• Фото: Андрей Ильинский
  • Фото: Андрей Ильинский
  • Фото: Дмитрий Тупиков

Такая корова нужна самому

30

рублей платит Хладокомбинат селянам за литр парного молока

Андрей Марков построил коровник, купил доильные аппараты. Чтобы его рогатым подопечным  было где гулять и пастись,  оформил 4 бесплатных  дальневосточных гектара — на себя, жену, отца и  сына — аккурат за огородом у родителя. «Глава села пошла навстречу — ей хорошо, что  земля бурьяном не будет зарастать, а мне в стадо гонять не нужно. Утром сами ушли, в обед пришли —  поели, вечером —  на дойку.  Семян взял, потом буду сеять. 30 рулонов сена завез. В любую падь заезжай да коси», — объясняет новоиспеченный селянин.  В деревню его потянуло не случайно — тут  родился и вырос, у отца было фермерское хозяйство.

— Раньше с отцом быков держали на мясо.  Здесь же —  как покормил, так и  надоил. Деньги каждый день.  Молоко сдаю Хладокомбинату. Удобно —  они сами ко двору подъехали, вынес только, — объясняет бывший гаишник. — Соседи так же. Сам не езжу продавать, времени нет.

Бывший гаишник Андрей Марков своих буренок холит и лелеет.

Спрос на домашнее молоко будет всегда. Андрей Марков и сам его любит: говорит, не нужно ни чая, ни воды. И если посредникам выгодно разбавлять сырье, то селяне заинтересованы в поставке качественного парного молока. «Вечером доишь, утром бидон открываешь —    вот тааакой слой сливок, — показывает на пальцах хозяин подворья. — С холодного вечернего молока брали анализ — 4 с лишним процента жирности. С теплого будет больше. Воды у меня ноль».

65

коров приобрели селяне  в счет займа предприятия с начала года, всего в этом году производитель планирует помочь молокосдатчикам купить 100 буренок

Рацион упитанных буренок — комбикорм, овес, тыква, витаминно-минеральный комплекс. Самая прожорливая Зорька килограммов 6 размола уплетает плюс добавки. Дает в день 17 литров молока. «Но даже если будет 15 — с ней можно работать», — делится  Марков. Однако его любимица не лидер по надоям. Рекордсменка с характерно растянутым выменем держится отдельно от всех.  

— Последнее приобретение,  купил в Грибском на мегаферме АНК, за 60 тысяч рублей, — показывает хозяин  спрятавшуюся под деревьями элитную буренку. — За такую не жалко: 24—25 литров дает! Вот корова так корова! Купил ее за счет Хладокомбината. С менеджером пообщался в июле, узнал, что деньги можно получить на корову. Как кредит,  только беспроцентный. Написал тут же заявление, буквально дней через 15 привезли деньги. Каждую неделю с литража  вычет идет, берут 3 тысячи.  И рассчитываешься, и наличка остается —  удобно. И жить тебе, в отличие от банков, дают.

Как подсчитал амурчанин, если брать буренку глубокой стельности, то через полгода она возместит вложенные средства. Сейчас Андрей Валерьевич  мечтает увеличить хозяйство до 20 голов.  

«Не думала, что стану фермером»

Оксана  Анищенко из Семидомки последние годы работала воспитателем и не  предполагала, что у них с мужем будет  КФХ. Сегодня в селе около полутора десятка  молокосдатчиков, из них 4 крупных, включая эту семейную ферму.

— 10 коровок у меня, 10 нетелей  и семь голов молодняка, — с гордостью перечисляет с виду хрупкая Оксана Романовна. — Овечек еще завела, 8 голов, чтобы подъедали тот корм, что не съели коровы. Они газончик так подстригут, как ни одна косилка! В ноябре котиться будут.  

Ее первое образование ветеринарное, 10 лет отработала в колхозе ветврачом. Когда колхозы начали распадаться, Оксана Анищенко сменила профессию, окончила  педуниверситет и 8 лет трудилась воспитателем в приюте в Резуновке. Но он тоже закрылся, и женщина перебралась в Благовещенск, устроилась в детсад. Связи же в сельском хозяйстве остались. Знакомые и подсказали попробовать получить грант на покупку КРС. Анищенко рискнули. В 2015 году приобрели на бюджетные средства герефордов и нетелей молочного направления. 

