В истории кинематографа Носова ни на кого не похожая, единственная. Женщин-комиков вообще очень мало, каждая из них - на вес золота. Тося в «Карнавальной ночи», тетушка Аксал в «Королевстве кривых зеркал», Ничкина в «Женитьбе Бальзаминова», Комариха в «Свадьбе в Малиновке» и, конечно, донна Роза в комедии «Здравствуйте, я ваша тетя!». Судьба Тамары Макаровны напоминает горный серпантин. Ее путь и в кино, и в жизни был так же извилист и непредсказуем. Но как киноактриса Носова была востребована всегда, ею сыграно более 70 ролей, поэтому было неожиданным и необъяснимым то, что она в 90-е годы исчезла с экрана. Долгое время я тщетно пытался с ней связаться. Сначала актриса категорически отказывалась от интервью, а потом у нее надолго отключился телефон. Она не появлялась на премьерах и фестивалях, и никто из артистов не мог внятно объяснить, что же случилось с их коллегой, чем она занимается. Кто-то говорил страшные вещи, предполагая, что она сошла с ума или умерла, но правды не знал никто. На самом деле все эти последние годы Тамара Носова очень бедствовала, с трудом выживая на мизерную пенсию, отказывая себе во многом. Она избегала выходить в свет, стыдясь своей бедности. Ей не на что было купить вечернее платье, косметику и многое другое. Был период, когда народная артистка голодала, но помощи не просила ни у кого. Слава богу, сейчас ситуация изменилась, после 10-летнего перерыва Носова вновь снимается, ее зовут и в телесериалы, и в «большое кино». Легенда кинематографа смогла выжить в эти сумасшедшие годы и не потерять форму. Кто-то сказал, что великие комики - в жизни грустные люди. Вспомните, что пишут в мемуарах о Чарли Чаплине, Юрии Никулине. Мне кажется, что Носова не исключение. Она очень глубокий и очень своеобразный человек. Сама себя называет «запойной чтицей». В ее доме огромная библиотека, которая занимает целую комнату. В совершенстве зная английский язык, актриса читает Диккенса и Шекспира на языке оригинала. Кто может проникнуть в тайну чужой жизни, чужих мыслей? Тамара Макаровна очень закрытый человек: она редко общается с людьми, не любит пустых разговоров, телефонную трубку берет лишь в определенные часы, их знают только самые близкие ей люди. Она очаровательна для своих лет: очень высокая, худющая, ярко накрашенная женщина, которая не любит говорить о сегодняшнем дне. Недавно королева комедии отметила свой день рождения. Пырьев поставил ей «четверку» по актерскому мастерству Тамара родилась в семье высокопоставленного партийного работника, и в пять лет отец отдал ее в школу. Долго уговаривал директора, чтобы приняли такую малышку. В то время не было никаких элитных школ, и она обучалась в обычной районной. В школьные годы занималась в балетном и драматическом кружке. На ее спектакли ходила вся школа. Она легко поступила во ВГИК, при том, что конкурс был нереальный - 80 человек на место. Вместе с нею учились Е. Савинова, В. Тихонов и будущие лауреаты С. Гурзо, В. Иванов, Н. Мордюкова. В студенческие годы снялась у С. Герасимова в «Молодой гвардии», сыграла роль Вики Филатовой - задушевной подруги Ульяны Громовой, затем режиссер Юлий Райзман пригласил ее на одну из главных ролей (Анфиса) в картину «Кавалер Золотой Звезды». Критика приветствовала появление новой комедийной актрисы. Роль Анфисы в этом фильме показала, что молодая привлекательная актриса скоро станет звездой, играющей положительных героинь. Однако Носова уже со следующего фильма стала играть отрицательные, сатирические роли. Весной 1950 года она окончила ВГИК. Экзамены принимал Иван Пырьев - глава Мосфильма и создатель Союза кинематографистов. Он поставил актрисе четверку по актерскому мастерству. Все пять лет учебы педагоги ставили Тамаре только пятерки и даже пятерки с плюсом, чтобы выделить ее из рядов отличников. Поэтому когда на церемонии вручения дипломов было объявлено о четверке, весь зал вскрикнул. Никто не