Личный архивЛичный архив

«Двери загерметизировали» 

Операционную бригаду, которая продолжала оперировать амурчанина в полыхающей клинике,  сразу назвали героями, а губернатор пообещал наградить. Однако сами участники событий оказались гораздо скромнее, говоря, что они лишь выполняли свой долг, следуя клятве Гиппократа.

— Может, бОльшие герои те, кто был снаружи, боролся с пожаром, помогал нам. Мы-то находились в операционной. Шла операция, которую мы просто не могли закончить по физическим причинам. О возгорании стало известно не в начале операции, а в самом разгаре, — рассказал 59-летний заведующий отделением анестезиологии и реанимации кардиоцентра врач высшей категории Виктор Никитин.      

По словам медиков, о пожаре и эвакуации их оповестили отдельно — звонком по внутреннему телефону. В этот день была запланирована лишь одна такая сложная операция, кстати, из-за врачебной тайны ее название анестезиолог-реаниматолог не разглашает.

— Нас спросили, когда сможем закончить операцию, чтобы эвакуироваться. Мы назвали примерное время, но не минуты, а часы, — вспоминает Виктор Николаевич, отметив, что обычно такая операция длится 4—5 часов. — Мы перечислили, что необходимо для завершения работы. Пожарная служба, МЧС нам помогали, готовы были обеспечить техникой. Пожарные по мере возможности сохраняли нам электричество. Когда обесточили здание, провели электроснабжение от своих машин в операционную, также, когда выключили центральную кислородную станцию во избежание взрыва и последствий, дали нам резервный кислород. Двери загерметизировали мокрыми простынями, чтобы дым не проникал.

Пожарные проливали здание, начиная с другого крыла. Угол, где находилась первая операционная и хладнокровно работала бригада, берегли все это время: не допускали, чтобы вода протекла с потолка, сохраняли стерильность помещения.

— Когда начинается операция, ответственность за пациента ложится на хирургов, анестезиологов, всех участников операционного процесса — безусловно, мы не могли оставить пациента и разбежаться. Спасатели нас, конечно, поторапливали, но и находились рядом. Наготове были реанимобили, — рассказал доктор.

«Работы впопыхах не было»

Самым волнующим оказался момент, когда кардиохирурги продолжили работу во время того, как погасла операционная лампа. Однако у каждого хирурга есть налобные медицинские осветители — они позволили освещать оперируемое место. Операцию проводил Валентин Викторович Филатов, ассистировал ему Александр Сергеевич Филиппов: оба — хирурги высочайшего класса, которые ассистируют друг другу.

— Они выполнили свою задачу, мы — анестезиологи, перфузиологи — свою, в части жизнеобеспечения пациента, чтобы все функции его организма работали нормально, — поделился Виктор Николаевич, отметив, что за состояние пациента он спокоен. — Никакой усиленной спешки или работы впопыхах не было. Все выполнили и закончили как положено по протоколу. На часы я не смотрел, но операция длилась в пределах четырех часов, может, чуть больше.    

Если бы огонь держать под контролем не удалось, у операционной бригады  был запасной план: медики восстановили бы работу сердца пациента, отключили его от искусственного кровообращения, рану закрыли стерильной пленкой и  эвакуировали больного через окно, чтобы продолжить начатое уже в операционной  областной больницы. Но благодаря действиям пожарных и спасательных служб врачи выполнили сложнейшую операцию в родных стенах, без риска для пациента.  

После операции на открытом сердце больные обычно приходят в себя к вечеру: многочасовое хирургическое вмешательство подразумевает длительную анестезию. Виктор Никитин сопровождал подопечного и во время перевозки — медики кардиоцентра передали его в реанимацию Амурской областной клинической больницы, там он проснулся от наркоза.

— Завтра, в субботу, выхожу на дежурство туда, будем своих пациентов наблюдать, — уточнил анестезиолог-реаниматолог.  

«Мы здание покинули  не последние. Из операционной еще выносили оборудование, которое было у нас в работе», — говорит Виктор Никитин.

Во время возгорания заведующий отделением анестезиологии оценивал и состояние еще одного сложного пациента — из реанимации, которого прооперировали накануне. Также необходимо было обеспечить эвакуацию уникального  оборудования, стоимость которого оценивается в миллионы рублей.  

— Наши врачи, медсестры, санитарочки во время пожара занимались эвакуацией пациентов, в том числе серьезного пациента из реанимации, его перевезли в областную больницу, — с благодарностью говорит о своих коллегах врач. — К счастью, все закончилось благополучно. Мы, наверное, пока не осознали происходящего — просто рады, что все живы. И что ЧП случилось не ночью. Главное, что никто не пострадал из пациентов, персонала. Оборудование — это железо, хоть и дорогостоящее. Самое ценное — жизнь!

Как признался Виктор Николаевич, его телефон до вечера разрывался от звонков обеспокоенных родных  и знакомых.

— Когда ты занимаешься пациентом, то некогда — вначале нужно выполнить работу. Друзья, одноклассники, однокурсники узнают из СМИ о случившемся, волнуются, звонят до сих пор даже из других стран, приходится успокаивать. Конечно, в таких передрягах лучше бы не  участвовать, — с улыбкой резюмировал Виктор Никитин, комментируя вопрос о подвиге и обрушившейся на них благодарности. 

Во время возгорания оперировали двух пациентов  

Кстати, в момент возгорания кардиоцентра шли сразу две операции. «Во второй операционной сердечно-сосудистый хирург Александр Шепелев, который не так давно работает в клинике, также проводил операцию, но не столь длительную. Ее тоже закончили, а пациента перевели в областную клиническую больницу», — сообщили АП сотрудники учреждения.   

Фамилии героической бригады медиков:

Александр Сергеевич Филиппов — сердечно-сосудистый хирург 

 

Валентин Викторович Филатов — сердечно-сосудистый хирург, и. о. заведующего кардиохирургическим отделением   

 

Виктор Николаевич Никитин — заведующий отделением анестезиологии и реанимации, анестезиолог-реаниматолог

   

Георгий Филиппович Кондратов — перфузиолог 

 

Станислав Владимирович Фукс — анестезиолог

 

Елена Васильевна Андриевская — медсестра-анестезист

 

Надежда Федоровна Науршина— операционная медицинская сестра, перфузиолог

 

Анжелика Михайловна Хорсак — операционная медсестра

 

Ирина Александровна Хангану — санитарка

 

Александр Владимирович Коротких  — главный врач 

Возрастная категория материалов: 18+