«С первых заработков на космодроме купил машину»
Михаил Рослик, 19 лет, отряд «Факел», Амурская область:
— Я приезжаю на стройку уже третий раз за год, до этого был здесь зимой и весной. Наш отряд состоит из студентов Амурского строительного колледжа. По профессии я техник ПГС — это строительство и эксплуатация зданий и сооружений. Перешел на 4‑й курс. В этом учебном году буду защищать диплом. Возможно, он будет связан с космодромом.
У нас в колледже попасть на Восточный — большая честь. Когда впервые узнал, что меня приглашают, позвонил маме. Она обрадовалась, чуть ли не расплакалась. Отец сказал: «Я тобой горжусь».
В первую мою стройку мы занимались отделочными работами на объектах Циолковского. А этим летом наш отряд работал уже на стартовой площадке в центре космодрома. Мы очищали, красили всю стартовую, штукатурили, бетон заливали, производили монтажные работы зданий, которые после взлета «Союза» в 2016 году немножко поколебало — штукатурка посыпалась. Мы все возводили по новым технологиям, которые будут устойчивы к пускам.
29
студенческих отрядов из 19 регионов страны работали этим летом на космодроме Восточный
Весной я стал лучшим комиссаром стройки, а этим летом мне вручили сертификат для поездки на Байконур. Я увижу запуск «Союза». Увидеть космодром очень хочу, рассказывают, что он в два раза больше Восточного. Пока не могу описать свое состояние. Близким радостную новость сообщу лично.
На космодром стоит ехать в первую очередь ради опыта. И первый заработок — он приличен. Бойцам строительных отрядов платят здесь очень хорошо — от 25 тысяч рублей в месяц и выше. Для нас реально норму втрое перевыполнять. С первых заработков на космодроме я купил машину и на целину приехал на ней. Но стимулом должны быть не только деньги и практика. Сюда приезжает много людей со всех регионов страны. Это новые знакомства, ведь мы не знаем, как жизнь повернется, в какой части страны мы окажемся завтра. Здесь бойцы — это одна дружная семья. Ты можешь смело положиться на товарища.
А девушке моей, конечно, сложно. Я два месяца на стройке, потом 15 дней дома отдыхаю — и обратно. Но любовь такая штука — все стерпит.
«Романтические истории на стройках часто случаются»
Шейх Тижан Диоп, 20 лет, отряд «Легион», Воронежская область:
— Предвосхищая вопросы, скажу, что мой папа родом с северо-западной Африки, из Мавритании. Я родился в Воронеже, учусь в Воронежском опорном техническом университете на «дорожника».
Этот значок голубя, что на моей бойцовке, мне дали на предыдущей целине — на космодроме Плесецк. Это символ всероссийской стройки «Поморье». Там наш отряд занимался кладкой железной дороги. На Восточном было огромное количество разнообразной работы: мы клали бордюры, бордюрную плитку, собирали малые архитектурные формы для садика в Циолковском. Малая архитектурная форма — звучит очень красиво, но на самом деле это машинки, качельки, горочки.
Родители были не против, чтобы я поехал на Восточный. В первый раз они больше боялись. «А вас там не обидят?» — «Да не обидят, нас 16 человек». Хотя стоять за себя приходится всегда — за свои интересы, за свои убеждения, это нужно даже здесь, даже в первую очередь здесь, потому что это конкуренция. Каждый хочет забрать знамя, каждый хочет стать победителем. Мы взяли второе место в этом году в общем зачете и третье по комиссарской деятельности.
Изначально на стройку едут из‑за интереса и из‑за какой‑то финансовой необходимости, потому что все — студенты, разумеется, всем нужны деньги. Но ребята, которые едут больше одного-двух раз, — это люди, которые нашли в этом что‑то большее, чем деньги. На стройках заводишь друзей из других регионов. Даже была такая практика, что к нам девушки из Архангельска приезжали… к некоторым. К нашему комиссару, например, он со своей женщиной познакомился в «Поморье». Такие истории романтические очень часто бывают, даже несмотря на то, что девочки живут отдельно. В прошлом году вообще три человека так познакомились, и я был одним из этой тройки. Комиссар и его девушка сохранили свои отношения, уже год встречаются. Им тяжело видеться, конечно: она в Архангельске живет, а он — в Воронеже. Встречаются периодически, через две недели, через месяц. На все слеты ездят, так и поддерживают отношения. А мы вот приятную историю для старости оставили.
