я всегда отказывалась. А тут, в последний раз, попали под настроение. Дай, думаю, схожу, — рассказывает свою историю благовещенская пенсионерка, попросившая не называть ее имени. Ее пример прекрасно иллюстрирует работу представителей компании «Лувир»  с покупателями. — Причем я ж не сразу согласилась. Полчаса меня девушка по телефону уговаривала, просила — пожалуйста. В итоге решила пойти.

Личная просьба операторов — один из распространенных якорей, которые используются в таких схемах. Девушка из кол-центра, приглашающая на процедуру, может сказать, что у нее аттестация и ей не хватает всего одного голоса, именно вашего, чтобы ее пройти. Иногда на том конце провода жалуются на строгое начальство, которое урежет премию, либо невыполненный план и, как следствие, маленькую зарплату. Если покупатель проявил сочувствие и согласился — начинается очный этап работы с клиентом.

«Они меня попросили взять с собой паспорт. Я спросила зачем. Сказали — подтвердить личность», — продолжает пенсионерка. Это еще один «маячок», который должен заставить насторожиться. Для прохождения бесплатных процедур и участия в пиар-акциях показывать свой основной документ необязательно. А вот тем, кто хочет оформить на вас кредитный договор, он необходим. Чаще всего с паспортом расстаются люди, которых пригласили «реализовать подарочный сертификат»: так счастливый обладатель якобы должен подтвердить свое право на услугу.

«Мир обнять, косметику купить»

В офисе компании женщину встретили и тут же окружили вниманием и заботой. «Я заметила мужчину, который о чем-то ругался с девушкой на ресепшене. Но его быстро увели в какой-то кабинет». Кстати, многие из бывших клиентов косметической компании вспоминают о том, что видели у входа ругающихся людей, говоривших об обмане. И тем не менее большинство соглашалось пройти процедуру, вручив паспорт сотрудникам офиса.

— Сама процедура занимает около часа. И весь этот час обрабатывали, предлагая купить косметику. На каждую фразу у них был готов ответ: я говорю, что дорого. А они — ну неужели вы настолько себя не любите, что не готовы потратить на себя пару тысяч в месяц и взять косметику в рассрочку. Говорю — пенсионерка, у меня денег нет. А они говорят — мы вас и на работу возьмем, — говорит женщина. — Потом надели маску кислородную, дали подышать. И у меня такое приподнятое настроение стало — готова была весь мир обнять! И меня тут же повели к директору, на работу устраивать.

Работа в подарок

В кабинете женщина согласилась взять косметику в кредит, с условием, что ее примут на работу. «Руководитель компании, как он представился, дал мне расписку, что он обязуется устроить меня к себе, и я подписала документы на кредит».

Трудоустройство — еще один мощный крючок, на который попадаются многие покупатели. Ведь значительная их часть — пенсионеры либо люди с низким доходом.

70

тысяч — средняя цена косметического набора «Лувир»

Еще один рычаг убеждения: «Это не кредит, а рассрочка». Людей уверяют, что компания сама выплатит проценты по долгу, а заемщик отдаст банку лишь стоимость косметического набора.

— Дело в том, что мы занижаем размер кредита, — говорит руководитель ООО «Счастье и радость». — Например, набор косметики стоит 70 тысяч рублей. Мы же продаем его клиенту за 50 тысяч. 70 — это итоговая сумма с процентной переплатой, которую покупатель отдаст банку. И это реальная стоимость набора. А банк нам переводит меньше средств, только тело кредита. Таким образом, мы теряем часть средств. Это делается в интересах наших клиентов, чтобы даже те, у кого нет средств, могли себе позволить косметику «Лувир».

Попытки возврата

Истории покупателей чудо-косметики как под копирку: «Встретили, обласкали, уговорили подписать кредит». А затем все возвращаются домой (причем новоявленных клиентов машина компании увозит по названному адресу) и… наконец читают договор. Процентная ставка в таких договорах колеблется от 29 до 43 процентов годовых. В итоге переплата порой немногим меньше стоимости самого кредита.

«Я побоялась сказать детям: стыдно, развели как дурочку», — вздыхает пенсионерка из Тамбовки, также попросившая скрыть свое имя. Теперь она значительную часть своей и без того маленькой пенсии относит в банк. «На косметику эту и смотреть противно, убрала подальше».

Некоторые покупатели уверены, что в салоне их опоили. «Мне постоянно предлагали то воду, то чай, то кофе», — рассказывает еще одна жительница областного центра, которая уже закрыла свой кредит.

Нашей героине, пенсионерке из Благовещенска, повезло: деньги ей в итоге платить не пришлось. В тот же вечер она поделилась радостной новостью о работе и выгодной покупке с дочерью. Та, разобравшись в ситуации, сразу же написала письмо и отправила на электронную почту заемщика — банка «Восточный». На следующий день они пошли в благовещенское отделение кредитного учреждения.