Оксана Анищенко уверена, что на молоке селяне могут хорошо заработать.

— На молоко курс взяли потому, что это живые деньги. За него Хладокомбинат наличкой рассчитывается, на которую я могу и корма закупить, и стройматериалы, и на семью потратить. Это выгодно. Бычков же надо растить 1,5 года. И перекупщики закупают мясо по невысокой цене. Так что молоко в приоритете, — объясняет экс-педагог.

116

хозяйствам Хладокомбинат помог в этом году с покупкой   кормов и сена

В этом году КФХ воспользовалось поддержкой Хладокомбината на закупку дойной коровы  — в мае выделили 50 тысяч рублей. Также  в хозяйстве потомство получают сами, не переплачивая.

— Муж электрик, но  я говорю: «Саша, нужен свой осеменатор в хозяйстве. Или нетель за 40 тысяч купить, или  самим вырастить!» Супруг отучился, получил свидетельство, теперь осеменяем наших коров и по частному сектору. Заказали семя абердин-ангусов. Такие телятки интересные родились! Двойня! — с улыбкой рассказывает Оксана Романовна. — Или вот Милка, за эту нетель отдали 76 тысяч. А мы ее осеменим и получим теленочка.  

То, что в деревнях не хотят держать скотину, жительницу Семидомки печалит: «В нашем селе когда-то голов 350 было в стаде от частного сектора, сейчас  и сотни нет. Может, кто-то, глядя на нас, тоже захочет». По словам Оксаны Анищенко, осенью надои не такие шикарные, как в мае, июне. «Была у меня голштинофризка — тридцатку давала, но погибла. В среднем сейчас 18 литров получаю от коровы, высокоудойной — 20. Перед запуском меньше молока, но в год все равно коровка свои 3 тысячи дает», —убеждает в выгодности бизнеса энергичная селянка.

После того как растелятся нетели, КФХ нужен новый коровник. «Если с молоком проблем нет — я сдала на Хладокомбинат, то с мясом беда. Поэтому отработаем грант и нужно  мясную переработку открывать, мини-цех, — строит планы неутомимая фермерша. — На участке, который  в аренду взяла, недострой с таким хорошим фундаментом… Можно что-то построить».  

«90 процентов сырья — от домашних коров»  

150

тонн молока ежедневно принимает крупнейший амурский производитель у почти 6 тысяч личных подсобных и фермерских хозяйств. Мощность же пункта приемки — 250 тонн

Таких поставщиков, как Марков и Анищенко, у Хладокомбината  около  6 тысяч по всей области. Учитывая, что между селянином и производителем нет посредника, то и цена за литр молока теперь более выгодная для населения, при этом качество тоже улучшилось.  Переработчик всегда готов  забрать любые объемы парного.

— Предприятие с 2005 года активно развивает сырьевую базу, делая ставку на малые хозяйства, создавая структуру по сбору сырого молока непосредственно со дворов. Доля малых хозяйств в объеме собираемого молока — 90 процентов, — отмечает   начальник отдела маркетинга  АО «Хладокомбинат» Наталья Казимирова. — Сейчас география приемки молока охватывает территорию 14 районов Амурской области. В пяти районах есть стационарные пункты приема молока с  лабораториями для экспресс-анализа качества, с  собственным парком молоковозов, с оборудованием для охлаждения и хранения. Хладокомбинат помогает хозяйствам кормами, доставляя их по выгодным ценам, и беспроцентными ссудами на увеличение поголовья.  У сельских жителей появляется стимул в разведении молочных пород и возможность зарабатывать.

Операция «Утекай»

Ежедневно парное собирают в Приамурье более 100 молоковозов предприятия — их количество солидно выросло за последние годы.  Кстати, именно у водителей  молоковозов — самое  раннее начало рабочего дня.  

— Встаю в 3 ночи, из Благовещенска выезжаем в 4—4.40, — говорит  Борис Сорка, который  занимается доставкой молока из Ивановского района. — У меня один маршрут: три села объезжаю — Новопокровка, Среднебелая, Николаевка. Уже знаю каждый двор, сейчас чуть позже выезжаем, люди доят не так рано, ведь светает позже. Сегодня  взял тонну 850 литров парного. 

