Фото: Иван БелозеровФото: Иван Белозеров

Питомцы «Дружка» утоляли жажду дождевой водой

Вячеслав Золотарев зашел в здание суда в компании адвоката и супруги Оксаны. В холле уже сидела Дарья Чухланцева — тот самый волонтер, которая написала в январе заявление в полицию, увидев в приюте гору трупов бездомных животных. Уже в зале заседаний, минуты за три до начала судебного процесса, Дарья сказала спасибо помощнику прокурора Благовещенска Наталье Акимовой. Представитель гособвинения коротко ответила: «Я все, что могла, сделала».

Предприниматель Вячеслав Золотарев — один из немногих в Приамурье, кто брался за контракты по отлову и содержанию безнадзорных животных. В разные годы он заключал договоры сразу с несколькими муниципалитетами. В 2014-м в чигиринском приюте по соседству с благовещенскими собаками жили бродяги из Райчихинска, в 2015-м — из Зеи. В 2018 году его ИП заключило три контракта по содержанию и учету безнадзорных животных с управлением ЖКХ амурской столицы. Документы датированы 12 марта, 2 апреля и 19 ноября. Сумма всех контрактов — 1 миллион 665 тысяч рублей. Срок действия последнего истекал 26 декабря. За день до этого приют «Дружок» навестила специальная комиссия. На тот момент там находилось 99 собак. Все — в удовлетворительном состоянии, недостатков в работе приюта никто из проверяющих не нашел, следует из акта проверки. После 26-го числа собаки стали собственностью Вячеслава Золотарева.

Предприниматель кормил животных остатками еды из столовых «Наслада» и областной клинической больницы. Представители и той, и другой организации на одном из заседаний подтвердили, что сотрудничали с Золотаревым. К примеру, из больницы Вячеслав или его супруга Оксана каждый день забирали примерно по 13 литров отходов, но в конце декабря перестали приезжать.

Еще одно действующее лицо этой истории — охранник Валерий Коневец. Он работал на Золотарева, правда без трудового договора, с октября 2018-го вплоть до шокирующих событий в январе 2019 года. Выступая на судебных заседаниях, мужчина утверждал: Золотарев не привозил собакам питьевую воду. Собаки утоляли жажду дождевой водой, которую Коневец для них собирал. С наступлением холодов охранник растапливал снег. От привозных отходов животные чувствовали себя плохо и в итоге умирали. Трупы Золотарев просил складывать в сарай, следует из показаний охранника «Дружка», озвученных судьей. Вспоминая проверку, о которой говорилось выше, Коневец сказал, что комиссию не пустили в сарай с трупами. Приют экспертам показывала Оксана Золотарева, с ее слов они записывали количество собак в вольерах. Эти данные Коневец считает недостоверными, так как часть собак к тому моменту уже была мертва.

В отпуск Золотаревы отправились спустя несколько дней после визита комиссии. Перед отлетом в Таиланд Оксана Золотарева купила 33 мешка сухого корма. По ее мнению, этого должно было хватить на время их отсутствия. Коневец получил наказ: выдавать каждой собаке по 200 граммов корма в сутки. Животные корм не ели, тогда мужчина стал подкармливать бродяг домашней тыквой и кабачками. Но и это не помогло: по его словам, собаки продолжали гибнуть от истощения.

Стакана корма в сутки животным недостаточно, объяснила ранее на одном из судебных заседаний зооинженер, старший лаборант кафедры патологии, морфологии и физиологии ДальГАУ Ольга Тюкавкина. Суточная норма для взрослой собаки — от 3 до 5 процентов от массы ее тела и от 5 до 7 процентов — для щенка. Зимой и тем и другим объем увеличивается на 10 процентов. При этом четвероногие должны получать в неограниченном количестве питьевую воду. Взрослая особь весом примерно 20—30 килограммов должна съедать в сутки в среднем 600 граммов корма. «Дрим Дог», которым Золотаревы кормили обитателей «Дружка», зооинженер назвала комбикормом, уточнив, что кормить животным им можно, но обязательно давая воду. Иначе эта еда не считается полноценным питанием.

По мнению охранника «Дружка» Валерия Коневца, Вячеслав Золотарев точно знал, что происходит в приюте. Из показаний мужчины следует: 11 января он звонил своему начальнику, говорил, что собаки гибнут, но Золотарев этот тревожный звонок проигнорировал. Владелец приюта утверждает обратное: о том, что собаки не едят корм и голодают, ему никто не сообщал, о груде трупов, найденных в «Дружке», он узнал лишь 15 января от знакомых.

От чего погибли собаки

Отсутствие питьевой воды в приюте подтвердил заведующий Чигиринского ветеринарного участка. Он был в «Дружке» в июне-июле, осмотрел 15 собак, все они были с прививками и чипами, их состояние специалист оценил как удовлетворительное. В сарай его не пустили. Осмотрев территорию, мужчина заметил, что у животных нет воды, а на входе в «Дружок» нет дезинфекционного барьера.