«Пытались прорваться к управляющей, а нам сказали: да к нам часто с такой претензией приходят, пишите заявление, у нас и бланки для этого уже есть». После двух недель ожидания банк прислал ответ: деньги продавцу перечислены, платите кредит. И только после обращения в отдел собственной безопасности кредитного учреждения договор смогли аннулировать. Правда, этот пример — исключение из правила. Остальным помогает только суд, и то не всегда.

«Документы в порядке, сертификаты в наличии»

— В управление Роспотребнадзора по Амурской области поступали обращения граждан в отношении продавцов косметики «Дешели» и «Лувир», — комментирует начальник отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Амурской области Галина Яшина. — Там, где в обращении указывалось нарушение прав потребителей, наши специалисты проводили проверки.

«Я женщина. И мне не хочется стареть. Но время беспощадно и неизбежно. И вдруг… Раздается звонок, неожиданный подарок судьбы». История благовещенки, которую вынудили взять кредит на посещения косметолога.  

Дело в том, что в основном покупатели  жаловались на то, что их заставили подписать договор. Но в ходе расспросов выяснялось, что насильственные действия в их адрес не применялись, использованных психотропных средств  тоже не обнаружили. (Руководитель ООО «Счастье и радость» рассказал корреспонденту АП, что кофе и чай предлагаются как элемент сервиса высокого класса, а в кислородной маске исключительно вода Мертвого моря и кислород.)

При этом косметика входит в список товаров, который не подлежит возврату и обмену. Таким образом, единственное, что можно вменить продавцу, — несоответствие качества товара. В конце прошлого года в связи с жалобой на отсутствие части информации на продукте компании «Лувир» была проведена выездная проверка.

«Сертификаты и соответствующие разрешения на продажу косметики у компании были», — подтверждают в Роспотребнадзоре.

Помимо проверок, специалисты ведомства дают заключения в судах. Несколько лет назад вернуть деньги удавалось благодаря тому, что перед косметической процедурой не был проведен тест на аллергию. Это стало основанием для расторжения договора и возврата средств.

Zpp.rospotrebnadzor.ru — государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей, на котором можно узнать о судебной практике и решениях по искам, где принимал участие Роспотребнадзор, в том числе и к таким косметическим компаниям.

Правда, после нескольких выигранных процессов сотрудники компании начали делать тест на аллергию перед процедурами.

— Узнать о судебной практике и решениях по искам, где принимал участие Роспотребнадзор, в том числе и к таким косметическим компаниям, можно на государственном информационном ресурсе в сфере защиты прав потребителей. Zpp.rospotrebnadzor.ru, — говорит Галина Яшина.

Некоторые из покупателей обращались также в полицию.

— Да, заявления от граждан поступали, и полиция по данным фактам проводит проверки. Но конкретно статистики по жалобам на косметические фирмы косметической продукции у нас не ведется, — комментируют в благовещенском отделе полиции. — По данным фактам гражданам рекомендуется обращаться в любые правоохранительные органы, в том числе в суд, чтобы разрешить гражданско-правовые отношения.

Последняя Вера

Однако все же есть категория клиентов, сумевших вернуть свои деньги, — те, кто решил отстаивать права в суде. Суд не всегда удовлетворяет требования истцов, но в большинстве случаев такие покупатели выигрывают дело. Более того, в прошлом году в Благовещенске появились юристы, которые специализируются на тяжбах с такими косметическими продавцами.

— Началось с того, что ко мне обратились знакомые — их родственница подписала кредит на покупку косметики «Дешали». Мы выиграли дело, и я дала рекламу, что занимаюсь такими тяжбами, — рассказывает юрист из Благовещенска Вера Воротынцева. — После нескольких судов мой телефон стали передавать по цепочке. Сейчас клиентов этой категории так много, что часть дел приходится передавать коллегам.

Популярность юриста объясняется просто — она практически всегда выигрывает дело.

— Сразу скажу: не каждое дело можно выиграть. Если у косметики закончился срок годности или покупатель ею пользовался — ситуация невыигрышная, — говорит женщина. — Но если человек взял косметику под влиянием убеждений продавцов, пришел домой, очнулся и понял, что ему эта покупка не была нужна, — у такого покупателя есть шанс. Мои клиенты выигрывают практически всегда.

29-43

процента в год — столько переплачивают за кредит покупатели косметики

При этом денег с таких покупателей юрист не берет: «Аудитория этих продавцов — люди с низким достатком, иногда без дохода, часто — пенсионеры. Поэтому, когда составляем иск, я вношу в него и представительские расходы. Обычно запрашиваю 10—14 тысяч рублей, судья урезает сумму до 6—7. Это и есть гонорар». Основные претензии: аллергическая реакция на косметику либо неплатежеспособность клиента, излишняя навязчивость при продаже услуги, которая привела к оформлению кредита.