поверил своим ушам. - Я буквально оледенела от такого сюрприза. Четверка по мастерству была приговором - в штат театра киноактера брали только отличников. И то не всех. Пережить такое потрясение просто так я не могла. Решила уехать куда угодно - в деревню, в глухомань, лишь бы никого из них не видеть. И вдруг неожиданно в меня влюбился дипломат - молодой и красивый человек, который сразу же сделал мне предложение. Я не собиралась замуж, но обстоятельства подтолкнули меня к этому шагу. Мужу предложили на выбор несколько стран: Бельгию, Англию и Австрию, а я сидела и выбирала. Первые две страны мне не нравились из-за влажного климата, а Вена пришлась по душе. Мы уехали. Я никому ничего не сказала, и даже маме велела молчать. Прошло время, и вдруг в советском посольстве я увидела писателя Фадеева. Он сообщил: «Тамара, тебя представили к Сталинской премии за фильм «Кавалер Золотой Звезды». Тебя искали по всей Москве, ходили слухи, что ты вышла замуж за какого-то короля. После таких разговоров награды не дают. Тебе срочно надо ехать в Москву». Я рассказала все мужу. Он сказал: «Ну если ты такая талантливая, зачем беспокоиться? Не получишь премию сейчас, получишь за другую роль. И не надо никуда ехать». А я и не настаивала. И Сталинская премия «уплыла». Как меня потом ругали и Райзман, и Герасимов с Макаровой! В итоге мне пришлось развестись, иначе я так бы и осталась «приложением», развлекающим посольских гостей. Я вернулась в Москву без мужа и без премии. Самое интересное, что на лауреатство выдвинули и следующий фильм «Ревизор», но это был 1953 год: умер вождь, и все вручения приостановили на несколько лет. Первая актриса, создавшая образ дуры Образ Марьи Антоновны, созданный актрисой, - классический образ пустой и глупой провинциальной барышни. Носова - первая актриса советского кино, создавшая на экране образ дуры. Этот характерный взгляд огромных голубых, ничего не выражающих глаз, слегка приоткрытый рот, вздернутый нос, красное лицо - такова актриса в нескольких фильмах. Как бы она ни разговаривала на экране - медленно или торопливо, - это всегда было смешно. Кто не помнит роль Тоси, секретарши бюрократа Огурцова в «Карнавальной ночи»? Ее Тося хитра - она подхалимничает перед Огурцовым и важничает перед своими сверстниками. С Игорем Ильинским она составляет прекрасный дуэт. Как и с Сергеем Филипповым («Особый подход»), Михаилом Пуговкиным («Свадьба в Малиновке»). И, конечно, все видели фильм «Мертвые души» М. Швейцера, где Носова сыграла гоголевскую Коробочку - символ непроходимой тупости. Дуэт Носовой с Калягиным (Чичиковым) был бесподобен. Настоящим актерским шедевром Тамары Макаровны стала манерная бразильская миллионерша донна Роза Альвадорец - работа, которой Носова доказала свою гениальность. В ленте «Здравствуйте, я ваша тетя!» много актерских удач, но Тамара Носова превзошла многих. - Мне прислали сценарий за десять дней до кинопроб, - вспоминает она. - Но я хорошо знаю английскую литературу, и для меня не было большой проблемы войти в этот образ. Я умею работать и день и ночь, и я его сделала. В восьмидесятые Т. Носова снялась в трех картинах: «Спокойствие отменяется», «Тайна черных дроздов» и «Мертвые души». А потом случилась перестройка, и карьера многих мастеров кино, кумиров прошлых лет прервалась. Кто-то из них никогда больше не появился на экране. Кому-то, в том числе Носовой, повезло больше, и их возвращение в кино стало триумфальным. Людей, обладающих даром смешить, совсем немного. Далеко не каждый может сыграть в комедии. Это редкий дар, и объяснить его природу невозможно. Однажды на улице Тамаре Макаровне сказали: «Когда везде повышают цены, вы повышаете настроение». Когда она слышит комплименты, то воспринимает их не как должное, а с благодарностью и радостью и отвечает: «Это больше, чем я заслуживаю, но не больше, чем может вместить мое сердце».

Возрастная категория материалов: 18+