Приемка молока на Хладокомбинате идет с 8 утра. Пробы сырья из каждой автоцистерны берут на анализ. В молоке измеряют уровень чистоты, содержание соды, жирность, кислотность,  плотность и прочие показатели. Через 15—25 минут лаборант подтверждает, что партия соответствует стандартам и дает разрешение на приемку молока. Оператор молокоприемки присоединяет шланги к машине и сырье «утекает» на завод — скачивается в огромные 10-тонные танки для сырого молока.

Лаборант пункта молокоприемки Галина Комарных  берет привезенное  сырье на анализ.

— Именно на этом участке заканчивается присутствие человека, дальше процесс идет  полностью автоматический, — отмечает заведующая производством Наталья  Емельяненко. — В большинстве цехов нашего современного завода полностью закрытый цикл производства, вмешательство человека в работу аппаратуры сведено к минимуму.  

После того как полезный напиток ушел на завод, емкость молоковоза  промывается водой, пропаривается паром  и снова ополаскивается водой. «Если же качество молока   хоть по какому-то пункту на молокоприемке не устроит, значит, не принимаем», — заверяет заведующая лабораторией Ирина Сафронова.

Автоматика на страже качества

72

наименования молочных продуктов и 20 видов мороженого выпускает Хладокомбинат 

Молочное производство на Хладокомбинате  освоили в 2004 году. Однако на предприятии постоянно   совершенствуют технологии, например, недавно сотрудник модернизировал  программу скачивания сырья.

— Еще месяц назад только  оператор видел на счетчике, сколько молока пришло, записывал в тетрадь,  лаборант вручную вносил в программу. А сейчас эта информация и  в лаборатории выведена на отдельный монитор: лаборант также знает в режиме онлайн, сколько качается молока, — поясняет Наталья  Борисовна.  

В среднем в день Хладокомбинат выпускает 150—200 тонн продукции. Единственные цеха, где пока используется ручной труд — творожный и мороженого. Самую востребованную и социально значимую  продукцию — молоко — разливают по передовым технологиям. Как и кисломолочку, и функциональные продукты.

— Еще в 2013 году мы первыми на Востоке России  запустили современную линию по розливу пастеризованных продуктов в упаковку Тетра Топ. Здесь реализована не имеющая аналогов система гигиены:  рулонный материал обрабатывается раствором перекиси водорода, затем идет горячая сушка, очистка воздуха,  а в камере под воздействием ультрафиолета идет стерильный розлив продукции, — рассказывает  главный технолог Юлия Свистун. — Это обеспечивает безопасность и продлевает срок жизни готового продукта до 14 дней, что позволило нам  поставлять товар в большинство регионов Дальнего Востока и  Забайкальский край.

 — Только перед началом розлива мы вставляем рулон упаковки в машину. А после, как видите, мы тут ничего не касаемся, — подтверждает оператор розлива цеха пастеризованных продуктов Алексей Голеньков.

 Пачки  молока «бегут» по современному конвейеру  со скоростью 8 тысяч упаковок в час.

На всех этапах строжайший контроль за качеством и безопасностью товара, подчеркивают специалисты. За соблюдением технологии и норм следят сотрудники 5 лабораторий.  Молоко нормализуется  и пастеризуется 4—6 часов, йогурт  заквашивается 6—7, ряженка — 6 часов, сметана — 10—12, кефиры — 12—15 часов.  Каждый час лаборанты  проверяют продукт, контролируют кислотность. Уже готовый  и разлитый в тару товар  также подвергается анализу — каждые 15 минут в  химлаборатории проверяют  целостность упаковки  и качество продукции.  Если нарушаются необходимые параметры, партия бракуется.

Продукцию Хладокомбината можно найти в магазинах Хабаровска, Приморья,  Якутии,  Сахалина,  Магадана и Читы. Поставки производитель также предпочитает осуществлять самостоятельно — специализированным автопарком и на складские помещения с холодильными установками, чтобы соблюсти необходимые условия хранения товара.

2 тонны 400 кг творога в день выпускает предприятие. В одной ванне «созревает» 300 килограммов продукта.

Возрастная категория материалов: 18+