Про китайскую составляющую амурской экономики
Василий Орлов стал гостем авторской политической программы «Полный контакт». Здесь на вопросы телеведущего каждую неделю отвечают известные российские политики, эксперты, общественники.
— Рад вас видеть! Амурская область — это же далеко ужасно! Сколько лететь? — начал интервью с губернатором Владимир Соловьев.
— Семь часов. Недалеко! — с улыбкой ответил Василий Орлов.
— Может быть, — рассмеялся журналист. — Но до Китая-то ближе!
— Конечно, у нас самая протяженная граница с Китаем — 1 200 километров. И уникально расположена столица Амурской области — Благовещенск, — рассказал губернатор. — Он находится напротив китайского города Хэйхэ — 800 метров через Амур. И мы, конечно, этим конкурентным преимуществом стараемся по максимуму пользоваться.
— Исходя из этого, сейчас на вас гигантская ответственность, потому что от торговли с Китаем много зависит. Получается? — поинтересовался Соловьев.
— Вы знаете, мне кажется, что получается многое. Чтобы не хвастаться, могу некоторые цифры назвать: у нас ежегодно растет грузооборот с Китаем. У нас для этого строится сразу несколько транспортных объектов: уже введен в эксплуатацию автомобильный мост через Амур, строится канатная дорога — планируем завершить в середине 2025 года. Этот проект реализуется на частные инвестиции.
— Что она дает? — уточнил журналист.
— Ее уникальность в том, что она единственная в мире. Это важный туристический объект: по канатной дороге можно за несколько минут пересечь границу между Россией и Китаем. У нас безвизовый режим, поэтому жители обоих государств могут приехать и, не получая визу, находиться в стране несколько суток. Есть, конечно, глубина проникновения безвизового режима, но мы сегодня работаем с коллегами из Правительств России и Китая, чтобы ее расширить.
— Я никогда не был в КНР! То есть я могу прилететь к вам и заодно поехать и пообедать в Китае? — удивился Владимир Соловьев.
— Да. Можете всех зайцев убить. И в Китай съездить, и наш космодром Восточный посетить. Это один из стратегических объектов, которые курирует лично президент, — акцентировал глава Приамурья. — Именно он выбирал место для строительства космодрома — и благодаря ему Восточный находится у нас. Приглашаю вас — прилетайте, обязательно надо посмотреть амурский космодром! У нас целая пусковая программа на этот год.
— Но как туда добираться — мама не горюй! — телеведущий опять вернулся к теме дальневосточных расстояний.
— Шикарно добираться! — успокоил губернатор и объяснил логистику: — Долетаете до Благовещенска — мы сдали новую взлетно-посадочную полосу, сейчас к нам летает широкий фюзеляж — с февраля полетит «Аэрофлот», строится пассажирский терминал — и по хорошей дороге из Благовещенска за два с половиной часа доезжаем до Циолковского! А можно на вертолете — за час! Там действительно очень круто! Космодром — это круто!
— По вашим понятиям это очень близко! — пошутил Соловьев.
Говоря о сотрудничестве с КНР, Василий Орлов подчеркнул: потенциал развития российско-китайских отношений не исчерпан.
— У нас в планах строительства еще одного моста, железнодорожного Джалинда — Мохэ. Есть частный инвестор, прогнозируется грузопоток порядка 20 миллионов тонн угля — в основном, с якутских месторождений. Здесь мы очень тесно работаем с Правительством России и Якутии.
— Китайский выучили? — поинтересовался журналист.
— Я учил его в институте, немного на нем разговариваю, это помогает. Но на серьезные темы, конечно, говорю с переводчиком.
— Но это и политически правильно — говорить на родном языке! — согласился Соловьев.
«Я никогда не был в Китае! То есть я могу прилететь к вам и заодно поехать и пообедать в Китае?» — удивился Владимир Соловьев.
«Да. Можете всех зайцев убить. И в Китай съездить, и наш космодром Восточный посетить», — пригласил Василий Орлов.
Про исторические рекорды в сельском хозяйстве
Василий Орлов подчеркнул: несмотря на эффективное и выгодное взаимодействие региона с приграничным Китаем, на первом месте всегда — интересы нашего государства.
— Пять лет назад, с приходом нашей команды, мы приняли решение о запрете использования иностранной рабочей силы в сельском хозяйстве и золотодобыче. В золотодобыче — в первую очередь из-за вопросов экологического характера. А в сельском хозяйстве: мы прекрасно понимаем, что если в селе не будет работы, то и жить там смысла нет. Потому что иностранцам, которых раньше активно привлекали, не нужна ни больница, ни школа.
Мы ввели запрет, решение было болезненное для многих аграриев. Нам говорили: некому будет работать, народ спился. Тем не менее мы на это достаточно жесткое решение пошли. И видим, что поступили правильно: с каждый годом Амурская область собирает все больше и больше урожая. Мы убедились, что если платить нормальную зарплату, то люди будут жить и работать в селе. Вклад АПК в ВРП вырос за пять лет вдвое: в этом году более 100 миллиардов рублей.
В 2022-м урожай по сое был 1,6 миллиона тонн, в этом почти 1,5 миллиона — это рекорды за всю историю Амурской области. Когда в советское время был миллион тонн, то вручали высокое звание Героя Соцтруда. И мой прадед, который был председателем колхоза, тоже его получил, когда область показала такой результат.
«Вы могли бы быть богатым и веселым»
— У вас вообще уникальный случай: вы же дальневосточник в четвертом поколении?
— Это правда. Да, семья достаточно известная. Я, когда по Благовещенску иду, здороваюсь практически со всеми. Ну сейчас, понятно — узнают в силу должности. Но даже когда 10 лет назад я шел по улицам, то, когда видел, что кто-то останавливал на мне взгляд, — всегда здоровался. Потому что все знали моих бабушек и дедушек, моих родителей.
— Василий Александрович, реально, вам это зачем? Филологическое образование, английский и китайский языки — весь мир перед вами, вы выбрали остаться на Родине, выбрали заняться государственной работой в тяжелейшее время. В качестве благодарности попали под все санкционные списки. Могли бы быть богатым, веселым и радостным в Юго-Восточной Азии заниматься бизнесом. А вы тащите в такое сложное время это всё? — не удержался от вопроса Владимир Соловьев.
— Если честно, я никогда не рассматривал варианты, что буду жить не в России. Никогда, — признался Василий Орлов. — У нас, мне кажется, было серьезное упущение государственной политики в конце 90-х — начале нулевых годов, когда высшим мерилом для бизнеса было получение иностранного гражданства, покупка дома, условно, в Майями, дети желательно должны там родиться — значит, ты состоялся как бизнесмен. Мне кажется, после сегодняшних событий многие поменяли и поменяют свою точку зрения. Даже не в плане санкций, а в том, что Родина — одна. И поменять ее, на мой взгляд, невозможно. За редким исключением. И я очень сочувствую людям, которые думают по-другому. Конечно, здесь нам придется многое сделать для воспитания молодежи. И мне кажется, что это главный акцент, на который надо обратить внимание.
В качестве примера губернатор привел подшефный Приамурью Амвросиевский район Донецкой Народной Республики.
— У нас в Амурской области 29 муниципальных образований, Амвросоевский район — 30-й. Очень много нужно сделать и делается в части благоустройства, ремонтов, дорог, социальной инфраструктуры. И все будет сделано! Но главное — это, на мой взгляд, работа с молодежью. Вот в эти дни на выставке «Россия» в Москве встретились делегации школьников нашей области и подшефного района. Это дети, которые побеждают в олимпиадах, конкурсах. Мы специально собрали их вместе, чтобы они пообещались и передружились. И такая работа, обмены учителями, тренерами ведется на постоянной основе. Мы дружим с руководством района и ДНР. Вопрос не про деньги и ремонты, — акцентировал внимание журналиста глава Амурской области. — Мы должны показать на деле, что Россия пришла навсегда. Мы должны исправить историческую ошибку, которая произошла 100 лет назад. А главное — люди там замечательные! БОльших патриотов я никогда не видел, хотя на Дальнем Востоке уровень патриотизма тоже очень высокий.
Про президентское внимание
Одна из нерешенных проблем Амурской области, как и большинства регионов ДФО — отток населения. После истории о французском друге губернатора, который во время приезда 10 лет назад был поражен расстояниями и малой заселенностью Дальнего Востока, Василий Орлов назвал три комплексные задачи, решение которых может привлечь и удержать население:
— Первая — развитие экономики и создание рабочих мест, развитие социальной сферы и жилье! Уже сделано и делается много. Как показатель развития Амурской области: мы — один из немногих регионов, в которых президент бывает каждый год. А порой и чаще! И мы этим очень гордимся! С учетом занятости президента понятно, что нет возможности каждый год посещать все 89 субъектов. Но к нам он прилетает! У нас, кроме космодрома, который он лично курирует, еще два объекта президентского значения — газохимический кластер (совокупно три объекта с общим объемом инвестиций более двух триллионов рублей. — Прим. авт.) и Восточный полигон (Транссиб и БАМ). Есть серьезнейшая программа по расширению пропускной способности, строятся мосты, тоннели — фактически второй БАМ. Вообще РЖД — один из крупнейших налогоплательщиков и крупнейший работодателей. В прошлом году инвестиционная программа компании в Амурской области составила почти 100 миллиардов рублей. А за 2023-й регион привлек более 500 миллиардов инвестиций — мало какой субъект может таким похвастаться. Это все решения, которые принимал президент. И мы ему благодарны.
Одна из нерешенных проблем Амурской области, как и большинства регионов ДФО — отток населения. После истории о французском друге губернатора, который во время приезда 10 лет назад был поражен расстояниями и малой заселенностью Дальнего Востока, Василий Орлов назвал три комплексные задачи, решение которых может привлечь и удержать население:
— Первая — развитие экономики и создание рабочих мест, развитие социальной сферы и жилье! Уже сделано и делается очень много. Как показатель развития Амурской области: мы — один из немногих регионов, в которых президент бывает каждый год. А порой и чаще! И мы этим очень гордимся! С учетом занятости президента понятно, что нет возможности каждый год посещать все 89 субъектов. Но к нам он прилетает! У нас, кроме космодрома, который он лично курирует, еще два объекта президентского значения — газохимический кластер (совокупно три объекта с общим объёмом инвестиций более двух триллионов рублей) и Восточный полигон (Транссиб и БАМ). Есть серьезнейшая программа по расширению пропускной способности, строятся мосты, тоннели — фактически второй БАМ. Вообще РЖД — один из крупнейших налогоплательщиков и крупнейший работодателей, в прошлом году инвестиционная программа компании в Амурской области составила почти 100 миллиардов рублей. А за 2023 год регион привлёк более 500 миллиардов инвестиций — мало какой субъект может таким похвастаться. Это все решения, которым президент принимал. И мы ему благодарны.
— Как отношения складываются с полпредом Юрием Трутневым? — поинтересовался в конце интервью Владимир Соловьев.
— Отлично! Юрий Петрович — это наш такой дальневосточный танк. Он молодец, мы его очень уважаем и ценим. Очень любит Дальний Восток! — подчеркнул губернатор Амурской области.
Возрастная категория материалов: 18+
кошерной амурской свининкой хоть покормил Соловьева?
— rigel13