«Вряд ли я еще увижу Дальний Восток»
Полина Урусова, 20 лет, отряд «Махаон», Новосибирская область:
— На космодроме я в первый раз. Я в восторге. Это моя первая целина. Я очень давно хотела, мечтала и очень рада, что приехала сюда. Я учусь в медицинском университете — единственном медицинском вузе Новосибирска. Перехожу на третий курс. Мой студенческий отряд называется «Махаон», мы образовались совсем недавно — и здесь я единственный его представитель. Вообще раньше такого не было, чтобы кто‑то из медотрядов выезжал на космодром. Но в этом году такое предложение поступило, и я решила, что обязательно должна поехать. Мама меня поддержала. Сказала, что если выпадает такой шанс, то использовать его точно нужно, потому что Дальний Восток я вряд ли когда еще в жизни увижу.
Моя миссия состояла в том, чтобы как медик помогать бойцам. Бывало разное: лечила конъюнктивит, кого‑то сопровождала в больницу, с кем‑то даже просто разговаривала — это тоже бывает необходимо. Получила благодарственное письмо. Мои ожидания определенно оправдались. Каждый день проходил по‑новому, не было такого, чтобы работа превратилась в рутину.
Как девушку условия меня не смущали — мы жили в палаточном городке, но в вагончиках, поэтому условия были намного комфортнее, чем у мальчиков. Есть душ, есть уборная, есть кровати, обогреватели, если нужно, холодильник. К тому же мальчики нам очень помогали — что‑то принести, починить, прибить не отказывались. С ними можно было просто поговорить, попеть песни под гитару.
Жаль уезжать. Безумно жаль. Я не очень сентиментальна, но слезы все время подкатывают в последние несколько дней. Сегодня уже многие ребята отправляются домой, и я думаю, что не смогу сдержать слез.
«Условия — для настоящих бойцов»
Даниил Сычев, отряд «Монтажник», Краснодарский край:
— Я учусь в Кубанском государственном аграрном университете, по специальности «строитель уникальных зданий и сооружений», но закончил только второй курс, поэтому на стройке в первый раз. На Дальнем Востоке впервые. Во-первых, мне было интересно попутешествовать. Во-вторых, конечно, никто не откажется от денег. И, в‑третьих, российские студенческие отряды — это новое для меня, все эти «бойцовки», целинные праздники. Хотелось попробовать. Родителям тяжело было отпускать меня так далеко и надолго. Их ведь все пугает: и перелеты, и расстояния, и погодные условия, и стройка, и все, что можно и нельзя. Но если я решаю — я делаю.
Условия на космодроме интересные — для настоящих бойцов, для мужчин. Первое время было тяжело — акклиматизация, долго привыкали к влажности, погодным условиям. И еще к быту. Жить в палатке — это все‑таки не в вагончиках, не в общежитиях. Нас в палатке было 15 человек. Не конфликтовали, потому что в этом нет никакого смысла. Все знакомы, все работаем вместе.
Чему‑то пришлось учиться прямо здесь. Мы заливали полы, делали стяжки, шпаклевали, штукатурили. «Вау» было, когда нас повезли на стартовую площадку, на технический комплекс. Было очень интересно смотреть на все эти постройки, захотелось строить именно то, что увидел, — это как раз по моей специальности. Построить космодром — это круто!
Немного грустно уезжать, но домой хочется. У меня есть девушка, и она не говорит, она кричит, когда я уже приеду. Два месяца — это вроде немного, но это смотря какая девушка. Кто‑то может потерпеть, а кто‑то — нет. Я здесь галочку для себя поставил, хотел бы поехать в другой город. Планирую отправиться на «Мирный Атом» в Озерск.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии