Жанр? Авторы определили его как «беспредельную комедию» - ни больше, ни меньше. Усаживайтесь поудобнее Первое, что впечатляет при прочтении рекламного буклета «Жмурок», - это сам буклет. Стандартные глянцевые прямоугольнички с краткой аннотацией и мелкими фотографиями не стоят против него ни гроша. Полновесная книжка с яркими кадрами, описанием героев, немыслимых достоинств комедии и прочими «наворотами и прибамбасами» наводит на мысль о том, что в котел рекламы новинки пересыпали финансовой крупы. Но одновременно с этим приходит и довольно-таки сомнительное чувство национальной гордости - мол, хваленого Спилберга с его «Войной миров» рекламируют на бессловесном кусочке бумаги, а у нашего Балабанова - целый фолиант. Надо сходить, думает зритель. За чем же дело стало? Главное - вооружиться стандартным набором из напитков и фастфуда, потому что предстоящее кино вполне к этому располагает. Будет вам и стрельба многочисленная, и паста томатная, и юмор черный. Потому как Балабанов, известный всея Руси фильмами «Брат» и «Брат-2», на сей раз снял не просто комедию, основанную на российской реальности девяностых, но еще и основательно приправил ее каким-то сумасшедшим гротеском. Сердитых и объективных критиков, защитивших диссертацию на тему «Передел собственности в России 90-х годов и роль рэкетиров в нем», просим покинуть зал. Впрочем, еще одно небольшое отступление от сюжета. Заглянем-ка повнимательнее в вышеупомянутый буклет. Конечно, нельзя не обратить внимание на список актеров, сыгравших в «Жмурках». Так не бывает в полнометражном художественном кино, но тут российский зритель знает практически всех: и Никита Михалков, и Дмитрий Дюжев, он же любимый народом Космос, и Сергей Маковецкий, и Рената Литвинова, и даже Гарик Сукачев. И это только часть списка российских звезд, украсивших свежеиспеченную комедию. Только зрителю следует быть начеку - многие знакомые лица изменены настолько, что их трудно определить с первого взгляда. Тем более что у многих роли не занимают и нескольких минут. Правильно, жмурки так жмурки. Рэкет, баксы, два ствола Фильм начинается с того, что гражданина с заклеенным ртом, привязанного к стулу, пытает устрашающего вида парень в фартуке. Подсказка: первый - это Александр Баширов, второй - Кирилл Пирогов. Вдруг в помещение вваливаются еще какие-то громилы, начинается пальба... Первые кадры говорят обо всем фильме. Жаль, не удалось найти статистики, чтобы узнать, сколько холостых патронов испортили киношники на съемках. Главным героям - Саймону (Дмитрий Дюжев) и Сереже (Алексей Панин) - нужно найти чемодан с героином, который у них отобрали алчные конкуренты. Доставить груз необходимо в руки Михалычу, эдакому провинциальному крестному отцу в малиновом пиджаке в исполнении Никиты Михалкова. Кстати, Никита Сергеевич и здесь постарался: если не считать нескольких совершенно дурацких шуточек, мафиози российского разлива у него получился вполне забавным. Интересно было бы узнать мнение реального повелителя молодых бандитов постсоветского периода об этом персонаже. По ходу дела двум молодцам приходится попадать в разные передряги и перебить немыслимое количество людей. Впрочем, это не кажется ужасным и жестоким, потому что жертвы Саймона и Сергея сами по себе заслуживают такой участи, и их поэтому ни капельки не жалко. А вот за главных героев по привычке переживаешь, хотя они тоже хороши. С другой стороны, вон какую народную любовь вызвали герои «Бригады» - по сути своей преступники и подонки. Главное, что симпатичные. К середине фильма появляется смутное ощущение дежавю. Все потому, что Балабанов использовал как собственный опыт, так и приемы зарубежных коллег. Основные цвета в «Жмурках» напоминают «Брата» и фильм «Карты, деньги, два ствола» вместе взятые - тот же песочный фон и блеклость одежды героев. Сюжетная линия, постепенно сводящая разных людей в одну заданную точку, где и происходит основная бойня, - это все тот же англичанин Гай Ричи, построивший таким образом и «Карты...», и «Большой куш». Количество трупов в духе Квентина Тарантино. Плюс постоянное издевательство и стеб над «Бригадой» и «Бумером», претендовавшими на звание серьезного кино. Собственно, так им и надо. При этом отличительной чертой молодых героев фильма является завидное хладнокровие. Если Сережа еще проявляет какие-то признаки интеллекта, за которые его можно обвинить в жестокости, то Саймон... Он просто умеет ловко выхватывать два своих пистолета, быстро и метко стрелять, а также причинять боль тем, кто владеет информацией и не хочет ею делиться. Работать Саймон предпочитает под музыку: она и выстрелы заглушает, и радует слух. А свирепая физиономия Дюжева, над которой долго трудились гримеры, эти шрамы, массивный подбородок и широкие скулы - всего лишь природные данные, описанные в старом труде Ломброзо. В общем, обычный представитель своей эпохи, возведенный в квадрат. За державу все-таки обидно Но когда на экране под дивный голос Жанны Агузаровой появляются титры, веселья становится как-то меньше. Конечно, «грустно расставаться с полюбившимися персонажами», даже если они и ведут себя, как мясники. Но возникает сначала легкое, постепенно растущее ощущение какого-то неудобства. От чего же? Да от того, что получается парадоксальная ситуация. Если основная масса зрителей воспримет «Жмурки» на ура (в чем я нисколько не сомневаюсь), значит, россияне скучают по девяностым годам. Грустят по государственному беспределу и затуманенности завтрашнего дня. Со слезой вспоминают очереди за молоком и «итоги приватизации». И даже молодые бандиты, которые в будущем становятся депутатами, воспринимаются с улыбчивым пониманием. Имеют право, в конце концов. Но вот что интересно: герои Балабанова - именно тот социальный слой, который принято называть отморозками. Из обычных трудных подростков вырастают сначала дегенераты в спортивных костюмах, а следом - серьезные парни в черных пальто или в дорогущих костюмах. И так у нас во всех фильмах на эту тему. Вот у американцев были гангстеры, приехавшие в Сан-Франциско подзаработать. У англичан - молодые аристократы, для которых насилие есть побег от викторианских устоев матерей и отцов. А у нас - отморозки. Те самые, надо отметить, которых без угрызений совести отстреливал Данила Багров в «Брате» все того же режиссера. Или откровенные уголовники, одного из которых играет музыкант Сукачев в «Жмурках». Нет, «Жмурки» - это хороший фильм, в него вложены и деньги, и талант, и труд. Актеры в необычном амплуа смотрятся потрясающе. Опять же зевать зрителю даже в голову не взбредет. Только вот когда наблюдаешь за героями Тарантино и Ричи, перезаряжающими винчестеры, это кажется донельзя преувеличенной выдумкой, в которой по воле сценариста людям приходится зверски убивать друг друга. А в «Жмурках», не отстающих по бодрости и юмору с запахом разложения, герои вполне реалистичны. Наверное, становится «обидно за державу». Ту самую эфемерную державу, величие которой запечатлено в книгах Валентина Пикуля, фильмах про гардемаринов и Фандорина - где угодно, только не за окном. Что тут поделать? Проще всего, безусловно, сходить в ближайший прокат, взять там эти же «Жмурки» и еще раз посмотреть дома, отмечая упущенные в первый раз моменты и смеясь над смачными шутками грохочущих выстрелами героев.