В январе 2019-го одной из первых неладное в приюте заподозрила начальник Благовещенской городской станции по борьбе с болезнями животных Регина Будакова. Организацию с ИП Золотарева связывают договоры на ветеринарный осмотр и чипирование вновь поступающих собак. Узнав об отпуске Золотарева, Будакова поняла, что постояльцев приюта никто не кормит. 6-7 января она приезжала в «Дружок» и убедилась в этом. Тогда же начальница станции зашла в сарай и увидела трупы бродяг.

Чудовищную правду о жизни собак в приюте «Дружок» жители Амурской области узнали 15 января. В тот день на сайте информационного агентства «Амур.инфо» появилось видео, снятое в «Дружке». На кадрах — голодные, худые собаки и множество трупов. Запись увидела зоозащитница Дарья Чухланцева. В тот же день она написала заявление в полицию о жестоком обращении с животными в чигиринском приюте.

Мертвых собак оказалось 32. Основная причина смерти, установленная ветлабораторией области, — патология органов пищеварения. Трупные пятна на телах говорят о том, что собаки погибли в теплое время года, но при минусовой температуре. Об этом 24 декабря заявил судья Игорь Комогорцев. На некоторых трупах были идентификационные чипы. Это значит, что собаки были отловлены по контракту с 20 июня по 2 ноября 2018 года.

Пошел на преступление из корысти

— С 12 марта 2018-го по 15 января 2019 года Вячеслав Золотарев содержал в приюте не менее 100 собак. Сбалансированного питания и питьевой воды не было, квалифицированной ветеринарной помощи тоже не было, кормов и воды было недостаточно, — сказал на итоговом заседании судья, и. о. председателя Благовещенского районного суда Игорь Комогорцев.

Показания четы Золотаревых о надлежащем кормлении собак, о том, что они не знали об их гибели, а также товарные чеки о покупке корма суд признал недостоверными. Показания, данные во время процесса Оксаной Золотаревой, суд посчитал способом избавить мужа от уголовного наказания. Заслушивая приговор супругу, Оксана Золотарева была весьма напряжена. Женщина была категорически против фотографирования, несколько раз говорила журналистам: «Не надо меня снимать». На что судья Игорь Комогорцев твердо заметил: «Вы, пожалуйста, не мешайте, средства массовой информации с моего разрешения ведут здесь фотосъемку».

Благовещенский районный суд посчитал вину Вячеслава Золотарева доказанной. На преступление предпринимателя толкнула корысть. Причем злой умысел, по данным суда, у него возник еще до заключения первого контракта в марте 2018 года.

— Суд находит вину подсудимого доказанной и квалифицирует ее как жестокое обращение с животными из корыстных побуждений, которые повлекли к гибели нескольких животных. Суд считает установленной причинно-следственную связь между бездействием подсудимого Золотарева и наступившей впоследствии гибели собак. Мотивом совершения преступлений послужил корыстный мотив. Извлекая прибыль, Золотарев не приобретал в достаточном количестве корма для питания животных, не завозил питьевую воду, — сказал Комогорцев.

Один день под стражей — два дня в колонии

Золотарев осужден по статье 245 Уголовного кодекса РФ «Жестокое обращение с животными». Максимальное наказание по ней — 5 лет. Благовещенская прокуратура настаивала на четырех с половиной годах, суд дал Золотареву 3 года колонии-поселения. По словам Игоря Комогорцева, учитывались смягчающие обстоятельства. Это отсутствие судимостей, малолетние дети, заболевание псориазом и тот факт, что жестокое обращение с животными по российским законам считается преступлением средней тяжести.

Часть срока Вячеслав Золотарев заочно отсидел. Время, которое он провел под стражей (с 23 января по 15 мая), домашним арестом (с 15 мая по 11 июля), а также предстоящая поездка к месту отбытия наказания зачтутся ему как часть срока. Так, один день пребывания под стражей равен двум дням в колонии, а два дня домашнего ареста — одному дню в колонии. В сумме это примерно 8 месяцев.

— Девочки, у меня руки трясутся. Господи, спасибо тебе, — эмоционально сказала после оглашения приговора зоозащитница Дарья Чухланцева.

После финального заседания горожанка рассказала «Амурской правде»: приговора по делу Золотарева ждал ее муж и даже 98-летняя бабушка.

— Суд не увидел отягчающих обстоятельств, но я с этим не согласна. По моему мнению, отягчающее обстоятельство — это то, что он заработал круглую сумму на смерти собак, это ведь коррупционная составляющая, — объяснила свою позицию защитница прав животных.

Приговор суда в законную силу еще не вступил. У Вячеслава Золотарева и его адвоката есть 10 суток на то, чтобы обжаловать приговор суда первой инстанции в судебной коллегии Амурского областного суда.

Возрастная категория материалов: 18+