Как правило, после нескольких заседаний продавец предлагает мировое соглашение и, если косметика не была вскрыта, возвращает деньги за свой товар. Некоторые истцы подают и на моральный ущерб. Но надеяться на обогащение за счет косметической компании не стоит: судьи обычно присуждают выплатить истцу от 500 рублей до 5 тысяч.

Правда, у такой популярности есть и обратная сторона.

— Недавно руководство компании выяснило мой номер телефона. С тех пор юрист настойчиво предлагал прекратить с ними судиться — и по телефону, и при личных встречах в суде, и убрать мою рекламу услуг из соцсетей, — говорит Вера Воротынцева. — Конечно, мне, как матери двоих детей, которая ждет третьего ребенка, слышать подобные вещи крайне неприятно.

Но все же лучший способ сохранить свои деньги и нервы — разумно относиться к подобным предложениям. Осознавать, что любая процедура и косметика стоят денег. И раздавать их просто так незнакомым людям никто не будет. Не поленитесь поискать в интернете информацию о продавце или услуге. И уж точно не стоит вручать свой паспорт незнакомым людям в погоне за халявой — иначе кредитный капкан захлопнется и над вашей головой.

Стоит ли платить кредит, пока идет суд?

— Судебные разбирательства такого рода длятся, как правило, два месяца. Клиенту нужно самому решить, что важнее: кредитная история или деньги, комментирует Вера Воротынцева. — Если вы отказываетесь выплачивать кредит, нужно понимать, что вам могут позвонить коллекторы и в следующий раз банки могут не оформить вам заем. Как правило, ответчик берет на себя обязательства выплатить кредит вместе с пеней. Если же вы хотите сохранить кредитную историю и уберечь нервы, можно платить ежемесячные взносы до решения суда. Но помните, что вам вернут только тело кредита, без процентных переплат.

Обращения амурчан в Роспотребнадзор на косметику «Дешели» и «Лувир»:

 

В 2014 году —  9

В 2015 году — 7

В 2016 году — 10

 «Нас постоянно заставляли смотреть телевизор»

Одна из бывших сотрудниц «Счастья и радости» согласилась рассказать о своей работе АП на условиях анонимности.

— Обещали хорошую зарплату, да еще «повесили» на меня кредит за косметику, и я даже уволиться не могла — ведь деньги банку отдавать каждый месяц! Нужно было обзванивать клиентов: нельзя ни чаю попить, ни покурить. Все свободное время заставляли смотреть телевизор, где крутили тренинги —   как продать товар. При этом за два месяца работы я ни копейки не получила. Кормили отговорками: то аренду надо заплатить, потом — банк деньги задерживает, не переводит. Я в итоге пришла к ним, попросила по-хорошему: расторгните кредитный договор, вы ведь некоторым так делаете. Не согласились. Значит, дальше буду с ними разговаривать через суд.

«Мы никого не заставляем покупать косметику насильно»

— Наша косметика качественная и стоит своих денег, — дал комментарий «Амурской правде» и. о. директора ООО «Счастье и радость» Михаил Тайлаков. — Люди берут рассрочку через банк, которая оформлена как кредитный договор. Но при этом полная стоимость кредита, вместе с переплатами, и составляет цену набора или услуги. Люди приходят домой, а там их начинают отговаривать родственники. Затем они заходят в интернет, а там есть целые сообщества, где покупатели этого продукта делятся опытом, подсказывают, что сказать в суде, чтобы дело решили в их пользу. Хочу подчеркнуть, что мы стараемся не доводить споры со своими клиентами до суда, а разрешать их внутри компании.

Да, мы действительно раньше работали с косметикой «Дешели», но отказались от нее из-за большого количества подделок и негативных отзывов о ней.  Теперь являемся дилерами косметики «Лувир».

Насчет обвинений в техниках НЛП: вы представляете, сколько нужно учить специалиста такого уровня? А у нас работают обычные благовещенцы, которые прошли собеседование. Что касается наших косметологов — все они имеют соответствующее образование. Нет ничего странного в том, что наши сотрудники находят общий язык с покупателями: у нас соответствующий уровень сервиса. Мы предлагаем чай, кофе и даже развозим клиентов на своей машине. Что касается обвинений в опаивании — что мешает им  пройти неалкоголический тест после посещения наших процедур? Раз они этого не делают, значит, понимают, что на самом деле ничего подобного мы не делаем. Да, к нам иногда приходят недовольные клиенты. Но если мы видим, что косметикой не пользовались, — возвращаем деньги. Да, большинство сотрудников пользуются нашей косметикой. Около 60 процентов из них оформили для этого кредит.

Испытано на себе: тележурналисты добровольно записались на прием к «косметологам»

Возрастная категория материалов: 18+